Главная  /  Статьи  /  Художественный портал

Художественный портал

Шухрат Хашимов
234
Художественный портал скачать фото
Жамбылская земля богата на настоящие галереи из петроглифов

Находятся они в Кордайских и Шу-Илийских горах, отрогах Киргизского хребта Тянь-Шаня, в ущельях Карасай, Бота-Мойнак, Акбулым, Чокпар, Котыр, Аксуек, Ой-Жайляу, Анырахай и многих других. В свое время эти наскальные рисунки привлекали многих ученых. К примеру, первая археологическая экспедиция Туркестанского общества любителей истории была совершена в регион еще в 1896 году! Тогда ученые датировали эти находки аж II тысячелетием до нашей эры – средними веками нашей эры.
 

Самая крупная галерея петроглифов находится в ущелье Карасай и протянулась она на несколько километров. По некоторым данным, этим изображениям несколько тысяч лет.
– Действительно, это ущелье можно назвать своеобразной картинной галереей, – считает старший научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. – Рисунки относятся к эпохе бронзы, раннего железного века и позднего Средневековья. Здесь изображены фигуры людей, животных, некоторые орудия труда и охоты. Все это говорит о том, что люди того времени занимались скотоводством, охотой, но в то же время уже имели свою культуру.
По всей видимости, люди в то время совершали молитвы, направленные на удачную охоту, плодородную землю, здоровое потомство и так далее. Для них эти места считались сакральными.
Большую ценность представляют петроглифы с изображениями животных. Это волки, архары, олени с ветвистыми рогами, туры. Так что с уверенностью можно сказать, что в древности здесь водилось много видов животных. Нарисованы даже пантеры, львы, тигры.
Вызывают любопытство сцены охоты, одомашнивания животных, даже некоторых сражений с изображениями древних палиц, лука. Часто мелькают картины верблюдов и лошадей, запряженных в колесницу.
Однако полноценное изучение пет­роглифов учеными так и не проводилось.
Хотя целый ряд краеведов описывает их в своих трудах.
По словам научного сотрудника, точное количество петроглифов до сих пор не определено, да и вряд ли их можно подсчитать. Ведь где-то они собраны компактно, где-то располагаются рядами на протяжении нескольких километров, а где-то встречаются весьма редко.
Сегодня многие энтузиасты заявляют о новых находках наскальных рисунков, заявляют даже о галереях.
Звучали призывы организовать туристические маршруты по данным местам, однако туристические компании не очень этим заинтересовались. Понять их можно: петроглифы разбросаны по региону так, что между ними получаются большие расстояния – несколько десятков, а то и сотен километров. При этом ко многим из них нет соответствующей инфраструктуры. Дороги не заасфальтированы, а в горной местности нет кемпингов или зон отдыха. Для туристов получается весьма изнурительное с точки зрения расстояния и времени путешествие.
Другое дело – включать некоторые места расположения петроглифов в уже существующие турмаршруты, которые пролегают по пути следования. И сегодня этим уже занимаются некоторые компании. Например, к ущелью Карасай организуются школьные экскурсии, приезжают сюда и туристы из других регионов страны.
– Важно понимать, что наскальные рисунки – это богатство нашего народа, запечатленное в веках и имеющее важное культурно-­историческое значение. Ущелья в Каратау, вдоль реки Терс в Жуалах, Тамдысай и Бота-Майнак, Маймак – это настоящий кладезь нашей культуры, немое свидетельство истории нашей земли, – говорит Анна Крокошева.
Она сетует на то, что с течением времени каменные блоки разрушаются или рассыпаются из-за погодных условий, унося с собой ценнейший материал. Но если ветер, дождь и снег – это природные явления, то вот отношение людей к памятникам не понять. Многие жители поверх рисунков оставляют свои художества, которые вряд ли когда-нибудь представят исторический интерес.
Кроме того, сельчане используют подходящие камни для своих нужд – например, при строительстве домов и фундаментов к ним, заборов или других построек. Такое отношение к истории собственного края и разочаровывает, и удивляет. Неужели мы не можем сохранить то, что дано судьбой?
Стоит отметить, что петроглифы Жамбылской области представляют не меньший интерес, чем их «родственники» из Тамгалы – государственного историко-культурного и природного музея-заповедника, расположенного в Жамбылском районе Алматинской области, в 170 километрах от Алматы. Но особенность этого музея-заповедника в том, что в 2004 году он был включен в Список культурного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Таким образом, было признано, что петроглифы Тамгалы представляют ценность для всего человечества. Увы, жамбылские петроглифы пока не признаны такой же ценностью, хотя в недавнем прошлом попытка их включения в список предпринималась местными властями.


Шухрат ХАШИМОВ, Тараз

Смотрите также: