Главная  /  Статьи  /  Диагностика для бизнеса

Диагностика для бизнеса

Жанат Сисекенова
200
Диагностика для бизнеса скачать фото
Пилотный проект «Страновой скрининг» презентован в акимате Актюбинской области

Он разработан НПП «Атамекен».


– Скрининг, говоря простым языком, – это маркетинг в разрезе каждого района, чтобы выявить новые резервы социально-экономического развития экономики региона. Первым к нему подключаемся мы, – объяснил заместитель акима области Кайрат Бекенов.
Участниками презентации стали руководители крупных промышленных предприятий, областных управлений и департаментов и предприниматели, акимов районов подсоединили по видеосвязи.
Идея возникла год назад. В ходе обучения безработных и самозанятых по программе «Бастау бизнес» стало ясно, что нет четкого понимания, на что ориентировать начинающих предпринимателей. Анализ индикативных планов Министерства сельского хозяйства, областных планов развития показал их несовпадение, отсутствие точек роста, связей между субъектами микробизнеса, неактуальность специализации районов и городов, дисбаланс размещения субъектов.
– К примеру, один предприниматель сделал большие инвестиции в выращивание картофеля, но ожидаемого урожая не получил, потому что не учел особенностей почвы. Такое происходит со многими в разных сферах. Отсюда желание сделать полезный продукт. На первом этапе проекта с апреля по июнь прошлого года в Сарыагаше и Жетысае ЮКО за два месяца двести человек обошли 17 тысяч дворов, опросили каждого жителя и предпринимателя районов. В результате получили своеобразную геокарту, которая подскажет, какой бизнес выгоднее развивать, в зависимости от запросов и доходов местного населения, – отметил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.
На втором этапе эксперимента, по его словам, было выбрано по одному району в ВКО, СКО, Актюбинской и Кызылординской областях, где по результатам скрининга сформированы карты сбытовых цепочек внутри района, установлены межрайонные, межрегиональные экономические связи. Важность идеи Жумагазиев показал на примере молокозаводов, загруженных на 40–60 процентов. Владельцам подворий выдали микрокредиты на покупку буренок. Новые звенья позволили замкнуть сбытовые цепочки, заводы сами забирают молоко, у людей появились доходы.
В своей масштабной работе атамекеновцы надеются на помощь аульных акиматов, много информации можно почерпнуть из книг похозяйственного учета. Опросом займутся те, кто привлечен к общественным работам, в планах – дополнительное для них финансирование. В районах есть несколько баз данных, это E-halyk, идентификация сельхозживотных, госреестр держателей аграрных расписок, а также данные по выделенным земельным участкам. Вся полученная информация будет проанализирована, затем предстоит подомовой опрос, подготовлено 39 вопросов, касающихся развития бизнеса. Обстоятельные ответы станут основой информационной геокарты. В городах эту работу провести сложнее, особенно обойти каждый дом, каждую квартиру. Здесь основой станут все имеющиеся информационные базы. К примеру, в Актобе хорошим подспорьем может стать создаваемый проект «Смарт сити».
– Объединив данные по пенсионке, налоговой службе, прописке, мы получим усредненный портрет жителя конкретного микрорайона. Для бизнеса важно знать доходы людей. В целом мы хотим по Казахстану опросить примерно 4,9 млн человек и 1,1 млн субъектов МСБ. Цифры разнятся, мы это видим на примере глубокого скрининга в Аркалыке, который проводим совместно с компанией ERG, там показатели, предоставленные акиматом, не сходятся с полученными данными. Если в акимате числится 1000 предпринимателей, то по факту – чуть больше 800. Думаю, в целом это будет полезной работой для налоговых органов, для местных исполнительных органов. Работу мы намерены завершить до конца года, – продолжил Жумагазиев.
Скрининг позволит оцифровать предприятия и вывести их на большие площадки, где они могут быть интегрированы с лидерами онлайн-торговли. Цифровизация, так считают в «Атамекене», даст критическую массу отечественного товаропроизводителя. Сейчас мы не совсем понимаем их перспективы, сколько их у нас, что именно они производят, чем им надо помочь, готовы ли они к импортозамещению. Региональная карта предпринимательства – геокарта – станет подспорьем и в эффективном оказании государственных мер поддержки, финансирования новых бизнес-проектов.
– Мы увидим, какие проекты необходимо создавать и поддерживать за счет республиканского бюджета, какие через коммерческие банки, а какие за счет региональных ресурсов. Не просто определим реальную численность безработных и самозанятых, но и выявим миграционный потенциал региона, реальные потребности для создания бизнес-проектов. Только прозрачность и ответственность на местах аналитической группы приведет к сбору точной и объективной информации и созданию правильной картины. Хотим опробовать скрининг на Актобе, если будет успешным, будем тиражировать на все регионы, – подчеркнул Жумагазиев.
– Наш регион готов качественно провести скрининг. У нас эта работа ведется в моногороде Хромтау вместе с ERG. Эти идеи современны и нужны, – отметил заместитель акима области Кайрат Бекенов. При этом он обратил внимание акимов района на серьезность момента.

 

Жанат СИСЕКЕНОВА, Актобе
 

Смотрите также: