Главная  /  Статьи  /  Почему занятия физкультурой в школе стали опасными для наших детей?

Почему занятия физкультурой в школе стали опасными для наших детей?

Мира Мустафина
1056
Почему занятия физкультурой в школе стали опасными для наших детей? скачать фото
Около трети всех травм, полученных школьниками во время учебного года, приходится на уроки физкультуры. Трагический факт нынешнего учебного года: в декаб-ре 2013 года в алматинской школе № 66 восьмиклассник умер во время урока физкультуры. И это только то, что получило широкую огласку в средствах массовой информации. Но практика показывает – даже если дело получило огласку и дошло до суда, найти и наказать виновного трудно. Наша система образования не любит афишировать несчастные случаи. «Показатель травматизма портит статистику учебного заведения», – сказал, озираясь по сторонам, учитель физкультуры одной из алматинских школ.

– Почему уроки физкультуры стали опасными? Как ни банально, но потому, что дети зачастую  не могут выполнить то, что требует учитель. Так, президентские тесты по физкультуре включают в себя практически недостижимые параметры для среднестатистического ученика – с длительными кроссами, отжиманиями и подтягиваниями на турнике. При этом по своим физическим данным современные ученики отстают на 60 процентов  от  тех детей, которые сдавали, например, ГТО в 70-х годах прош-лого века, – говорит  участница  пресс-конференции «Нет – смертям на уроках физкультуры!»  президент ОФ «Улагатты жануя» Марианна Гурина.  

 

Может, сорок лет назад старшеклассник и мог подтянуться 18 раз, а сейчас от силы – 5–7.  Президентские тесты по бегу на 30, 60, 100,1000, 1500, 2000 и 3000 метров для многих – и вовсе непосильная нагрузка, которая может привести к инфаркту или инсульту.   

 

– В 15–16 лет у подростков часто бывает юношеская гипертония, а мы заставляем их бежать 3000 метров. Любой спортсмен вам скажет, что это самая сложная дистанция. Чтобы несчастных случаев на уроках физкультуры стало меньше, нужна полная диагностика школьников. Сейчас мы говорим: ухудшение зрения, осанки, другие поверхностные нарушения. О глубоких исследованиях речь не идет. И главное – надо понять, что мы хотим от уроков физкультуры? – говорит учитель физкультуры Наталья Дрейт.  

 

Она  тот самый  педагог,  которого можно назвать учителем по призванию. У Натальи Дрейт нет ни прогульщиков, ни двоечников.  Физкультура у детей в школе одного из спальных районов  Алматы – самый любимый предмет. Пусть на меня не обижаются другие предметники, но урок математики,  физики  или истории с «сидячим» классом можно вести хоть до 60 лет и больше. Урок физвоспитания – совсем иное. Тут надо владеть и словом, и телом. Особенно в старших классах. Это какой педагогический талант, харизму и любовь к детям надо иметь, чтобы у этих ребят 40 минут поддерживать интерес! 

 

– За двадцать лет педагогической деятельности  я постоянно поднимаю вопрос о том, чтобы ребят, которые сдали президентские тесты, зачислять в профильные вузы и на кафедры физвоспитания в педагогические вузы. Пусть они учатся по грантам. Положение об олимпиадах по другим предметам дает такую возможность. Ребята, сдавшие президентские тесты, – великие труженики. Чтобы  быть более убедительной, приведу  цифры:  из 613 тысяч казахстанских школьников президентские тесты сдали  3 процента, вообще не сдали  80 процентов, – говорит учитель физкультуры Дрейт.  

 

Корень зла – нормативы 

 

Такого мнения придерживаются участники  пресс-конференции, инициатором  которой выступило РОО учителей и преподавателей «Ар Намыс». 

 

Нормативы необходимо менять в соответствии с казахстанскими  реалиями – требование педагогической общественности. Кстати, в них даже не расписано, сколько детей одновременно может заниматься в типовом спортивном зале, не сказано, какой инвентарь школы обязаны закупать, сколько мячей должно быть в зале.  

 

– Надо, например, на уроках физкультуры обязательно учить детей правильно падать, – говорит директор СДЮШОР № 9 Тахир Кашкули.  

 

Профессиональный тренер, в прошлом – спортсмен, согласен с участниками пресс-конференции, что уроки физической культуры в общеобразовательной школе долж-ны проходить по-другому.   

 

– Нынешние уроки физкультуры с обязательными кроссами, прыжками в высоту и подтягиванием на турнике детям не очень-то интересны. Чтобы разнообразить уроки, заинтересовать детей и привить им настоящую любовь к физической культуре, надо вести занятия совсем иначе. Желательно – в виде спортивных игр.  Дети с удовольствием будут заниматься баскетболом, волейболом, аэробикой или фитнес-зарядкой, флорболом – хоккеем на полу. Но где? Современных спортзалов крайне мало.  О душе, раздевалках, новом безопасном инвентаре во многих школах даже не мечтают, – отмечает Тахир Кашкули. 

 

«Конь», «козел» и «канат» – нормативы спортивного инвентаря в наших школах  не меняются с советских лет. В это время за рубежом канаты, деревянные снаряды и еще многое другое гораздо безопаснее и функциональнее.   

 

Разным детям по плечу разная ноша 

 

Нынешние стандарты уроков физкультуры  ориентируются на того школьника, который  практически здоров, и совсем не обращают внимания на тех, кто ослаблен.  Стоит ли делать секрет из того, что  здоровых детей остается все меньше и меньше. И если в прежние годы в спецгруппе здоровья было не больше четырех-пяти человек из класса, то сейчас примерно такое же количество здоровых. Более половины подростков имеют хронические заболевания.  Для таких детей должны быть разработаны специальные щадящие программы и специальные нормативы. 

 

– Если в классе 30 или больше учащихся,  то надо делить их на группы, давать разные задания, зависящие от физических возможностей. И ввести на уроках физкультуры  балльную систему, – предлагает директор СДЮШОР № 9  Тахир Кашкули.  

 

На  уроках физической культуры  должен присутствовать врач. Как показал, трагический случай в алматинской школе № 66, далеко не всегда в учебном заведении есть медик, готовый оказать первую медицинскую  помощь. И если это произош-ло в Алматы в одной из крупных школ, что тогда говорить о  глубинке? Там  наполняемость школ низкая, одна медсестра иногда обслуживает 2-3 школы. Заметим, не врач, а медсестра. Успеет ли  она прибежать к пострадавшему? Быстро ли приедет врач и найдется ли машина «скорой помощи», чтобы отвезти ребенка в ближайшую больницу? Несмотря на  ужасающий случай гибели ребенка на уроке физкультуры, на сегодняшний день ни в  одном департаменте образования  нет специального подразделения, которое отвечало бы за безопасность школьной среды.   

 

Здоровьесберегающая  функция 

 

Так повелось в наших школах, что уроки физкультуры – это несерьезно. Важно, чтобы ребенок хорошо учился по другим предметам. Опасное заблуждение, наносящее немалый вред здоровью.  Физическая культура – это предмет, который включает в себя знания огромной  системы нагрузок, питания, гигиены.  

 

– У нас же все по-прежнему нацелено лишь на  сдачу  президентских тестов.  Во всех развитых странах физкультура – важнейший предмет, во многом определяющий имидж школы.  Я согласна со своей алматинской коллегой Натальей Дрейт, потому что нет главного ответа: что мы хотим от уроков физкультуры, какую цель ставим?  Если оздоровить, то разве для этого надо через «коня» прыгать или кувыркаться, прыгать в длину с места? Бегать на 3000 метров?  На мой взгляд,  сейчас основная задача уроков физкультуры в наших школах – здоровьесберегающая. Сейчас  из 10 выпускников только троих можно назвать здоровыми, – сказала учитель физкультуры из Семея Светлана Тлеугабылова. 

 

Как у них? 

 

Несмотря на важность вопроса отношение к физкультуре как к школьному предмету в Министерстве образования и науки Казахстана, скажем так, очень пассивное. И пусть нас можно упрекнуть в нетак-тичном сравнении, а вот в ряде европейских странах уроки  физкультуры – это не учебная нагрузка, а скорее, время, когда  дети  активно двигаются. Такие  уроки детям нравятся, ведь у них врожденная потребность двигаться.  К тому же родителям дается выбор: если ребенок посещает спортивную секцию, то это считается автоматической оценкой.  В США до 4-го класса нет такого предмета. Зато есть каждый день «час активности» – подвижные игры на воздухе или в помещении. С 5-го класса школьники уже занимаются разными видами спорта. Ребята старших классов ходят в школьный спортивный клуб.  Там оценивается количество отработанных часов и количество занятий, которые их заменяют. Если сердце не позволяет выдерживать циклическую нагрузку или, как принято говорить, кардионагрузку, значит, можно заниматься чем-то другим, тоже связанным с физическими навыками. 

 

И под лежачий камень…

  

Успешные результаты уроков физкультуры  базируются на трех вещах. Это наличие материальной базы, педагогических кадров и пропаганда здорового образа жизни.  Поэтому руководитель Алматинского филиала РОО учителей и преподавателей «Ар Намыс»  Ирина Смирнова  предложила общественными организациями  провести инспектирование общеобразовательных  школ на предмет спортивных площадок и футбольных полей, чтобы иметь полную картину по данному вопросу. Привести их в надлежащее состояние – дело чести не только школы, но и местной исполнительной власти, НПО и  просто неравнодушных людей. Следующая  инициатива: крупным спортивным сооружениям  проводить часы массового спорта, например, утром. Желающие бы нашлись.  

 

Еще одна проблема, требующая незамедлительного решения – кадры.  Выпускники спортивных вузов и кафедр физвоспитания не идут работать в школу.  И здесь ничего не поделаешь – должна быть мотивация.  И не только в качестве высокой зарплаты. Важно отношение к физкультуре как к школьному предмету. И конечно, пропаганда спорта и здорового образа жизни. Ее пока недостаточно.  Весь мир живет сейчас программами, такими как «Спорт для всех». У нас пока таких  нет.

Смотрите также: