Главная  /  Статьи  /  Обеспечение мирного неба над Казахстаном

Обеспечение мирного неба над Казахстаном

Андрей Королев
307
Обеспечение мирного неба над Казахстаном скачать фото
Казахстан ведет миролюбивую политику, цель которой – укрепление добрых отношений с соседями

Но текущая обстановка на мировой арене вынуждает к усилению обороноспособности государства. Поэтому данное направление для Астаны является приоритетным, отмечал Президент Нурсултан Назарбаев.
 

Укрепление обороноспособности – одна из приоритетных задач государственной политики. Казахстан сегодня по праву считается самой безопасной и подкованной в военном отношении страной Центральной Азии.
С 2018 года бюджет оборонного заказа Министерства обороны республики перешел к Министерству оборонной и аэрокосмической промышленности РК. Это позволило освободить силовые органы от несвойственных функций и обеспечить поступательное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Суммарные расходы на оборону из бюджетов только за январь-февраль 2018 года составили 78,9 млрд тенге, против 65,9 млрд тенге годом ранее, прирост на 19,8%. Их них 98,5% – 78,9 млрд тенге расходов на оборону пришлось на республиканский бюджет, остальные 1,5% – 1,2 млрд тенге – на местные бюджеты.
По итогам всего 2017 года из местных бюджетов на оборону было выделено 25,9 млрд тенге, что на 74,8% больше чем в 2016 – 14,8 млрд тенге. Заметнее всего вложились в оборону в Алматы: расходы бюджета мегаполиса на оборону составили 5,3 млрд тенге, это 20,4% от РК. Далее Алматинская область – 15,8% – 4,1 млрд тенге, замыкает тройку лидеров Южно-Казахстанская область – 13,2% от РК – 3,4 млрд тенге.
Во многих государствах мира оборонно-промышленный комплекс является локомотивом экономического развития и технологического прогресса. Развитие данной отрасли оказывает значительное влияние на развитие государства в целом, его безопасность. Через развитие оборонно-промышленного комплекса экономически развитые страны осуществляют значительные инвестиции в передовые технологии, фундаментальную и прикладную науку, элементную базу, стимулируя их развитие. Именно поэтому развитие оборонной промышленности является одним из важнейших приоритетов не только стратегии национальной безопасности нашего государства, но и реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Для Казахстана, территория которого превышает по площади все страны Западной Европы вместе взятые, а протяженность государственной границы составляет более 13 тысяч километров, обеспечение военной безопасности базируется на решении сложного комплекса политических, экономических, дипломатических, идеологических и других невоенных мер, направленных на разрешение международных и внутригосударственных противоречий, предупреждение их перерастания в конфронтационное, военно-силовое противоборство. Наряду с этим особое значение имеет выработка рациональной военной политики, соответствующей конкретной международной обстановке, а также реальным экономическим и военным возможностям страны. Согласно этой политике, формируется военная доктрина, создается военная организация государства, определяется стратегическая направленность строительства Вооруженных сил.
Стоит отметить, что в настоящее время реализован основной объем задач по комплексному развитию военной организации государства, а также расширению участия Казахстана в обеспечении международной безопасности. Оптимизированы состав и структура Вооруженных сил, других войск и воинских формирований и уточнены задачи с учетом военных угроз государству и возможных сфер деятельности противника.
Для повышения роли Генерального штаба Вооруженных сил в совместном планировании, межведомственной координации и организации взаимодействия с другими войсками и воинскими формированиями, государственными органами и организациями при решении задач обеспечения военной безопасности и обороны государства ему придан статус ведомства Министерства обороны. Увеличен боевой потенциал сухопутного, военно-воздушного и военно-морского компонента военной организации государства за счет создания необходимого комплекта войск, вооружения, военной техники и запасов материальных средств на стратегических направлениях.
В рамках интеграции системы территориальной обороны в общую систему обеспечения военной безопасности и обороны государства создан орган управления территориальной обороны в составе Вооруженных сил. В интересах обеспечения оперативности реагирования на военные угрозы государству предпринимаются меры по усилению воздушно-транспортных возможностей Вооруженных сил, других войск и воинских формирований.
В рамках мобилизационной подготовки государства реализуются меры для повышения устойчивости управления и организованного перевода экономики государства на военное время, по удовлетворению потребностей военной организации государства в материальных резервах, обеспечению функционирования административно-территориальных единиц государства в период мобилизации, военного положения и в военное время.
Проводятся меры по развитию оборонной промышленности и научных организаций, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения военной безопасности государства. Внедряются инновационные технологии, на предприятиях осваивается производство современной военной продукции, востребованной военной организацией государства. Проведенные мероприятия по обеспечению военной безопасности государства позволили укрепить обороноспособность Казахстана и повысить готовность военной организации государства к противодействию военным угрозам.
Целями военной политики Казахстана являются обеспечение внутренней стабильности, предотвращение угроз развязывания военных конфликтов против государства, расширение участия в обеспечении международной безопасности в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, поддержание в постоянной готовности военной организации государства к вооруженной защите Казахстана и его союзников.
Военная политика Казахстана направлена на создание системы международных отношений, в которой значение военной силы минимизируется, разрешение противоречий между государствами, народами, социальными группами будет осуществляться с использованием политико-дипломатических, экономических, информационных, правовых и других невоенных средств.
В мирное время состав, укомплектованность, подготовленность и обеспеченность Вооруженных сил, других 
войск и воинских формирований должны обеспечивать готовность к выполнению задач в обеспечении правовых режимов чрезвычайной ситуации социального характера и чрезвычайного положения, локализации, пресечения и разрешения пограничных и внутренних вооруженных конфликтов, а также применению в военных конфликтах низкой и средней интенсивности.
Реализация военной доктрины позволяет поддерживать боевую готовность Вооруженных сил, других войск и воинских формирований и мобилизационную готовность государства на уровне, необходимом для адекватного реагирования на военные угрозы государству, расширять участие Казахстана в обеспечении международной безопасности. Реализация положений военной доктрины осуществляется в рамках документов системы государственного планирования в пределах выделяемых бюджетных средств. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента народу Казахстана и корректируются в системе государственного и военного планирования.

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы