Главная  /  Статьи  /  Цифровые технологии в помощь студентам

Цифровые технологии в помощь студентам

Айнур Балакешова
930
Цифровые технологии в помощь студентам скачать фото
Для искоренения коррупции в сфере образования в вузах региона открываются центры обслуживания обучающихся и сотрудников

Для искоренения коррупции в сфере образования департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции Карагандинской области открывает в вузах региона центры обслуживания обучающихся и сотрудников (ЦООС). Если раньше для получения той или иной услуги необходимо было проходить организационную цепочку и обивать пороги от обращения в деканат до запроса в подразделения университета, то теперь в разы сократилось время получения необходимых справок и документов.


Что такое ЦООС и как они будут бороться с коррупцией в высших учебных заведениях, рассказал в интервью заместитель руководителя департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Карагандинской области Берик Ахметов.
– Все граждане пользуются государственными услугами, начиная от студентов в учебных заведениях и заканчивая пенсио-нерами. Даже новорожденный ребенок при рождении в первую очередь получает госуслугу – документ «Свидетельство о рождении», – говорит Берик Ахметов. – Именно в этих отношениях и зарождается бытовая коррупция – желание достичь чего-то быстро и без преград или желание обогатиться у чиновника. Поэтому важной задачей для нас является лишение такой возможности, устранение коррупционных лазеек и рисков в процессах оказания государственных услуг.
Чтобы у граждан не было возможности незаконно получить нужную услугу, а у чиновника – обогатиться на желаниях обратившегося, внедряют электронный вид оказания услуг.
– Антикоррупционная политика с момента обретения независимости страны опирается на непоколебимую волю Президента Нурсултана Назарбаева искоренить истоки коррупции. Формирование единого антикоррупционного фронта – задача, которая стоит перед нашим обществом. Механизмов для ведения этой работы законодательством предусмотрено немало. Это и антикоррупционный мониторинг, и анализ коррупционных рисков, в которых принимают участие госорганы и представители общественности. То есть, чтобы достичь результатов, создается открытость и прозрачность во всем, – говорит Берик Ахметов.
Особый акцент делается на государственные услуги как приоритетный и важный вид взаимодействия государства и общества. Как сказал председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК в 2016 году, форсированное внедрение электронных госуслуг – краеугольный камень минимизации бытовой коррупции. Согласно официальным данным, по итогам 2017 года введение электронных услуг позволило сократить бытовую коррупцию на две трети.
– Почему именно вузы? Почему именно молодежь стала вашей целью в борьбе с бытовой коррупцией?
– Потому что с понятием «коррупция» человек сталкивается именно в вузе, ведь при поступлении в университет молодежь начинает узнавать, что такое сдача курсовых и дипломных работ, подготовка проектов, участие в общественной жизни и посещение занятий. Имеются и потребности – получить место в общежитии, самые новые и лучшие книги в библиотеке и даже бесплатно обучаться. Именно тут и зарождаются коррупционные отношения. Решением этого является автоматизация, внедрение цифровизации в жизнь как обучающихся, так и обучающих. Особый акцент мы ставим на вопросы противодействия коррупции в сфере образования, поскольку одно из направлений антикоррупционной политики государства направлено именно на формирование антикоррупционной культуры молодежи как будущего страны. В этом вопросе активную поддержку нам оказывают высшие учебные заведения.
Первым вузом, где открыли центр обслуживания обучающихся и сотрудников (ЦООС) и «электронный университет», стал Карагандинский государственный университет имени академика Евнея Букетова. Они были открыты в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан – 2020».
– Открытый центр является структурным подразделением Карагандинского государственного университета имени Букетова. В своей работе он руководствуется законом «О государственных услугах», приказами Министерства образования и науки об утверждении стандартов и регламентов госуслуг, оказываемых в сфере высшего и послевузовского образования, нормативно-правовыми актами в области образования и внутренними положениями КарГУ имени Букетова. ЦООС работает по принципу «одного окна». Благодаря ему значительно повысилось удобство обслуживания студентов, магистрантов, докторантов и сотрудников университета, – говорит Берик Ахметов. – Если раньше для получения той или иной услуги необходимо было проходить организационную «цепочку» и обивать пороги от обращения в деканат до запроса в подразделения университета, то теперь в разы сократилось время получения необходимых справок и документов. Самое главное – исключен прямой контакт между услугодателем и услугополучателем. Тем самым мы свели к нулю «бытовую коррупцию». Если раньше госуслуги можно было получать исключительно в бумажной форме, то сегодня все госуслуги университета автоматизированы.
Центр снабжен всем необходимым техническим оборудованием, все рабочие процессы автоматизированы. В центре нет прямого контакта заявителя с исполнителями государственной услуги – подается электронная заявка, уведомление о готовности справки тоже в электронном виде, очередь также электронная.
Также в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан» на сайте университета создан портал «Электронный университет», который интегрирован с порталом электронного правительства Egov. При наличии электронной цифровой подписи и гаджета с выходом в Интернет на официальном сайте университета можно получить ту или иную госуслугу. Этот фактор тоже исключает коррупционные риски. Для удобства студентов в информационных терминалах, находящихся в фойе главного корпуса, доступна информация о стандартах и регламентах госуслуг в сфере высшего и послевузовского образования.
– ЦООС оказывает различного рода государственные услуги – оформление документов на выдачу дубликата диплома о высшем и послевузовском образовании, выдача справки лицам, не завершившим высшее и послевузовское образование, перевод и восстановление обучающихся в высших учебных заведениях, прием документов для участия в конкурсе на обучение за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности. ЦООС предоставляет академические отпуска обучающимся, места в общежитии, ведет прием документов для участия в конкурсе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава и так далее. Внедрение новых технологий и минимизация коррупционных рисков позволяют развить конкуренцию среди студентов и тем самым еще больше раскрыть потенциал молодежи, ведь какую молодежь мы воспитаем сейчас, такие профессионалы и будут развивать нашу страну в будущем, – сказал Ахметов. 

 

Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда