Главная  /  Статьи  /  Театр лежа на боку

Театр лежа на боку

Константин Козлов
1573
Театр лежа на боку скачать фото
Интересная театральная премьера состоялась в Темиртау

На суд публики вынесли версию знаменитого гончаровского «Обломова» в обработке известной театральной критикессы и драматурга Ольги Малышевой. По итогам работы в темиртауском театре Ольга полагает, что провинциальные театры для алматинских и астанинских драматургов и режиссеров – непаханая целина.
 

Ольга Малышева известна как автор многочисленных статей о современном казахстанском театре, как член Ассоциации кинокритиков Казахстана. Написанные ею пьесы – постоянные участники российского фестиваля драматургии «Любимовка». Так, довольно известными в театральной среде стали ее пьесы «Курс», «Комьюнити», «К нам едет Брендон Фрейзер» и многие другие. Тем не менее для работы в театре Темиртау решено было взять не оригинальную пьесу Ольги, а переработку классики. Причем довольно существенную.
Идея о совместной работе появилась более двух лет назад, когда Ольга посетила спектакли Темиртауского ТЮЗа. В один из приездов директор театра пригласил режиссера познакомиться с труппой. На этой встрече артисты пожелали сделать что-то для молодой аудитории. Не просто детскую сказку, которых в репертуаре, разумеется, достаточно, не взрослый спектакль, не коммерческую комедию, а именно крепкий репертуарный спектакль для молодежи. Идея вызревала более года. Но только в этом году директор театра Владимир Дроздецкий наконец принял решение о воплощении проекта «RE: Обломов» в жизнь.
Проект представляет собой спектакль в формате современной драмы. Жанр создателями – драматургом Ольгой Малышевой и режиссером Антоном Дукравцом – определяется как «почти документальная история». В основе пьесы, как несложно догадаться, роман Ивана Гончарова «Обломов», но помимо сюжетных линий из классического романа в спектакле присутствует несколько документальных историй из собственной жизни, которые по ходу пьесы в монологах начинают рассказывать актеры, занятые в «RЕ: Обломове».
Собственно, из главных персонажей оставлены четверо: Обломов, Штольц, Ольга и Захар. Причем последнего, памятуя о «двойственности» этого персонажа, было решено «раздвоить» путем разделения этого персонажа на двух актеров. А Штольца и вовсе решено было сделать… женщиной! Дело в том, что актера с темпераментом и энергетикой обломовского персонажа не нашлось. Зато нашлась потрясающая актриса, которая прекрасно подошла бы на эту роль, если бы была мужчиной. Тут уже сама Ольга Малышева, воспользовавшись властью драматурга, переменила персонажу пол. Что, нужно сказать, почти не поменяло сути произведения. Просто вместо друга стала подруга, подобно известным вариациям, где визави Шерлока Холмса становилась Джоан Ватсон, а не Джон.
– Я изначально себе поставила задачу сделать спектакль именно по школьной классике, – рассказала «Литеру» драматург Ольга Малышева. – Это было своего рода обязательство перед театром. Не секрет, что если в городском театре идет спектакль по школьной программе, то это автоматически увеличивает его посещаемость. «Обломова» я выбрала как самый неочевидный. Проще было взять Пушкина, Гоголя, Чехова. Но «Обломов» – это не то, что ставят в первую очередь. Можно сказать, что это был своего рода вызов. Потому как мы приступили к работе над спектаклем сразу после фестиваля «Откровение», мы с Антоном были вымотаны, уставшие и подобно Обломову работали наполовину лежа, ничего не хотели делать. То есть в чем-то эта история была и про нас. И потом она выглядит очень актуальной в контексте Темиртау. Жизнь в маленьком городе течет совершенно по-другому. Я подумала, что эта история будет близка и артистам, и зрителям.
По словам Ольги Малышевой, российский театральный бум начался именно с того, что известные режиссеры «пошли в провинцию». И только после того, как современные театры появились в Омске, Кирове, Самаре, Саратове, театр во всей стране буквально «задышал». Результат, как говорится, налицо – сегодня награды на крупнейших фестивалях завоевывают коллективы из самых маленьких российских городов. У нас же многие режиссеры провинцией по-прежнему «брезгуют», и такой подход нужно в корне менять, так как в регионах тоже живут зрители и зрители неглупые. Как оказалось, и руководство многих этих театров вполне готово к работе.

 

Константин КОЗЛОВ, Алматы