Главная  /  Статьи  /  Необходимость формирования антикоррупционной среды

Необходимость формирования антикоррупционной среды

Соб. инф
294
Необходимость формирования антикоррупционной среды скачать фото
Глава государства в своем Послании народу Казахстана в январе 2018 года в числе 10 основных задач назвал борьбу с коррупцией и обеспечение верховенства закона

Глава государства в своем Послании народу Казахстана в январе 2018 года «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» в числе 10 основных задач, на которых нужно сконцентрироваться, назвал борьбу с коррупцией и обеспечение верховенства закона.
 

Коррупция подрывает государственные устои, замедляет экономическое развитие государства. Она оказывает крайне отрицательное влияние на общество и бизнес, препятствует проводимым экономическим и социальным реформам.
Верховенство закона является обязательным условием для достижения экономического роста, социальной справедливости, развития и процветания культуры во всем обществе.
Казахстан с момента обретения независимости целенаправленно и поэтапно создает законодательные рычаги противодействия коррупции.
Одним из первых на постсоветском пространстве в 1998 году был принят закон «О борьбе с коррупцией», определивший цели, задачи, основные принципы и механизмы борьбы с этим негативным социальным явлением.
В нашей стране коррупция возведена в ранг прямой угрозы национальной безопасности, что  нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с ней. Принято современное антикоррупционное законодательство, ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.
В свете задач по вхождению в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира произошла модернизация проводимой антикоррупционной политики для расширения роли гражданского сектора в противодействии коррупции.
В этой связи Президентом утверждена Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015–2025 годы, результатом реализации которой станет повышение качества оказания государственных услуг населению, уровня правовой грамотности и антикоррупционной культуры граждан.
Особая роль в противодействии коррупции отводится объединению усилий общества и государства, что крайне важно для укрепления системы фундаментальных ценностей по формированию культуры абсолютного отрицания коррупции, политики «нулевой терпимости» к проявлению коррупции.
В 2015 году принята новая редакция закона «О противодействии коррупции». Она разработана на основе передового опыта таких стран, как Финляндия, Великобритания, Норвегия, США, Бельгия, Франция, Германия и др. Данный закон отличается от ранее действовавшего прежде всего тем, что основным ее приоритетом является предупреждение коррупции, устранение причин и условий коррупции, а не борьба с ее последствиями.
Он является важным импульсом в реализации Антикоррупционной стратегии, Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ», программы противодействия коррупции партии «Нұр Отан».
В этой связи приоритетными признаны меры, направленные на реализацию антикоррупционной политики посредством предупреждения коррупции, выявление и минимизация коррупционных рисков в деятельности государственных органов и должностных лиц, широкое антикоррупционное просвещение, формирование антикоррупционной культуры у населения.
Глава государства еще в 2008 году в своем Послании подчеркивал, что приоритетной целью в поддержании законности и правопорядка должно стать предупреждение правонарушений, а не карательные действия. Тогда же был разработан и принят закон «О профилактике правонарушений», определяющий правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике правонарушений.
Впервые законом «О противодействии коррупции» для исключения причин и условий, способствующих коррупции в государственном и частном секторах, введены новые механизмы. Это антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, воспитание антикоррупционной культуры, а также формирование и публикация Национального доклада по противодействию коррупции.
По моему глубокому убеждению, противодействие коррупции – это дело всех граждан нашего государства, а не одних только государственных органов в лице правоохранительных органов и спецслужб.
Проблема коррупции вызывает наибольшую обеспокоенность и партии «Нұр Отан», которая ведет значительную работу по снижению ее уровня.
Еще в 2013 году на XV съезде партии «Нұр Отан» Председатель партии Н. А. Назарбаев в своем выступлении отметил, что «принципиальный вопрос политического лидерства – наша непримиримая антикоррупционная стратегия. Партия должна быть принципиальным стражем гражданской чести нуротановцев. Люди на местах знают мздоимцев в лицо, а это значит, что их знают и рядовые нуротановцы. Они должны первыми бить тревогу, разоблачать коррупционеров. Задача партии и правоохранительных структур – защищать борцов с коррупцией, помогать им. Ни один тенге из государственной казны не должен оставаться без присмотра. Только тогда борьба с казнокрадством будет успешной!» 
Вопросы противодействия коррупции заложены в Предвыборной платформе партии, которая целенаправленно формирует в обществе стойкое неприятие данного негативного явления.
В 2014 году для выработки новых системных и долгосрочных мер противодействия коррупции не только со стороны государства, но и со стороны общества принята партийная программа противодействия коррупции на 2015–2025 годы.
Данная программа нацелена на формирование антикоррупционной культуры, образование и воспитание, снижение предпосылок возникновения коррупции, усиление партийного и общественного контроля деятельности органов государственного управления, квазигосударственного сектора и субъектов монополий, расширение полномочий местного самоуправления, а также совершенствование антикоррупционного законодательства.
В ней обозначены основные задачи по созданию общественной инфраструктуры противодействия коррупции и защиты прав граждан, привлечению к ответственности лиц, невзирая на их должности, открытому обсуждению проблем с коррупцией.
Наряду с этим в «Дорожной карте» по реализации партийной программы противодействия коррупции Бюро Политсовета партии рекомендовано выделять не менее 5% от общего объема средств государственного соцзаказа на реализацию проектов по формированию антикоррупционной культуры.
К сожалению, местными исполнительными органами исполнение данной рекомендации оставляет желать лучшего. К примеру, в 2016 году на реализацию госсоцзаказа было предусмотрено 7,7 млрд тенге, из них на антикоррупционную тематику выделено всего 49 млн тенге, или 0,6% от общей суммы. В 2017 году данный показатель также составляет 0,6%, или 64,9 млн тенге из выделенных на эти цели 10 млрд тенге.
Тем самым не до конца реализованными остались требования статей 18 и 22 закона «О противодействии коррупции», когда все госорганы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица обязаны вести противодействие коррупции в пределах своей компетенции.
Партией «Нұр Отан» значительно расширен охват общественным контролем наиболее коррупциогенных сфер в рамках деятельности республиканского, региональных и территориальных общественных советов по противодействию коррупции.
Достижение стратегических целей Казахстана возможно только путем всеобщей бескомпромиссной борьбы с коррупцией, преступностью в целом и существенным подспорьем в этом должно стать упреждение правонарушений.
В этой связи в 2017 году в целях исполнения поручений Главы государства, а также Программы противодействия коррупции на 2015–2025 годы подписана «Дорожная карта» о сотрудничестве «Нұр Отана» и Агентства Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции.
В соответствии с этим документом в 2017 году приоритетными направлениями совместной работы стало противодействие коррупции в образовательных учреждениях, в сфере жилищных отношений, здравоохранения, социальной защиты как на центральном, так и региональном уровне.
Тем самым партия «Нұр Отан» показывает свою открытость для совместной работы в рамках республиканского и региональных советов по противодействию коррупции.
В прошлом году партией совместно с правоохранительными органами, НПП «Атамекен», Гражданским альянсом и другими подготовлено более трех тысяч рекомендаций по устранению причин и условий коррупции, внесены поправки в девять законов и инициировано 42 подзаконных акта.
По официальной информации агентства, в 2017 году зарегистрировано 1835 коррупционных правонарушений, что на 18% ниже 2016 года. Прежде всего это связано со смещением акцентов на выявление тяжких и особо тяжких категорий преступлений, а также фактов системной коррупции. Так, в результате осуществления своевременных оперативных мероприятий пресечено 108 фактов системной коррупции, по которым привлечено к уголовной ответственности 320 лиц.
Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений остаются взяточничество, хищения и злоупотребления должностными полномочиями.
В прошедшем году Казахстан в международном рейтинге индекса восприятия коррупции Transparency International занял 122-ю строчку с 31 баллом (в 2016 году занимало 131-е место с 29 баллами), что позволило выйти из категории наиболее коррумпированных стран мира, превысив пороговое значение в 30 баллов. Основными положительными моментами, отмеченными экспертами, стали масштабные законодательные инициативы, предпринятые в области противодействия коррупции и обеспечения прозрачности и подотчетности деятельности государственной власти, в том числе продолжающаяся работа в сфере совершенствования систем по оказанию государственных услуг населению.
В целом правовые основы противодействия коррупции в Казахстане, которые представлены Уголовным, Административным кодексами, законами «О противодействии коррупции», «О государственной службе», «О доступе к информации» и другими законодательными актами, стали, по сути, модельным для стран постсоветского пространства.
Формирование неприятия коррупционной среды может быть достигнуто при наличии высококвалифицированных специалистов, занятых в сфере профилактики коррупции, в том числе работающих с молодежью. Несомненно, что успешное претворение намеченных планов возможно только при наличии соответствующих благоприятных условий: слаженной и эффективной работы государственных структур, во взаимодействии с гражданским обществом.

 

Жанат ДЖАРАСОВ, 
депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан», 
председатель Республиканского общественного совета 
по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан»