Главная  /  Статьи  /  Коротко о жизни

Коротко о жизни

Константин Козлов
888
Коротко о жизни скачать фото
«Казахфильм» посредством творческого объединения «Дебют» поддерживает кинематографистов, позволяя им снять по одному короткометражному фильму

Сценарии отбираются на конкурсной основе, хотя тематика фильмов каждый год до боли похожа.
 

Если в прошлом году общим трендом всех фильмов, представленных «Дебютом», был мрак и безысходность в жизни маленьких людей, то в этом году лейтмотивом всех короткометражек так или иначе были семейные ценности. 

 

На презентации в кинотеатре «Арман» были представлены фильмы, запущенные в производство в 2017 году: «Асан» (режиссер Берик Жаханов), «Шырғалаң» /«Джут» (режиссер Жандос Еспенбетов), «Соңғы мұғалім» / «Терпимость» (реж. Ален Рахметалиев), «Өзгеріс» / «Тюбетейка»  (реж. Арман Баймуратов), «Прятки» (реж. Венера Каиржанова).

 

Из всех проектов тематически выбивается фильм «Джут». Потому как из всех представленных картин это, пожалуй, самый затратный и сложнопостановочный фильм. Уже из названия можно догадаться, что речь в нем идет о голодоморе 30-х годов. Проблему решено было показать через историю одной семьи, которая откочевывает от голода и ужасов коллективизации в Китай. Конфликт же разворачивается вокруг ребенка, который, несмотря на тяжелые времена, не лишен детского эгоизма и по привычке таскает кусочки сухариков, кои на вес золота. Отец, доведенный до отчаяния, готов его пристрелить, все понимающий дед, естественно, его защитит. А ребенок, пусть и пережив тяжелую психологическую травму, все же поймет, что думать только о себе – нехорошо! Этот фильм отличается довольно стильной и фирменной картинкой, так как художником на фильме работал легендарный специалист в этой сфере Рустам Одинаев. Погружение в атмосферу 30-х вполне удалось, а это в данном фильме, пожалуй, главное. 

 

Фильм «Асан», по признанию самого режиссера Берика Жаханова, создан по мотивам собственных детских переживаний режиссера. По сюжету трудный подросток Асан едет с матерью на похороны отца, с которым он не общался с самых ранних лет. Подросток-безотцовщина, ершистый, не признающий авторитетов, вечно хамящий матери, встретившись с миром своего далекого аульного детства, родственниками, что называется, «закроет гештальт» и немного повзрослеет. Хотя, конечно, одно такое событие едва ли может «перековать» трудного подростка сразу и полностью.

 

Примерно на эту же тему сняла свой фильм Венера Каиржанова. Фильм «Прятки» рассказывает историю двух по-разному несчастных семей, живущих в провинциальном городе. Девочки-подружки живут в очень несчастливых семьях. Одна семья мается от безденежья – мать пилит отца, который мало зарабатывает, выпивает, хоть и очень любит свою дочь. Другая – вроде бы благополучная, но равнодушный отец готов бросить все и уйти к любовнице.

 

Фильм «Тюбетейка» вновь поднимает проблему «слияния города и деревни», используя, впрочем, приемы и штампы, которые уже не единожды обошли фильмы всех стран мира. Пожилой мужчина не может смириться со своей городской жизнью – его манят аульные просторы, старые друзья. А как вернуть это ощущение? Да очень просто – установить юрту во дворе. Собственно, тренд на изображение аула, как некоего утерянного рая, давно утвердился в казахстанском кино. Эта легенда, не имеющая ничего общего с жизнью, стала своего рода законом жанра¸ который уже существует сам по себе.

 

Константин КОЗЛОВ, Алматы

Смотрите также: