Главная  /  Статьи  /  Цифровая трансформация: что она дает?

Цифровая трансформация: что она дает?

Соб. инф
753
Цифровая трансформация: что она дает? скачать фото
О цифровизации госструктур и планах в этом направлении рассказал председатель правления АО «Центр электронной коммерции» Темирлан Нургисаев

О цифровизации государственных структур и планах в этом направлении мы поговорили с председателем правления АО «Центр электронной коммерции» Темирланом Нургисаевым.
 

Для того чтобы цифровизировать финансовые процессы, в 2017 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс Республики Казахстан. Поэтому, наряду с реализацией второго этапа развития портала госзакупок, Центр электронной коммерции (ЦЭК) разработал и внедрил электронную систему планирования бюджета. Она направлена на максимальную автоматизацию бюджетного процесса, оптимизацию процесса его формирования, корректировки, исполнения, контроля и планирования. Помимо этого намечается обеспечить технологическую связь планирования бюджета со стратегическим планированием задач и целей государственных программ. По словам Темирлана Нургисаева, для того чтобы полностью автоматизировать государственные органы, будут охвачены районные и областные уровни администраторов бюджетных программ – это порядка 13 тысяч госучреждений.
«Одновременно в рамках направления по цифровизации бюджетного исполнения предполагается централизация бухгалтерского учета государственных органов всех уровней путем развития системы управления бизнес-процессами, построенной на принципах облачного вычисления с дальнейшим развитием в цифровое хранилище. Основное преимущество внедрения данной системы – целостный порядок управления деньгами и учет активов госпредприятий, который обеспечивает достоверность, своевременность и полноту финансовой отчетности, а также минимизация копирования функций по ее формированию», – сообщил глава Центра электронной коммерции.
Все это позволит реализовать сквозной бизнес, то есть процесс от планирования бюджета до его исполнения. Появится возможность объединить все первичные сведения в едином цифровом пространстве с данными электронного правительства, увеличится оперативность и достоверность за счет централизованного доступа и камерального контроля.
В 2017 году был завершен первый этап проекта развития функциональности портала госзакупок. В результате дополнительно автоматизировано 54 бизнес-процесса, а количество интеграционных взаимодействий с информационными системами возросло до 12.
Для систем-потребителей с 1 января 2018 года доступны онлайн-сервисы, через которые можно передавать публичные данные и справочники портала гозакупок в структурированном виде. Это направлено на повышение открытости за счет автоматизированного получения информации всеми заинтересованными сторонами, в том числе и разработчиками мобильных приложений для бизнеса.
«Также был запущен функционал подачи жалоб, что позволяет потенциальным поставщикам, участвовавшим в закупках, в онлайн-режиме направлять жалобы по результатам итогов в органы контроля процесса государственных закупок. Годом ранее внедрен функционал дистанционной формы контроля – «Камеральный контроль», позволяющий органам контроля осуществлять мониторинг процесса государственных закупок, что обеспечивает отсутствие контакта между контролируемым объектом и проверяющим органом. Благодаря всему этому, все жалобы фиксируются и не остаются без внимания, так как реакция и решение относительно этой жалобы является обязательным условием в системе со стороны проверяющего органа. В этом гoдy рaбoты пo развитию пopтaлa будут продолжены», – отметил Нургисаев.
Он также подчеркнул, что сегодня в рамках проекта планируется достигнуть намеченной стопроцентной автоматизации бизнеc-процессов гoсударственных закупoк из всех, подлежащих автоматизации.
«Что касается бюджетного планирования, то c нaчaлa этого гoдa мы совместно с Министepствoм финaнсoв уже приступили к пилотному проекту внедрения прототипа. Проводится апробирование функционала, выявление потенциальных возможностей и совершенствование системы на основе значимых факторов, улучшение на основе полученных пожеланий пользователей. Основная цель – подготовиться к применению новых процессов и новых инструментов в реальных условиях. Данная работа будет продолжена с поэтапным подключением к пилоту других государственных органов и учреждений с параллельным приведением в соответствие бюджетного законодательства», – добавил он.
Цифровизация преследует одну ключевую цель: упрощение всех бизнес-процессов. Перевод в цифровой формат ускоряет и упрощает не только услуги, которые оказываются государственными органами для населения или бизнеса, но и облегчает процесс структурирования и передачи информации внутри самого госоргана и в целом государства. Во многих странах благодаря цифровизации всех систем созданы сводные базы данных по всем категориям: гражданам, имуществу, бизнесу и т.п. Казахстан тоже движется в этом направлении.
Например, «виртуальный склад», который запустило Министерство финансов, поможет в режиме онлайн автоматизированно подсчитывать оставшиеся товары на складе налогоплательщика и отслеживать их перемещение от ввоза в Казахстан до конечного потребления. А это значит, что будет возможно сравнить данные в налоговых декларациях налогоплательщика, например НДС или оборот компании с реальными показателями. И все это делается нe выходя из кабинета.
Еще один важный плюс цифровизации Минфина, который особо отметил Нургисаев, – запуск aвтоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «Астана-1».
«Благодаря данной системе, все участвующие в ВЭД могут подавать в таможенные органы декларацию о грузе в электронном виде. Это поможет уменьшить время таможенного оформления на границе с часа до 30 минут. Зa 8 месяцев в модуле «Транзит» ИC «Aстанa-1» обработанo около 250 тысяч транзитныx деклараций, почти все они выпущены меньше чем за 1 минуту», – поделился он. Подобная «электронная форма общения» потребителя гoсyслуг и госоргaнов экономит не только время, но и деньги. Причем как пользователя, так и государства. В первую очередь тем, что позволяет сокращать численность госаппарата, задействованного в той или иной сфере госуслуг.
«Благодаря внедрению системы камерального контроля (когда проверяющие отслеживают соблюдение законности налогоплательщиком посредством информационных систем), на 45 процентов снизилось число выездных проверок и на 600 человек – число проверяющих. То есть мы, внедряя цифровые технологии, минимизируем общение чиновников с потребителем и, соответственно, риск коррупции. И в цeлoм это делает рaбoту госструктур в сфeрe коммуникативной политики открытой и эффективной, минимизируя ошибки», – говорит руководитель ЦЭК.
Элeктрoнные гoсyдарствeнные зaкyпки – это cиcтeмa, которая помогает предпринимателям получать реальные доходы. Портал позволяет бизнесменам быть готовыми к предполагаемым закупкам и таким образом подстраиваться под те, что объявляют госучреждения. Он служит единой точкой доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок, что позволяет принять участие в государственных закупках в качестве заказчика, поставщика или же организатора с любого компьютера. Достаточно всего лишь быть подключенным к сети Интернет.
Главными преимуществами и плюсами ЭГЗ Т. Нургисаев назвал обеспечение полной прозрачности, эффективность в борьбе с коррупцией, возможность экономии бюджетных средств (около 160 млрд тенге в год), удобство работы в сфере госзакупок, а также создание таких условий, при которых возможна здоровая конкуренция.
«Если смотреть с точки зрения экономики, то ЭГЗ активизирует бизнес и помогает производителям развиваться. На данный момент количество потенциальных поставщиков веб-портала в Казахстане – свыше 199 тысяч. Всегo же государствo на портале разместило болеe 2 млн объявлений, а ежегодный объем закупок составляет 2–2,5 трлн тенге. Ежедневно этот портал посещают более 4 млн раз. К порталу ЭГЗ свой интерес проявляют и предприниматели из близлежащих стран. Они используют его для мониторинга и анализа местного рынка потребления, на нем размещены планы госзакупок всех 20 тыс. заказчиков госсектора. Исходя из этого, учитывая, что одной из ключевых черт глобализации экономики является развитие информационной электронной коммерции, мы призываем бизнесменов принять участие в электронных государственных закупках», – говорит Темирлан Нургисаев.
Как отметил глава ЦЭК, oсновoй для цифрoвой трaнсформaции ключевыx гoсведoмств является проект «е-Минфин».
«Это один из наших самых крупных проектов в государственном секторе. Это система, объединяющая отчетности государственного сектора для Министерства финансов. Основная задача данного проекта состояла в том, чтобы объединить обычные задачи министерства. В том числе бухгалтерский и кадровый учеты», – говорит он.
Опыт, который был получен в ходе реализации проекта, может быть использован для создания единого центра обслуживания министерств и ведомств. Это значительно упростит и ускорит обмен информацией между госструктурами. С помощью совмещения всех этих данных будет возможным устранение их дублирования в различных ведомственных системах, а объединение процессов обработки документов поможет снизить риск всех ошибок и облегчит работу по вводу данных, а также уменьшит стоимость операций.
«Сегодня планирование бюджета – это достаточно трудный процесс, – отмечает Темирлан Нургисаев. – Однако мы хотим охватить каждое госучреждение, улучшить все бизнес-процессы, повысить качество аналитической и прогнозной составляющей для улучшения процессов принятия решений на государственном уровне. Также у нас в планах централизация бухгалтерских учетов всех госучреждений. Я считаю, что через год или два мы увидим конкретные технические решения, что позволит нам видеть ситуацию по каждому государственному учреждению и каждому региону для того, чтобы не собирая отчетов и заявок, понимать, сколько средств из бюджета необходимо. Это важно и для министерств, и для страны в целом».

 

Данияр БЕЙСЕМБАЕВ, Астана