Главная  /  Статьи  /  Шедевры выстроились в ряд

Шедевры выстроились в ряд

Мира Мустафина
684
Шедевры выстроились в ряд скачать фото
В Нью-Йорке завершается выставка «На перекрестках Азии и Европы. Шедевры XX века из коллекции Музея искусств им. А. Кастеева».

Впервые не только в истории Государственного музея искусств им. А. Кастеева, но и казахстанского изобразительного искусства американскому зрителю и всему заокеанскому миру представлены 30 лучших произведений ведущих мастеров отечественного искусства.
 

Американские любители изобразительного искусства с любопытством посещали вернисаж, чтобы познакомиться с культурой, историей, бытом кочевников. Художественный проект принят и американскими критиками, огромный интерес наблюдается и со стороны СМИ. Организаторами масштабного проекта стали Министерство культуры и спорта РК, Государственный музей искусств им. А. Кастеева и Русско-Американский Фонд США при активной поддержке посольства Казахстана в Вашингтоне и Генерального консульства Казахстана в Нью-Йорке.

 

Прорыв
В такие моменты и благодаря именно таким проектам отчетливо приходит понимание, что все это вовсе не культурная суета, не политическая игра, а потребность государств и народов поделиться своими высшими достижениями в культуре, науке, экономике, социальной практике, в политике в конце концов. У американцев, как и у казахстанцев, есть свой традиционный набор элитных мест для музейных выставок, которые пользуются неизменным успехом и являются показательными с точки зрения престижности. Благодаря партнерам проекта выставка «На перекрестках Азии и Европы. Шедевры XX века из коллекции Музея искусств им. А. Кастеева» состоялась именно в таком месте – это специальное выставочное пространство со своей богатой историей National Art Club. В Нью-Йорке в National Art Club регулярно проходят интереснейшие выставки. Членами этого клуба являются политики, писатели, журналисты, издатели, бизнесмены. И, кстати, в Национальный арт-клуб Нью-Йорка в отличие от английских в члены клуба могут вступать женщины. Завсегдатаи знакового и культового места Нью-Йорка, без особого преувеличения, были очарованы казахстанским искусством.
Благодаря колоссальному труду коллектива ГМИ им. А. Кастеева во главе с его директором профессором Гульмирой Шалабаевой, которая, кстати, и вела переговоры с американскими партнерами проекта, выставку в Нью-Йорке определенно можно считать прорывом для нашего музея.
– Во-первых, в специальном выставочном пространстве со своей богатой историей National Art Club, а во-вторых, на целый месяц с приглашением круга людей арт-сообщества и широкой общественности американского Бруклина. Сотрудники музея с подачи организаторов выставки Марины Ковалев и Сони Беккерман провели экскурсии и «круглый стол» с рассказами о культуре и искусстве Казахстана. Для ГМИ РК им. А. Кастеева – это первый крупный результат воплощения в жизнь программы «Современная культура в глобальном мире» и в рамках президентской программы «Рухани жаңғыру». Эту выставку мы посвятили 20-летию Астаны. Очень хотелось бы, чтобы такие яркие мероприятия не стали разовыми, а прибрели характер целенаправленной и планомерной работы. Необходимо и дальше развивать международную выставочную деятельность музея, ведь через изобразительное, визуальное искусство лучше и легче всего можно ярко и образно рассказать о нашей культуре и стране, – сказала газете «ЛИТЕР-Неделя» директор ГМИ им. А. Кастеева профессор Гульмира Шалабаева.
На открытие выставки «На перекрестках Азии и Европы. Шедевры XX века из коллекции Музея искусств им. А. Кастеева» в National Art Club пришло много публики, среди гостей были дипломаты, бизнесмены, ученые, представители различных сообществ, арт-дилеры, коллекционеры, художники, журналисты, религиозные лидеры и студенты.
– Когда Президент Нурсултан Назарбаев и Президент Дональд Трамп встретились в Белом доме в январе этого года, два лидера приняли совместное заявление о расширении стратегического партнерства между нашими странами в XXI веке, которое дало старт новой эре двусторонних отношений, широкому спектру сотрудничества, включая укрепление культурных связей и народной дипломатии. Мы намерены всячески способствовать обменам в области культуры для расширения связей между Казахстаном и США и надеемся, что нашим американским друзьям и партнерам понравилась выставка шедевров Государственного музея искусств им. А. Кастеева, – подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана в США Ержан Казыханов.

 

Что в искусстве нашем
Как и чем можно удивить американских любителей искусства, которые не только должны были прийти на выставку, но и вдохновиться настолько, чтобы их удивление искусством развилось в устойчивый интерес к Казахстану. В этом и заключалась задача данного проекта. И коллектив ГМИ им. А. Кастеева, зная всю ответственность и значимость проекта, проделал колоссальную работу и отобрал для выставки 30 произведений.
Искушенной американской публике представили совершенно неизвестный для нее пласт живописи Казахстана. Несмотря на то, что большинство из этих работ было создано с 1930 по 1970 год, в период социалистического реализма, каждая представленная работа известных наших мастеров обладает собственным художественным стилем. Национальный менталитет, несмотря на установленные каноны социалистического реализма, прорывается в многовековых образах акына, беркутчи, чабана, народных мастериц, подчеркивает руководитель пресс-службы ГМИ им. 
А. Кастеева Клара Исабаева.
– Казахские и казахстанские художники тяготеют к своему быту и образу жизни, поэтизируя его. Гости погружаются в краски степи, замысловатые коды ее орнаментов, глубокие смысл и символы, – рассказывает Клара Исабаева.
Как отметил директор программы культуры Азии Смитсоновского института из Вашингтона Пол Тейлор:
– Тридцать шедевров музея им. Кастеева, представленные в Национальном клубе искусств в Нью-Йорке, никогда раньше не выставлялись в Соединенных Штатах. Американцы могут очень много узнать из них о культурном наследии Казахстана. Эти художники находили свое вдохновение в народном декоративно-прикладном искусстве, отражая сельскую жизнь номадов как их сущность и первооснову. Выставка представляет живописные полотна периода и региона, которые редко найдешь в американских музейных коллекциях.
В экспозиции, которая представлена в Нью-Йорке, работы первого профессионального казахского художника, талантливого самородка Абылхана Кастеева. С его именем связано возникновение национальной школы живописи Казахстана. Имя этого художника присвоено музею в 1984 году. Его живописные повествования – «Охотник с беркутом» (1935), «Колхозная молочная ферма» (1936), «Портрет народного акына Джамбула» (1937) – посвящены жизни степняка-кочевника и его неразрывному единству с природой, и их увидели американцы.
А известные работы «Мальчик на быке» (1907) Николая Хлудова, «Портрет народной артистки Казахской ССР Розы Баглановой» (1957) Ольги Кужеленко, «Народная мастерица» (1961) Марии Лизогуб, экспонируемые в этом проекте, свидетельствуют о большом вкладе в развитие казахстанской живописи художников, приехавших в Казахстан из различных регионов бывшего Советского Союза.
Полотнами Молдахмета Кенбаева, Камиля Шаяхметова, Ария Школьного, Гульфайрус Исмаиловой, Айши Галымбаевой, Сабура Мамбеева и Ивана Остеренко представлена на выставке казахстанская школа живописи 50-х – 60-х годов XX века.

 


Украшает вернисаж натюрморт первой профессиональной казахской художницы, основоположницы казахского национального натюрморта Айши Галымбаевой «Дастархан» (1959), который олицетворяет уют казахской юрты, где хранительницей домашнего очага предстает женщина. Богатый праздничный дастрахан в ожидании гостей становится символом казахского гостеприимства.
Увидели за океаном и картины с национальными мотивами Гульфайрус Исмаиловой, жизнь и творчество которой неразрывно связаны с театром и кино. Был представлен и Молдахмет Кенбаев, произведения которого исполнены в эпической монументальности. Здесь же на выставке работа тонкого лирика и прекрасного колориста Сабура Мамбеева с проникновенными женскими образами. Американские зрители познакомились с одним из ведущих казахстанских мастеров Канафией Тельжановым. Это единственный в Казахстане художник, получивший звание народного художника СССР. Его картины – значимая страница в казахстанской живописи.
Творческая активность и художественное чутье первых казахстанских художников основывались на лучших образцах близкого им народного искусства.
В экспозиции и творчество шестидесятников – это прорывное поколение художников во главе с лидером Салихитдином Айтбаевым. «Молодые казахи» (1967) Салихитдина Айт­баева, «Чабан» (1969) Шаймардана Сариева, «Айтыс» (1969) и «Купание овец» (1971) Абдрашита Сыдыханова, «Дастархан» Бексеита Тюлькиева, «Натюрморт на красном фоне» (1967) Токболата Тогызбаева представляют на выставке в Нью-Йорке этот уникальный период казахстанской живописи. В их картинах виден драматизм образов, эмоциональный накал, стремление к обобщениям и иносказаниям, своеобразие композиционных и колористических решений.
Образ казахстанской природы в ее уникальном своеобразии в оригинальной узнаваемой авторской манере в полотнах Жанатая Шарденова.
Словом, каждый шедевр казахстанского искусства из коллекции ГМИ им. А. Кастеева, экспонируемый в этом масштабном, прорывном проекте, ярко изображает огромное богатство культурного наследия Казахстана и рассказывает увлекательные истории о жизни казахского народа.
Посол и временный наблюдатель в ООН от стран Карибского региона Миссури Шерман Питер сказала:
– Было очень приятно посетить выставку Музея им. Кастеева в честь 20-летия столицы Астаны, познакомиться с уникальным казахским искусством. Хочется выразить свое восхищение этой отличной выставкой и от всей души поздравить народ Казахстана с этим важным юбилеем.

 

Мира МУСТАФИНА, 
фото предоставлено пресс-службой 
ГМИ им. А. Кастеева, Алматы

 

Смотрите также: