Главная  /  Статьи  /  МСБ – основа процветания Алматы

МСБ – основа процветания Алматы

Андрей Королев
243
МСБ – основа процветания Алматы скачать фото
Алматы по праву является экономическим лидером среди городов Казахстана

Южная столица создает пятую часть ВВП, приносит более четверти налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет. МСБ формирует 34% экономики города, более 50% налоговых поступлений, более 40% объема оптовых и розничных операций. Малый и средний бизнес Алматы представлен более 173 тыс. предпринимателей.


Стоит отметить, что в июле 2012 года вышел Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов».
Закон сократил на 30% количество лицензий и разрешительных процедур и документов для предпринимательства, были пересмотрены критерии отнесения к субъектам предпринимательства. Согласно поручениям Главы государства продолжена работа по дальнейшему сокращению выдачи разрешительных документов и процедур и южная столица – лидер в этом процессе.
Только за прошлый год число действующих субъектов малого и среднего бизнеса Алматы выросло на 5,7%, доля действующих в общем объеме зарегистрированных предпринимателей составила 64%. В городе производится более четверти всей продукции малого и среднего бизнеса. Объем кредитов, выданных банками субъектам малого бизнеса, за 2017 год составил 697,8 млрд тенге, это 45,8% от всех кредитов по стране. В Алматы реализуются правительственные и городские программы поддержки бизнеса, к примеру, на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» (ДКД-2020) в 2017 году было выделено 4,5 млрд тенге. Одобрено 247 проектов. В том числе 141 проект на 52 млрд по субсидированию, 41 проект на 2,3 млрд тенге по гарантированию, 64 проекта на 145 млн тенге по грантам. За счет реализации программы сохранено более 9 тысяч имевшихся рабочих мест и планируется создать более 2 тыс. новых.
На реализацию Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства в 2017 году был выделен 1 млрд тенге, профинансировано 16 проектов со стопроцентным освоением. В 2018 году на реализацию программы предусмотрено 2 млрд тенге на микрокредитование и 101 млн тенге на гарантирование. По второму траншу 93 проекта на сумму 1,5 млрд тенге находятся в работе банков второго уровня. В том числе профинансировано 46 проектов на сумму 723 млн тенге, на рассмотрении 47 проектов на 739 млн тенге. По городской программе «Жибек-Жолы», по состоянию на 1 января 2018 года, было профинансировано 66 проектов на 4 млрд тенге. Сохранено 818 рабочих мест, планируется создать 202 новых. В 2018 году на реализацию программы «Жибек-Жолы» выделено 2,7 млрд тенге.
В Карту поддержки предпринимательства южной столицы включено 109 проектов на 211 млрд тенге. За три года запущено 42 проекта на 38 млрд. Из них в 2017 году 15 проектов на 3,5 млрд тенге. На 2018 год запланирована реализация 23 проектов на 54 млрд тенге с созданием более 2 тыс. рабочих мест.
В Алатауском районе Алматы создана индустриальная зона площадью 490 гектаров, ее резидентами является 41 компания, реализующая здесь проекты на 180 млрд тенге, запущено 3 проекта на 8,5 млрд тенге.
В свою очередь индустриальная зона Алматы создана в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года и Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы. Функционирование индустриальной зоны определено Предпринимательским кодексом и Единой программой поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2020».
Индустриальная зона создана в целях оказания государственной поддержки частному предпринимательству и предназначена в первую очередь для развития в Алматы приоритетных отраслей промышленности – это машиностроение, пищевая, легкая, фармацевтическая, химическая промышленности и производство строительных материалов. При этом предпочтение отдается инвестиционным проектам, направленным на передислокацию промышленных предприятий из жилых районов города, выпуск технологичной, инновационной продукции, замещение импорта.
Под строительство индустриальной зоны Алматы было отведено 490 га свободных площадей в Алатауском районе, предназначенных для строительства и обслуживания промышленных производств, а также соответствующей инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, логистического и административного центров. Спектр планируемой к выпуску продукции очень широкий – от мороженого до стальных труб для нефтегазовой промышленности.
Кроме того, управляющей компанией осуществляется взаимодействие и мониторинг деятельности участников индустриальной зоны, обслуживание вновь построенной инфраструктуры. Для этих целей на индустриальной зоне размещено временное помещение, предназначенное для обслуживания участников индустриальной зоны и подрядных организаций, осуществляющих проектирование и строительство объектов инфраструктуры.
Также для поддержки товаропроизводителей в 2017 году был реализован комплексный план по продвижению казахстанского содержания в госзакупках и по загрузке мощностей промышленных предприятий. За счет принятых мер предприятия города за 2017 год произвели продукцию на 800,5 млрд тенге с ростом на 3,3%. В том числе в обрабатывающей промышленности – на 611 млрд. В результате принимаемых мер инвестиции в основной капитал за январь-декабрь 2017 года составили 460 млрд тенге с ростом на 4%. Инвестиции в обрабатывающую промышленность – на 22% и сырьевой сектор – 0,4%. Доля внешних инвестиций в общем объеме составила 14,3% с ростом на 11%.
Определены резервы на 94,7 млрд по бюджетным инвестициям и на 136,8 млрд по частным и крупным объектам. Это позволит достичь положительного индекса физического объема инвестиций, и в целом по итогам года планируется достичь уровня 190 млрд тенге. Достижение показателя по инвестициям планируется за счет запуска 30 проектов на сумму более 320 млрд тенге.
В Алматы около 29 тысяч предпринимателей осуществляют оптовую и розничную торговлю. В городе насчитывается 128 торговых центров и домов, 26 крупных торговых сетей. Из них 13 непродовольственных. За 2017 год объем розничной торговли составил 2,5 трлн тенге с ростом на 5,4%, оптовой торговли на 10,4 трлн тенге с ростом на 1,4%. В прошлом году было открыто 4 крупных торговых объекта с инвестициями 15,5 млрд тенге, создано две тысячи рабочих мест. За счет строительства трех крупных объектов, модернизации 6 рынков и открытия мелких розничных сетей планируется достигнуть уровня показателя инвестиций до 4,3%. По итогам 4 месяцев 2018 года объем розничной торговли увеличился на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 845,2 млрд тенге.
Проведена инвентаризация нестационарных объектов торговли. Выявлено 1632 незаконно установленных киоска.
По итогам 2017 года по Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017−2021 годы по Алматы было профинансировано 20 проектов на сумму 314,78 млн тенге. Утверждено 7 проектов на сумму 95 млн тенге. По инструменту гарантирования было поддержано 7 проектов. На сегодняшний день на рассмотрении находится 42 проекта на общую сумму 661,2 млн тенге.
Годовой рост объемов кредитования малого бизнеса в Казахстане к концу июля 2017 года составил 11,2 процента, увеличившись на 312,2 миллиарда тенге. Объем кредитования сложился на уровне 3,11 триллиона тенге. Самый же высокий показатель роста за последние 10 лет был зафиксирован в 2016 году: прирост кредитования составил 65,4 процента – 1,11 триллиона тенге, увеличившись до 2,8 триллиона тенге.
12 регионов Казахстана показали годовой прирост объемов кредитования малого бизнеса. С большим отрывом лидируют Астана и Алматы.
Прирост кредитования в Астане составил 131,4 миллиарда тенге – 16,6 процента, увеличившись до 923,6 миллиарда тенге. На втором месте оказался Алматы с годовым приростом в 112,3 миллиарда тенге. Объем портфеля кредитования малого бизнеса достиг 1,5 триллиона тенге. Аналитики отмечают, что почти весь объем кредитов малого бизнеса сосредоточен в этих двух городах. Доля Алматы от общеказахстанского объема кредитования составляет 47,8 процента.
Малый и средний бизнес – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.
Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский МСБ движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев.
В условиях отсутствия возможности альтернативного трудоустройства индивидуальное предпринимательство выступает как вынужденное предпринимательство, которое является низкоэффективным и направлено в первую очередь на обеспечение личных источников дохода. На селе, где меньше возможностей трудоустройства по найму, доля доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности в два раза выше чем в городе – 16% против 8%.
Сектор услуг для МСБ является доминирующей сферой деятельности с долей в 75% от всего выпуска товаров и услуг, в то же время данный сектор отличается низкой продуктивностью и, соответственно, невысокими доходами.

 

 

Андрей КОРОЛЁВ, 
Алматы

 

Тематика:   КазахстанАлматыМСБ

Смотрите также: