Главная  /  Статьи  /  В Казахстане ралли скорее жив

В Казахстане ралли скорее жив

Иван Резванцев
120
В Казахстане ралли скорее жив скачать фото
На этой неделе стартовала заявочная кампания для участия в Кубке Казахстана по ралли

Как отмечают организаторы республиканского турнира, для пилотов и штурманов подготовлено немало сюрпризов. Как они надеются, нынешний Кубок страны должен получиться одним из самых интересных и запоминающихся. Впрочем, не только для участников состязания, но и зрителей. Ведь автоспорт – это в первую очередь драйв и экшн.
 

– Предстоящий республиканский турнир мы проводим в кубковом формате, потому как пока не добираем необходимого количества гонок, чтобы организовать классический чемпионат, – рассказал корреспонденту «Литера» заместитель председателя комитета ралли РК по южному региону известный казахстанский пилот Олег Данильченко. – Мы стараемся делать бюджетные гонки. Дело в том, что казахстанское ралли «лежит на боку». Поэтому мы делаем все возможное, чтобы поднять этот экстремальный вид спорта, привлечь больше участников и зрителей.
 

– В каком формате будет проводиться нынешний Кубок Казахстана?
– В 2018 году запланировано 5 этапов. Основной упор по дислокации пока делаем на Алматы. Планируем, что в следующем году к нему также подключатся Усть-Каменогорск и Южный Казахстан.
Первый этап начнется 1 июля. Участники стартуют и финишируют в спортивно-тренировочном комплексе Mobilex, который расположен в Алматинской области за поселком Комсомол. Здесь же будет организован и спецучасток. Также состоятся выездные «допы».
 

– Уже известно, какие города примут другие этапы Кубка Казахстана?
– Второй этап мы планируем провести в Усть-Каменогорске. Но пока он не подтвержден, поэтому сказать точно сейчас нельзя. Дело в том, что в ВКО еще не выбрана и не утверждена трасса, на которой пройдут состязания. Остальные этапы снова пройдут в Алматы.
Формат Кубка РК – ралли-спринт. В следующем году мы уже анонсируем полноценный турнир с более протяженными дополнительными участками. Два этапа мы планируем провести в Алматы с привязкой к спортивно-тренировочному комплексу Mobilex. Здесь в первую очередь очень удобно проводить состязания для зрителей. Планируем провести этапы в ЮКО и Усть-Каменогорске. Также хотим организовать один участок в районе спортивно-технического комплекса «Сокол», что расположен в 75 км от Алматы.
 

– По предварительной информации, сколько экипажей в нынешнем году готовы принять участие в Кубке Казахстана?
– Мы будем определять победителей в трех класса. Планируем собрать не меньше 25 казахстанских «боевых» экипажей. Мы организовываем сразу несколько раллийных форматов. К участию в гонке привлекаем класс Side by side (SxS), ралли-рейдовые джипы, которые выступают в Кубке мира. Благо, они буквально на днях вернулись из Актау, где принимали участие в «Ралли Казахстан-2018». Также мы привлекаем к участию «трофистов».
Одним словом, мы пошли по российскому пути развития автоспорта. У них в одной гонке проходит определение сильнейших сразу по нескольким спортивным категориям: чемпионату и Кубку РФ, местному первенству и так далее. Заканчиваются соревнования гонками среди любителей по урезанным «допам».
У нас уже есть определенный опыт. Такой формат мы опробовали в прошлом году. Он показал свое преимущество: большая заполняемость да и для зрителей интересно.
 

– На ваш взгляд, в каких регионах Казахстана ралли как вид спорта еще жив?
– В классическом формате ралли начал возрождаться именно в Алматы. Потом этот вид спорта постепенно перекочевал в другие регионы. Клубное ралли проводится в Астане, Усть-Каменогорске, Петропавловске и Кокшетау. Что касается национального первенства, то оно проводилось только в трех городах нашей страны – в Астане, Усть-Каменогорске и Алматы.
Есть еще и определенные географические особенности. Грунтовые гонки преимущественно проводятся в крупнейшем мегаполисе Казахстана – Алматы. Очень интересная гонка «Ралли Балхаш», которая проводилась раньше. В маршрут входило порядка 320 боевых километров. Длительность составляла два дня. Очень напряженная и непредсказуемая гонка.
«Ралли «Чарын» – очень скоростная гонка. Там максимальная скорость на полноприводных автомобилях доходила до 220 км/ч, моноприводные выжимали  170–180 км/ч.
В очень интересном формате проводились состязания в Усть-Каменогорске. Гонка проходила по асфальту. Раньше в этом городе в рамках чемпионата СССР проводилась популярная гонка «Ралли Рудного Алтая». Это состязание постепенно возрождают. Правда, с некоторыми своими особенностями. Кстати, раньше там был боевой участок протяженностью около 120 км, проходивший по горному серпантину. С одной стороны – скалы, с другой – обрыв, очень острые и крутые повороты. Там можно было получить бесценный опыт выступления в горных условиях.
В Астане специализируются в гонках на льду. Конечно, местное состязание больше проводится в формате «ралли-спринта», но тоже очень интересное. Где еще можно получить опыт езды по скользкому покрытию? А это очень важно для профессиональных пилотов. Ведь они должны грамотно ехать на любом покрытии: по грязи, воде, льду, асфальту, песку.
Именно в таком формате раньше проводился чемпионат. Мы пытаемся вернуть все лучшее, что раньше было у казах­станского ралли. Конечно, без партнеров и спонсоров это сделать крайне сложно. Но мы пытаемся, делаем и будем делать для этого все возможное.
 

 


 

В тему

В нынешнем году традиционный трансконтинентальный ралли-рейд «Шелковый путь» минует территорию Казахстана. Знаменитый автомобильный марафон стартует 15 июля в Сиане (Китай). Спустя пять дней участники прибудут в приграничный город Урумчи. Оттуда транспортными самолетами всю автомобильную кавалькаду доставят в Астрахань (Россия). Гонка завершится 29 июля в Москве. Общая дистанция – 5947 км. Из них 3164 км (53,2% от всей дистанции) приходится на спецучастки. В нынешнем году ожидается самый «звездный» состав участников за всю историю проведения ралли-рейда «Шелковый путь».

 


 

– Ралли считается довольно дорогостоящим видом спорта. На ваш взгляд, сколько необходимо выложить денег, чтобы подготовить бюджетный вариант автомобиля для участия в Кубке страны?
– У нас выступают самые обычные ребята, которые далеко не миллионеры. Что радует, очень много молодежи. Мы помогаем им правильно подобрать автомобиль для гонок. Советуем, как дешевле его довести до ума. Да, у нас есть бизнес-драйверы, как их называют в нашей среде. Но их мало и они погоду не делают. Мы же пытаемся сделать этот вид спорта массовым.
Что касается цены на «боевой» автомобиль, то все зависит от уровня подготовки пилота. Могу сказать, что мой первый раллийный автомобиль с каркасом, с «накрученным» моторчиком обошелся мне всего в несколько тысяч долларов. Надо же было с чего-то начинать. Самое интересное, что я на нем занял четвертое место в своем «классе». Конечно, это было невероятно круто!
Кстати, это был самый обычный автомобиль – «Жигули» восьмой модели. Я вам честно скажу, по своим характеристикам российская машина уникальна. Она достаточно дешевая, на­дежная, с ней можно работать в плане усовершенствования. На мой взгляд, для начинающего пилота это лучший вариант. А специально для любителей мы вводим новый гоночный формат с ограничением объема двигателя до 1,5 литра. Своего рода класс – «национальный».
Дальше – уже вопрос бюджета. Когда ты начинаешь выступать на результат, борешься за призовое место в абсолютном зачете, то там автомобили уже стоят хороших денег. Для того чтобы просто выступать и получать удовольствие, больших сумм не надо. Достаточно установить в серийный автомобиль каркас, чуть «навернуть» двигатель, минимально поработать с подвеской, отладить «синхрон» и все готово!
 

– На каком автомобиле вы сейчас выступаете?
– Приоритетов не меняю. Вот все хают «Жигули». А я считаю, что это прекрасный автомобиль. Я сейчас выступаю на «Ладе Калине». Она у меня подготовлена по группе «А», ближе к международному стандарту R2. По российским меркам она идет по классу «Супер-2000». У моего боевого автомобиля стоит модернизированный, но родной двигатель, секвентальная коробка. Одним словом, под капотом – под 200 лошадей. Она ездит очень быстро. На такой машине надо уметь выступать.
 

– Максимальная скорость, которую вы выжимали из своей «Калины»?
– Порядка 180 км/ч. Могу сказать, что в моем автомобиле установлена шестиступенчатая коробка передач. Так вот, на последней шестой скорости даже мне страшно ехать (смеется).

 

Иван РЕЗВАНЦЕВ, 
фото Ольги АПЕЛЬГАНЕЦ 
и Татьяны ДРУЖИНИНОЙ, Алматы

Смотрите также: