Главная  /  Статьи  /  Вспоминая великих

Вспоминая великих

Соб. инф
204
Вспоминая великих скачать фото
Акын Шакарим – фигура исторического масштаба, последователь Абая, мыслитель, переводчик, композитор. В этом году исполняется 160 лет со дня его рождения

Шакарим Кудайбердиулы родился в 1858 году Восточно-Казахстанской области, Абайском районе, ауле Карауыл. С ранних лет мальчик остался сиротой и поэтому был отдан на попечение своему дяде Абаю. Именно Абай оказал сильное влияние на формирование в Шакариме любви к поэзии, помог юноше развить свой поэтический дар.


Акын, знавший в совершенстве русский, арабский, турецкий, глубоко исследовал особенности восточной литературы. С семи лет он начал писать стихи. Шакарим продолжил просветительское дело Абая и был назван вторым реалистом казахской поэзии после своего великого предшественника.
Творчество Шакарима отличается широтой диапазона, для которого характерны и мотивы радости, и глубокий трагизм. В произведениях акына можно увидеть немало реалистичных образов современников, воспевание уникальности и красоты природы.
Конец XIX и начало XX века привнесли множество драматических событий в жизнь казахов. В своем произведении «Кел, жастар, біз бір түрлі жол табалық!» он призвал молодых учиться мудрости у Абая. В стихотворениях «Жастық туралы», «Кәрілік туралы» Шакарим также не обходит стороной личность Абая. Дидактические стихотворения «Өмір», «Сәнқойлар», «Ызақорлар», «Құмарлық» бичуют пороки казахского общества тех лет. В них он с негодованием пишет о лицемерии, притворстве, лжи и предательстве, других пороках современного ему социума.
Шакарим противопоставлял им любовь, дружбу, подлинное товарищество, верность слову и честь. В его работах «Анық асық әулие», «Шын сырым» звучит призыв к гуманности и просвещению.
В стихотворениях «Жастарға», «Арман», «Насихат» он дает оценку моральной составляющей различных социальных групп, населяющих степь. В этих стихах акын отмечает, что в социуме царят неправильные моральные установки и идет деградация личности.
Акын придавал большое значение теме насилия. Он считал, что война и оружие являются походами против природы. В его работах ощущается интернациональный дух, критичное отношение к жестоким методам борьбы царского самодержавия против представителей нацменьшинств.
Свою работу «Калкаман-Мамыр» Шакарим написал по совету Абая. В ней раскрывается тема безумной любви юноши и девушки и их борьбы со средневековыми жестокими традициями, царившими в казахской степи. Шакарим критично относится к патриархальному обществу, в котором царит власть аульных баев и султанов. «Еңлік – Кебек» еще одна социально-бытовая драма, написанная Шакаримом, повествующая о любви джигита Кебека и красавицы Енлик и трагической гибели, на которую их обрекли жестокие обычаи.
В 1905 году Шакарим Кудайбердиулы совершает хадж. После посещения Мекки акын воплощает свою заветную мечту. В библиотеках Парижа и Стамбула ему удается ознакомиться с историческими летописями о тюркском народе. Впоследствии он выпускает сборник «Летопись турецких, киргизских и казахских ханов». А чтобы раскрыть влияние исламской культуры на формирование казахского наследия, акын выпускает работу «Мусульманский завет».
Эта работа позволяет увидеть Шакарима не только как человека религиозного, но и как великого мыслителя, человека с четкой философской позицией. Он критикует тех, кто отошел от пути Аллаха и живет в отрыве от заповедей Всевышнего.
Великий акын, познакомивший казахских читателей с литературным наследием русского народа, трепетно относился к творчеству Льва Толстого. Он безмерно восхищался русским классиком, считал себя его учеником, обменивался с ним письмами.
Шакарим перевел на казахский язык работу Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», рассказы Льва Толстого «Ассирийский царь: Асархадон», «Три смерти», а также повести Пушкина «Буран» и «Дубровский».
Шакарим любил труды классика персидской литературы Физули, в частности его поэму «Лейли – Меджнун».
С точки зрения идеологии и философских воззрений Шакарим всегда поддерживал демократические ценности и гуманистические идеи. Он был солидарен с казахскими мыслителями начала XX века и ценил вклад деятелей Алаш-орды в дело построения казахской буржуазной государственности.
Шакарим продолжил традицию реализма Абая, вложив немало сил в развитие эпического жанра казахской литературы. В своих работах поэт и философ придерживался демократических, гуманистических и толерантных взглядов. Он воспевал не только тему любви, но и продвигал идею свободы, призывая к борьбе за нее.


«Алаш айнасы»,
11.07.2018 г.

Смотрите также: