Главная  /  Статьи  /  Реформа подоходного налога

Реформа подоходного налога

Соб. инф
782
Реформа подоходного налога скачать фото
Пять социальных инициатив

На совместном заседании палат Парламента, прошедшем 5 марта т.г., Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил новые социальные инициативы. Вторая инициатива Президента направлена на снижение налоговой нагрузки для граждан.
 

Проблема неравенства доходов граждан актуальна для всего мира. Коэффициент Джини, часто используемый для измерения неравенства доходов, составил для Казахстана в 2015 году 0,265, показав снижение в сравнении со значением 0,314 в 2004 году (для сравнения, в России коэффициент Джини в 2015 году составил 0,396, что означает большую степень неравенства, чем в Казахстане). Однако в последние годы казахстанский индекс прекратил свое снижение. Это означает, что степень неравенства перестала снижаться в Казахстане, что может порождать серьезные социальные риски.
В целях поддержки работающих казах­станцев с относительно низким размером заработной платы Президент предложил с 1 января 2019 года снизить их подоходный налог в 10 раз – до 1%. Снижение налоговой нагрузки будет сделано для тех, кто получает оплату труда не более 25-кратного размера минимального расчетного показателя в месяц, т.е. не более 60 125 тенге в месяц.
В настоящее время Правительство определило механизм налогообложения указанной категории работников. Так, налогооблагаемый доход для них будет уменьшаться на 90%. Оставшаяся заработная плата будет облагаться индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%. То есть в результате эффективная ставка подоходного налога составит 1%.
Указанное снижение налогов коснется более 2 млн граждан, в результате в целом по республике работники получат дополнительную заработную плату порядка 29 млрд тенге.
До настоящего времени мы имели одноступенчатое налогообложение, т.е. доход до минимального размера заработной платы облагался по нулевой ставке, а любой доход свыше МРЗП облагался по ставке 10% (плоская шкала налогообложения). Теперь Казахстан перейдет на двухступенчатое налогообложение, т.е. фактически будет две ставки индивидуального подоходного налога: 1% и 10%.
Введение пониженного 1-процентного индивидуального подоходного налога должно стать, на наш взгляд, лишь первым шагом на пути реформы подоходного налога. Президент страны поручил Правительству проработать вопрос внедрения прогрессивной шкалы подоходного налога.
Так, среди государств, состоящих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведущих переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует только в Венгрии и странах Балтии.
К примеру, во Франции, также как и в других ведущих европейских державах, действует прогрессивное налогообложение граждан. Годовые доходы в пределах 6000 евро облагаются по ставке 0%; годовые доходы от  6000 евро до 
12 000 – по ставке 5,5%; годовые доходы в части от 12 000 евро до 26 000 – по ставке 14%; доходы в части от 
26 000 евро до 70 000 – по ставке 30%; от 
70 000 евро до 150 000 – по ставке 41%; свыше 150 000 евро – по ставке 45%.
Но во Франции подоходный налог для граждан выполняет не только фискальную роль, но и стимулирующую, социальную роль.
Во Франции подоходным налогом облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определенных видов расходов. Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и, таким образом, получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, которая и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи.
По подоходному налогу существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налогооблагаемую сумму и, соответственно, в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная).
Например, из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода перед уплатой налога вычитаются: а) профессиональные расходы (сюда относится оплата профессионального обучения, транспортные расходы на проезд на работу и с работы, расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/профессиональные расходы); б) расходы на покупку или постройку жилья для своей семьи; в) социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства; д) расходы на содержание детей в яслях и детских садах; расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах; е) расходы на содержание недееспособных членов семьи.
Таким образом, опыт стран ОЭСР свидетельствует о том, что Казахстан должен переходить на прогрессивное налого­обложение. Это будет способствовать сокращению имущественного неравенства, удовлетворению чувства социальной справедливости и, соответственно, укреплению общественно-политической стабильности общества. В то же время переход на прогрессивное налогообложение невозможен без введения всеобщего декларирования доходов, т.к. необходимо определять совокупный годовой доход всей семьи. Следовательно, в Казахстане необходимо синхронизировать введение прогрессивного налогообложения и всеобщего декларирования доходов.


Канат ОСПАНОВ, 
заведующий сектором 
прогнозирования  Института 
стратегических инициатив партии 
«Нұр Отан», Астана