Главная  /  Статьи  /  На старте учебного года

На старте учебного года

Оксана Давыдова
370
На старте учебного года скачать фото
До конца этого года обновленным содержанием образования в стране будет охвачено 75 процентов детей

Этот и другие вопросы рассмотрели на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева.
 

По словам министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева, сегодня в системе среднего образования продолжается переход на программы обновленного содержания. С прошлого года первые, вторые, пятые и седьмые классы обучаются на основе новых учебных программ и учебников.

 

– С сентября 2018 года третьи, шестые и восьмые классы перейдут на обучение по обновленному содержанию. Учебники для третьих, шестых и восьмых классов разработаны, прошли экспертизу. Сейчас ведется доставка учебников в регионы. Все регионы заключили договора с издательством по доставке учебников, – проинформировал он, добавив, что в настоящее время только Туркестанской областью принято 30 процентов учебников, а в остальных регионах и городах Астане, Алматы и Шымкенте есть риск несвоевременной доставки книг, поэтому им необходимо ускориться.

 

До конца этого года обновленным содержанием образования будет охвачено 75 процентов детей. За два последних года около 150 тысяч учителей обучены по обновленным программам. В этом году еще порядка 70 тысяч преподавателей будут переобучены. Преподающим по обновленному содержанию повышена зарплата на 30 процентов.

 

В то же время глава ведомства обратил внимание на сохраняющийся разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.

 

– Для устранения разрыва начата работа по улучшению материально-технической базы сельских школ, повышению качества образования сельских учителей за счет использования средств через заем Всемирного банка, – отметил Ерлан Сагадиев.

 

Также до сих пор актуальна проблема трехсменных и аварийных школ, не- смотря на то, что ежегодно в Казахстане строится от 110 до 170 учреждений среднего образования.

 

– На данный момент имеется 118 школ с трехсменным обучением, из них в Алматинской области – 27 школ, Актюбинской – 24, Туркестанской – 12, Акмолинской – 12, Атырауской – 11. Количество аварийных школ – 44. Большинство аварийных школ находится в Туркестанской области – 12, Жамбылской – 7, Атырауской – 6, Западно-Казахстанской – 4, – перечислил министр.

 

Главными причинами появления трехсменных школ являются демографические и миграционные процессы. В качестве примера глава МОН РК  привел Астану, куда за прошлый год из других регионов переехало около 80 тысяч человек, из них около 17 тысяч детей. Это создает необходимость в строительстве порядка 15 новых школ ежегодно.

 

– До настоящего времени для массового строительства школ государством деньги не выделялись, а сейчас для полного решения данной проблемы государством выделяются средства. Уже сегодня необходимо начать работу по подушевому финансированию во всех городах, то есть привлечь частные компании для строительства школ. Из республиканского бюджета предусмотрены средства на возмещение инвестиционных затрат частным компаниям, есть нормативная база, уже начата работа в Астане, – подчеркнул Ерлан Сагадиев.

 

Областным акимам необходимо обратить внимание на данный вопрос.

 

Наряду с этим в техническом и профессиональном образовании, согласно поручениям Главы государства, полностью обновлены государственные образовательные стандарты и по всем специальностям разработано 246 модульных программ. Колледжам предоставлена возможность изменять содержание программ до 50 процентов по требованию работодателей и до 80 процентов – при дуальном обучении. Продолжается реализация проекта «Бесплатное ТиПО для всех».

 

Касательно высшего и послевузовского образования, то здесь работа профильного ведомства направлена на подготовку конкурентоспособных кадров, интеграцию образования, науки и инноваций. Для расширения академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета принят соответствующий закон. Сейчас в целом разработаны нормативные акты. В разработке свыше 70 нормативных актов приняли участие все вузы, ассоциации, общественность и госорганы.

 

В свою очередь Премьер-Министр РК дал ряд конкретных поручений по охвату молодежи профессиональным образованием и подготовке технических кадров. Бакытжан Сагинтаев указал, что сейчас государство оказывает поддержку всем желающим учиться, но молодежь не спешит становиться профессионалами. Сегодня процент обучающейся в учреждениях ТиПО граждан от 14 и до 24 лет составляет всего лишь 17 процентов.

 

– Недостаточная профориентационная и воспитательная работа приводит к незанятости молодежи, росту ее социальной изолированности, – полагает глава Кабмина.

 

В связи с этим МОН РК совместно с акимами, НПП «Атамекен» поручено принять системные меры по охвату незанятой молодежи профессиональным образованием, краткосрочным обучением, неформальным и дополнительным образованием.

 

Между тем, по словам Премьер-Министра РК, получаемые в вузах и колледжах специальности не всегда соответствуют потребностям отраслей экономики, особенно в цифровой сфере. Госзаказ на подготовку кадров формируется на основе спроса в профессиях, что показали и встречи в ходе рабочих поездок по регионам.

 

Исходя из этого, министерствам образования и науки, труда и социальной защиты населения совместно с акимами поручено продолжить совместную работу по совершенствованию образовательных программ с учетом реальных потребностей экономики в кадрах.

 

В заключение Бакытжан Сагинтаев поручил наладить обратную связь с населением, проводить своевременную разъяснительную работу по нововведениям, затрагивающим интересы большинства школьников, учителей и родителей.

 

Оксана ДАВЫДОВА, Астана
 

Тематика:   Сагинтаев

Смотрите также: