Главная  /  Статьи  /  Что даст новый закон о валютном контроле?

Что даст новый закон о валютном контроле?

Андрей Королев
296
Что даст новый закон о валютном контроле? скачать фото
Недавно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Изменения направлены на более эффективный мониторинг валютных операций и усиление противодействия выводу денег из страны, ранее сообщил финансовый регулятор. Также упрощается процесс сбора информации о валютных операциях.


Небанковские обменные пункты получили право на покупку и продажу золотых мини-слитков, выпущенных Национальным банком. Также расширено понятие «валютные операции», которое теперь включает передачу валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.
Сложные режимы регистрации и уведомления отменены. Вместо них вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Валютные операции между резидентами будут запрещены. Можно осуществлять такие расчеты лишь в строго ограниченных случаях.
Для повышения прозрачности деятельности небанковских обменных пунктов  по аналогии с требованиями к банкам у учредителей уполномоченных организаций будет запрашиваться информация об источниках происхождения уставного капитала.


Установление порядка операций
В целом валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика – составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление тенге.
К основным элементам валютного регулирования экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций, определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля, как правило, являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики государства, единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.


Граждане ничего не почувствуют
Принятие законопроекта не повлияет на простых граждан, так как либеральные принципы валютного регулирования сохранены. Эксперты выделили основные поправки в рамках законопроекта. Первое – это признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов. По действующему законодательству филиалы иностранных организаций, выступая нерезидентами, вправе осуществлять валютные операции внутри Казахстана. Предлагается перевести их расчеты с казахстанскими лицами в тенге. Данные поправки позволят обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций.
Второе – это расширение охвата валютных операций с нерезидентами с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях, вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Законопроектом предусматривается усиление противодействия выводу денег из страны путем введения перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны.
К таким признакам относятся финансовые займы, не предусматривающие поступление денег на счета в Казахстане, а также беспроцентные займы, коммерческие кредиты на срок свыше 720 дней. Усилению противодействия выводу денег из страны будет способствовать активное информационное и иное взаимодействие с органом госдоходов. Эффективный обмен информацией позволяет выявлять недостоверные сведения по одной и той же сделке, которые поступают в разные госорганы.
Произойдет переход от формализованного надзора к риск-ориентированному надзору за финансовыми институтами. Действующий надзор является ограниченным и формализованным. Регулятор не имеет возможности приостановить операции, если формально не нарушаются требования законодательства, но при этом есть риск ухудшения стабильности финансовой организации. Это не позволяло в превентивном порядке выявлять проведение банками недобросовестных операций и устранять возникновение системных проблем. Законопроектом предлагается внедрение риск-ориентированного надзора.
В его рамках будет использован институт мотивированного суждения, предусматривающего профессиональную оценку в дополнение к действующим формализованным требованиям. Мотивированное суждение будет использовано в следующих областях: согласование менеджмента и акционеров; оценка адекватности созданных провизий; определение лиц, связанных с банком особыми отношениями; оценка систем управления рисками и внутреннего контроля. Законопроект детально регламентирует процедуру применения риск-ориентированного надзора и досудебного обжалования. Финансовые институты, как и прежде, могут в судебном порядке обжаловать решения Национального банка.


Онлайн-кредиторам пропишут честные правила игры
Также планируется регулировать онлайн-кредиты и ввести сберегательные вклады. Необходимо обеспечить реальную защиту населения от ростовщичества. Если по банковским кредитам ставки вознаграждения не могут превышать 56% годовых, то по онлайн-кредитам ставки доходят до 700% годовых и выше. Реальной мерой защиты является обязательное указание эффективной ставки вознаграждения в договорах займа с ограничением ее размера на уровне 100% годовых. При подготовке данной нормы использовался международный опыт.
Каждый гражданин сможет легко в режиме онлайн проверить значение реальной ставки по своему кредиту посредством кредитного калькулятора. Методика такого калькулятора будет утверждаться Национальным банком, и он будет доступен на сайте регулятора.
Расчеты калькулятора будут являться легальным основанием для использования в разрешении споров в суде. Если ГЭСВ превышает 100%, договор будет признаваться судебными органами ничтожным. Планируется введение сберегательных вкладов, это будет дополнительный вид депозита. Сберегательные вклады предоставят вкладчикам более высокую доходность при большей сумме гарантирования в размере 15 млн тенге. Для обычных тенговых вкладов это 10 млн тенге. Вкладчик будет обладать правом досрочного изъятия при условии 30-дневного уведомления банка по истребованию вклада.
В целом необходимость валютного контроля назрела давно. По оценкам специалистов, каждый месяц более 30% от всех крупных покупок валюты составляют покупки не с целью погашения обязательств по контракту с нерезидентом РК, а в иных целях. За этими операциями и хотят следить более пристально. Контроль будет усилен именно за крупными покупками в уполномоченных к принятию участия в торгах банках, которые как исполняют клиентские заявки, так и покупают валюту на собственные нужды.
Предполагается, что сделки, по которым финансовый заем резиденту в Казахстан не возвращается, должны быть доступны для правоохранительных органов.
Закон должен способствовать улучшению статистического мониторинга трансграничного движения капитала, оптимизировать основные процедуры режимов валютного регулирования, минимизировать риски безналичных и наличных конверсионных операций, реализующихся как в предпринимательской деятельности и операциях населения, так и на макроэкономическом уровне.
Исключить возможность обхода валютного контроля
Директор группы финансовых организаций Fitch Ratings Роман Корнев считает, что интерес западных банков к казахстанскому рынку сейчас весьма ограничен, что подтверждается продажами дочерних банков в последние годы. Несколько повысить этот интерес, по его словам, мог бы только существенный рост цен на нефть. Крупные российские госбанки уже присутствуют в Казахстане, и новые возможности в рамках ВТО для них мало что меняют. Китайские банки заинтересованы преимущественно в кредитовании крупного казахстанского бизнеса и государственных инфраструктурных проектов, то есть той сферы, где они и так присутствуют на первых ролях и в которой казахстанские банки существенной роли не играют.
«Нацбанку необходимо владеть полным контролем над валютными операциями, чтобы пресекать несанкционированный вывод капитала из страны, что является важной составной частью национальной экономической безопасности», – сказал Роман Корнев. Такой контроль должен распространяться на любые финансовые учреждения, осуществляющие трансграничные операции с капиталом. «В перспективе не должно сложиться возможности для обхода валютного контроля через филиалы иностранных финансовых организаций, и Нацбанк своевременно принимает меры для снижения рисков вывода капитала в будущем», – считает он.
Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова отметила, что определенная модификация валютного регулирования с расширением активности нерезидентов, безусловно, необходима. Это вполне укладывается в рамки совершенствования финансовой системы и надзора за ней. Но при этом очень важно, считает она, чтобы регулирование и его механизмы не скатились в формат «ручного управления», когда рынок сам не знает, где границы закона и нормы права.
«Упрощенный сбор информации нужен Нацбанку для усиления контроля за валютными операциями. В этом нет ничего особенно примечательного. Предполагается, что увеличение активности как резидентов, так и нерезидентов способно спровоцировать поток не слишком прозрачных операций. Усиление надзора Нацбанка за валютным рынком и потоками капитала уберет лишний риск из банковской и финансовой систем», – сказала Анна Бодрова.


Горизонты для брокеров
В рамках реализации законопроекта планируется открыть доступ к биржевым торгам валютой для брокерских организаций.
Как пояснил заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков, это будет способствовать увеличению ликвидности валютного рынка, повышению эффективности процесса рыночного курсообразования и повышению прозрачности операций на валютном рынке. С учетом предоставления брокерским организациям доступа к торгам иностранной валютой в перспективе физические и юридические лица – клиенты участников торгов – получат доступ к биржевым сделкам посредством технологий прямого или спонсированного доступа – DMA или SMA.
Сейчас форекс-компании и дилинговые центры присутствуют на рынке без получения лицензий на осуществление деятельности по финансовому посредничеству.
«Вследствие работы таких компаний вне регуляторного поля их казахстанские клиенты практически не защищены от банкротства или умышленного неисполнения своих обязательств подобными компаниями. Поэтому четкое обозначение регуляторных рамок в этой сфере снизит риски для инвестиций физических лиц на валютном рынке», – пояснил Смоляков.

 

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы
 

Смотрите также: