Главная  /  Статьи  /  «Киноканонада» на Иртыше

«Киноканонада» на Иртыше

Ирина ВОЛКОВА
123
«Киноканонада» на Иртыше скачать фото
Алматинские студентки, посредством документального кино рассказавшие всю правду о межнациональных браках в Казахстане, растрогали павлодарскую публику до слез

Их работа «Потому что люблю» на Первом международном фестивале короткометражного игрового кино и документальных фильмов Ertis Cinema в Павлодаре взяла самую высокую, какая только может быть, награду.

 

Таковой многие режиссеры считают не первое место и даже не Гран-при, а приз зрительских симпатий. Всегда объективный, всегда искренний, всегда не зависящий от пристрастий членов жюри.


Лучшая награда – не «Оскар»
Перед творческой группой изначально стояла задача снять честное кино, без художественного вымысла и прикрас. Может быть, поэтому во время беседы одна из режиссеров этого документального фильма Камилла Абдельдинова тоже не стала лукавить, а честно призналась: победа в Павлодаре, куда для оценки конкурсантов съехались такие именитые режиссеры и актеры, как Ермек Турсунов, Владимир Хотиненко, Асхат Кучинчереков, не стала для ее команды неожиданностью.
– Если рассматривать фильм «Потому что люблю» с точки зрения художественности, то я могу допустить наличие каких-то недоработок, – говорит Камилла Абдельдинова. – Но к искренности этого фильма вопросов нет никаких. Поэтому победа в Павлодаре была в принципе ожидаемой. И замечательно, что мы взяли именно приз зрительских симпатий, самую дорогую награду, какая только может быть. Престижные статуэтки в области кино – признание на самом деле довольно субъективное, поскольку зависит в большей мере от пристрастий определенной, довольно узкой группы людей, пусть даже профессионалов, заседающих в жюри. А вот зрительские симпатии – это уже субстанция объективная. Все мы, делающие кино, работаем в первую очередь для зрителей. И я считаю, что нет ничего ценнее именно зрительской оценки режиссерского труда.
Любопытно, что начинающий режиссер, в следующем учебном году переходящая на пятый курс по специальности «режиссура научно-популярного кино», не одинока в своем мнении относительно приоритетного распределения ценностей. К этому же самому сводился и весь смысл истории, рассказанной режиссером отечественного авторского кино Ермеком Турсуновым на встрече с поклонниками как своего таланта, так и кино в целом. К слову, он был председателем жюри Первого международного кинофестиваля Ertis Cinema. А история с ним однажды случилась вот какая…
– Мы были в Италии, где проходил очередной кинофестиваль, – на встрече в коворкинг-центре ПГУ имени Торайгырова вспомнил известный казахстанский кинорежиссер. – И вдруг мне звонят коллеги по цеху и просят срочно вернуться домой. Тут же купил обратный билет, думая, что это что-то срочное. И как же я расстроился, когда узнал, что меня вернули из Италии ради презентации кинокартины «Шал» (Ермек Турсунов является ее режиссером. – Прим. авт.) среди зрителей малых сел! Но что делать? Снял смокинг, взял Тогузакова (Ерболат Тогузаков исполнил главную роль сельского старика в «Шале».  – Прим. авт.) и поехал! Остановились мы в какой-то деревне в двадцать домов. Показ фильма проходил в сарае. Туда зрители – от велика до мала – приходили со своими стульями. И тут я вижу: эти люди живут сюжетом, что-то восклицают, что-то отрицают, они жили этим фильмом. Я чуть ли не впервые в жизни увидел, что такое живая реакция людей. Какой «Оскар»?! Еще один «орехокол»? В тот момент я понял одну простую истину: снимать нужно вот для таких людей! Самое интересное – это дорога, а не то, куда ты идешь.
После этого случая Ермек Турсунов, как он сам рассказал, с глаз долой убрал домашнюю «Ярмарку тщеславия», так он называл все свои награды, одно время украшавшие полки на мебельной стенке.
Одним словом, приз зрительских симпатий создателей документального фильма «Потому что люблю» нисколько не расстроил. А наоборот, вдохновил и дальше запечатлевать на кинопленку «правду жизни».


Сначала было задание…
Хотя правда, она ведь у каждого человека своя. Вот и в документальной ленте «Потому что люблю» очень четко прослеживается разделение на два совершенно противоположных лагеря, где на одной стороне – консерватизм с его устоявшимися традициями, а на другой – чистой воды демократия.
– Тема межнациональных отношений, межнациональных браков – сама по себе достаточно скользкая и сложная. Как вообще возникла идея снять документальный фильм, повествующий о парах разной национальности? – спрашиваю я у Камиллы Абдельдиновой.
– Все началось с того, что наш творческий наставник, наш педагог (Камилла учится в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова в мастерской Асии Байгожиной. – Прим. авт.) дала группе задание правдиво рассказать о чем-либо, что волнует современную молодежь. Мы же выбрали то, что нас всех объединяет, причем людей разных возрастов, а не только молодых. Это, конечно же, любовь. А чтобы тема была действительно актуальной, мы оформили ее в межнациональное «обличье», поскольку сейчас в Казахстане очень часто можно встретить супругов разных национальностей. Да и не только в Казахстане, а во всем мире стало очень много межнациональных браков. Да, мы понимали все риски этой темы, всю ее сложность и тем не менее решили остановиться именно на ней.
Таким образом, изначально документальная кинолента «Потому что люблю» была задумана как коллективное творчество. И как говорит Камилла Абдельдинова, свою лепту в создание фильма внес каждый из сокурсников. А потом лидерами команды назначили Камиллу Абдельдинову и Камиллу Бердимуратову. Они и выступают в качестве режиссеров фильма.
Самым сложным оказался поиск героев. Несмотря на распространенность межнациональных браков, далеко не все были согласны начистоту рассказать свою историю любви, зачастую с множеством преград и стеной непонимания. Вот, казалось, на поиске можно было уже поставить точку и, наконец, приступать к съемкам. Но в самый последний момент герои вдруг отказывались от участия в проекте. Кто-то по объективным причинам – болезни или ввиду командировки. У кого-то взял верх страх перед камерами. Кто-то из-за опять же довольно щепетильной темы боялся откровенничать перед миллионной публикой.


До слез!
Надо отдать должное: студенты не сдались и продолжали искать героев для своего фильма. Одну пару – Дану и Сергея отыскали сценаристы. Она – казашка, много лет жившая в Москве и, соответственно, не знающая родного языка. Он – русский, в совершенстве владеющий казахским языком и активно пропагандирующий его изучение на казахстанском телевидении. Оба – творческие люди: она – продюсер, он – актер и телеведущий. Возможно, поэтому эта сама по себе интересная пара не отказалась задокументировать свою love story.
Другая пара – Жазира и Василий. Это их история настолько тронула павлодарских зрителей, что многие из них не смогли сдержать на конкурсном кинопоказе слез. Сейчас им обоим под пятьдесят, они воспитывают двоих детей и очень счастливы в браке. Но шли они к этому счастью 13 лет. Вдали друг от друга, потому что родители девушки в свое время даже мысли не допускали о том, чтобы их дочь вышла замуж за парня некоренной национальности. Тогда, в свои двадцать лет, Жазира не посмела пойти против воли семьи. Молодые люди расстались. Василий уехал в Германию, там создал другую семью, как он сам признается на телекамеру, попытался забыть Жазиру, но что-то не получалось. В конце концов он вернулся в Казахстан, оставив гражданскую жену с сыном в Германии. Шли годы. Жазира, по ее словам, так и не смогла забыть Василия. Замуж она не вышла. И однажды, через общих друзей узнав электронную почту друга молодости, написала ему письмо. Всего в четыре слова: «Здравствуй, это я, Жазира». Они тут же встретились. И больше не расставались. Конечно, это очень краткий сюжет. А в кадрах Жазира очень эмоционально вспоминала и знакомство с «кудрявым, веселым мальчиком Василием», увлекающимся, как и она сама, рок-н-роллом, и то, с каким осуждением смотрели на них пассажиры в общественном транспорте. Это сегодня женщина честно признается, что все это было очень больно, а тогда она никому не раскрывала своих истинных чувств. И вот эта искренность подкупает без вариантов. Неудивительно, что зрители проголосовали именно за этот фильм.
Смогли ли его создатели ответить на главный вопрос: хорошо это или плохо – межнациональные браки?
– Думаю, что да, – уверенно заявляет Камилла Абдельдинова. – Как режиссер, я не имею права принимать ту или иную сторону. Но в процессе съемок я поняла, что, наверное, соглашусь со всеми мнениями героев фильма. Можно долго рассуждать, что такое межнациональные отношения между двумя людьми: потеря языка, традиций или гармоничное дополнение друг друга. Но все это становится неважно, когда ты встречаешь действительно своего, родного человека, с которым тебе уютно и хорошо вместе. Ведь человека любишь не за то, какой у него разрез глаз, не за цвет его кожи, а за душу.
Пожалуй, к этому и добавить больше нечего. Кроме разве благодарности: героям – за смелость и правдивость (к слову, Жазира является родной тетей одного из режиссеров), хозяйке мастерской Асие Байгожиной – за то, что дала своим студентам верное направление, руководителю документальной секции киностудии «Казахфильм» Асету Ерназарову – за то, что поверил в молодежь и дал ей шанс проявить свои таланты.

 


 

Про энергию кино

Вообще павлодарский кинофестиваль, собравший более ста режиссеров из Казахстана, а также дальнего и ближнего зарубежья, открыл очень много молодых талантов. Напрасно Ермек Турсунов перед конкурсными показами переживал, что Ertis Cinema окажется одним из тех кинофестивалей, где демонстрируют «копии и псевдокопии», чем, по его словам, сегодня очень часто грешат подобного рода мероприятия. Конкурсанты удивили действительно оригинальным мышлением, представив на суд жюри много интересных и необычных лент. 
Просмотры в эти дни шли в павлодарских кинотеатрах с восьми утра и до двух часов ночи. К слову, для зрителей они были абсолютно бесплатными, можно было наслаждаться кино целыми днями напролет, у кого была такая возможность. Было тяжеловато для жюри – работать в таком темпе. Но и они справились блестяще. И на закрытии кинофестиваля, уставшие, но счастливые от «энергии кино» с удовольствием вручали победителям денежные премии и статуэтки, изготовленные из павлодарского алюминия.
– Программа получилась действительно интересная, и это очень важно, – отметил гость фестиваля, член жюри, российский режиссер Владимир Хотиненко. – Теперь главное, чтобы 
он не превратился в одноразовую акцию. Ertis Cinema должен стать традиционным и приобрести свое 
индивидуальное лицо. Думается, с занятием соответствующей ниши сейчас никаких сложностей не будет. Документальное кино, незаслуженно забытое когда-то, сегодня входит в эпоху возрождения. Об этом в один голос говорят как именитые, так и начинающие режиссеры.
– Мне кажется, энергия кино сейчас только собирается, – говорит Камилла Абдельдинова. – Ее выход происходит лишь «одиночными выстрелами». Но я уверена, что скоро казахстанский зритель увидит целую канонаду качественного, честного и яркого документального кино.
В принципе он ее уже увидел – на павлодарской сцене Ertis Promenade. Так что начало положено. Надеемся на to be continued.

 



Ирина ВОЛКОВА,  Павлодар

Тематика:   КазахстанкиноErtis Cinema

Смотрите также: