Главная  /  Статьи  /  Новая модель экономического роста

Новая модель экономического роста

Соб. инф
391
Новая модель экономического роста скачать фото
В Стратегии «Казахстан-2050» перед нами стоит задача по вхождению в число 30 развитых стран мира

Ключевым документом реализации стратегии является Стратегический план-2025. Он конкретизирует действия Правительства на среднесрочный период, а также отражает интересы граждан, государства и бизнеса.


Принципиальная задача до 2025 года – выйти на целевую траекторию роста национальной экономики и изменение ее структуры со средними темпами роста ВВП, превышающими темпы роста мировой экономики, приводящими нас уверенно к «лиге топ-30 стран» в период новой экономической реальности.
Стратегический план-2025 является комплексным планом решения задач Третьей модернизации. Он охватывает вопросы, связанные не только с экономической модернизацией, но также и с институциональной и социальной модернизацией.
Стратегический план развития до 2025 года приходит на смену Стратегическому плану развития до 2020 года. С момента принятия плана досрочно достигнута главная цель по увеличению роста национальной экономики. При запланированном росте ВВП до 2020 г. на одну треть, рост в 2009–2017 годах составил более 43%. Основные задачи Стратегического плана до 2020 года исполнены. За восемь лет ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличилась на три года и составила 72,4 года в 2017 году. В мировых рейтингах QS WUR были отмечены восемь казахстанских вузов, из них два вуза вошли в топ-300 и топ-400, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 8,2% до 2,6%. Стратегический план до 2020 года нивелировал последствия глобального финансового кризиса и ускорил переход к диверсифицированному устойчивому росту экономики.
В основе Стратегического плана лежит новая модель экономического роста, которая предусматривает переход на качественные драйверы роста (технологии, экспорт, инновации) и усиление рыночных механизмов развития (конкуренция, разгосударствление, рост капитализации).
Переход к новой модели экономического роста будет сопровождаться проведением системных реформ по основным направлениям изменений в экономике и социальной жизни страны до 2025 года. При этом важно продолжить уже проводимые реформы в рамках реализации курса Стратегии-2050.
Семь системных реформ включают в себя следующие пункты: новый человеческий капитал, технологическое обновление и цифровизация, конкуренция и конкурентоспособный бизнес, правовое государство и противодействие коррупции, сильные регионы и урбанизация, модернизация общественного сознания, государственный сектор как лидер изменений.


Новый человеческий капитал
В этой связи в рамках данной реформы предстоит обеспечить текущие и будущие потребности экономики и государства в хорошо подготовленных кадрах. Потребуется переориентация всей системы профподготовки на новые кадровые запросы, масштабное обновление учебных программ, непрерывность обучения на протяжении всей жизни. Продолжится работа над увеличением прозрачности рынка труда и развитием его инфраструктуры за счет внедрения общенациональной электронной биржи труда, автоматизации центров занятости и их передачи в доверительное управление частному сектору.


Технологическое обновление и цифровизация
За счет повсеместной цифровизации и технологического перевооружения предстоит преодолеть главный барьер на пути обеспечения качественного роста экономики – низкую производительность. В рамках данной реформы предстоит создать инфраструктуру инноваций для развития наукоемкой экономики, провести модернизацию базовых отраслей и создать условия для формирования новой собственной высокотехнологичной, цифровой экономики.


Конкуренция и конкурентоспособный бизнес
С помощью данной реформы продолжится курс на активизацию частного сектора, приватизацию и развитие конкуренции, снижение участия государства и барьеров для бизнеса. Акцент будет сделан на развитие как малых, так и средних предприятий. Особое внимание будет уделено развитию экспортно ориентированных направлений.


Правовое государство и противодействие коррупции
Судебная система будет приведена в соответствие с международными стандартами, что обеспечит гарантии прав собственности, повышение стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. В целях ограничения поля и возможностей для коррупционных проявлений планируется оптимизация и цифровизация процессов управления, внедрение прозрачных процедур закупок.
Данные меры позволят создать максимально благоприятный социально-экономический и инвестиционный климат.
Сильные регионы 
и урбанизация
Для решения этих проблем в рамках реформы предусматривается экономическое развитие регионов за счет повышения их самостоятельности и обеспечения базового уровня жизни для населения во всех регионах. Процесс урбанизации станет более равномерным. Локомотивами реформы будут не только крупнейшие агломерации, но и средние города. В результате сократится социально-экономический разрыв и дисбаланс между регионами.


Модернизация общественного сознания
Государственный сектор как лидер изменений. Базовые принципы модернизации общественного сознания заложены в инициативе Президента Казахстана «Рухани жаңғыру». Реформа является логическим продолжением данной инициативы и предусматривает сохранение национальной идентичности, популяризацию культа знания и открытость сознания граждан. Это поспособствует становлению единой нации сильных и преданных стране людей.


Государственный сектор как лидер изменений
В рамках реформы будет повышаться роль госорганов и организаций как движущей силы модернизации страны. Внедрение новейших технологий управления и цифровизации позволит повысить эффективность государственного аппарата. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из ответственных задач Правительства.
Наряду с системными реформами продолжится курс по реализации семи приоритетных политик реализации Стратегии «Казахстан-2050»: макроэкономическая политика, политика конкурентоспособности отраслей экономики, политика развития финансового рынка, политика по активному привлечению частных инвестиций, политика повышения качества жизни, политика в области «зеленой» экономики и охраны окружающей среды и проактивная внешнеэкономическая политика.
Приоритетные политики дополняют системные форсированные реформы, способствуя поддержанию социально-экономической стабильности. Дальнейшая реализация Стратегического плана развития до 2025 года будет осуществляться через прогнозную схему территориально-пространственного развития страны, государственные программы, стратегические планы государственных органов, программы развития территорий, стратегий развития национальных холдингов. В этой связи сейчас проводится работа по приведению действующих стратегических и программных документов в соответствие со Стратегическим планом до 2025 года.
Для успешной реализации Стратегического плана необходимы скоординированные действия всех вовлеченных сторон – государственных органов, бизнеса и гражданского общества.

 

ВИЦЕ-МИНИСТР НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - МАДИНА СЕРИКОВНА ЖУНУСБЕКОВА
 

 

Тематика:   КазахстанАстанаВВП

Смотрите также: