Главная  /  Статьи  /  Насколько справедлива цена на дизтопливо?

Насколько справедлива цена на дизтопливо?

Андрей Королев
741
Насколько справедлива цена на дизтопливо? скачать фото
Цены на дизтопливо растут и, соответственно, увеличиваются затраты при производстве сельхозпродукции

Эта проблема уже долгие годы является одной из ключевых в системе АПК.  О том, как ее решить, в ходе специального пресс-завтрака рассказал исполнительный директор ассоциации «KAZENERGY» Рустем Кабжанов, а также представители департамента АПК и пищевой промышленности Нацпалаты.
 

Рустем Кабжанов заметил, что проблема существует и ее необходимо решать. Сейчас значительные затраты связаны с модернизацией НПЗ, произошло повышение внутреннего акциза на дизтопливо для производителей.

 

Р. Кабжанов сообщил, что свое влияние оказывает и ситуация на мировых рынках, сейчас цена на АЗС колеблется от 185 до 187 тенге за литр, вместе с тем для сельхозпроизводителей топливо реализуется со скидкой до 150 тенге. Однако необходимо учитывать, что помимо этого стоимость увеличивается за счет транспортировки, это около 5 тенге, хранение на нефтебазах накидывает еще примерно по 6 тенге за каждый литр, в итоге получается 161 тенге за литр, в целом разница с розничной ценой около 26–30 тенге, в зависимости от региона.

 

Сейчас Казахстан на 90% обеспечивает себя топливом. При этом вопрос удорожания поднимается ежегодно и обращения сельхозпроизводителей необходимо рассматривать точечно.

 

– Запросы всегда рассматривались, и топливом сельхозтоваропроизводители обеспечивались. Если какой-то конкретный предприниматель его не получил, это не значит, что такая ситуация у всех, – высказался Кабжанов.

 

Ключевой вопрос: как можно снизить затраты, в том числе на дизтопливо, при производстве сельхозпродукции? По словам заместителя директора департамента АПК и пищевой промышленности НПП РК Жанны Акишевой, низкая экономическая эффективность выращивания пшеницы наблюдается из года в год. Поэтому важно повышать урожайность и брать курс на диверсификацию.

 

– Единственным выходом для повышения экономической эффективности является увеличение урожайности с гектара. Урожайные земли можно использовать эффективнее за счет диверсификации посевных площадей. Сейчас на рынке востребованы такие культуры, как рапс, лен, чечевица, нут, и кормовые культуры. При их выращивании практически отсутствует необходимость у фермера менять технологии возделывания, – выступила Жанна Акишева.

 

Сейчас прорабатывается вопрос по открытию новых рынков. Так, в конце августа планируется приезд китайских коллег по инспектированию таких культур, как ячмень и кукуруза. Фермеры, при вхождении в Реестр экспортеров, смогут наладить сбыт в КНР своей сельхозпродукции. Масличные культуры набирают популярность и экспортоориентированность, что в свою очередь проносит доход.

 

Еще один фактор, который влияет на затраты фермеров, – устаревшая техника. Многие аграрии до сих пор используют советскую технику или новую технику разработки советских времен, которая морально и физически устарела. Например, расход топлива на старых комбайнах в хорошем состоянии составляет 5,5 литра на 1 га, тогда как у современного – 2,6 литра на 1 га.

 

Эксперт департамента АПК и пищевой промышленности Нацпалаты Еркен Наурз­беков добавил, что на юге страны можно диверсифицировать имеющиеся площади зерновых под высокодоходные интенсивные сады. С 1 га сада можно получать прибыли до 8 млн тенге при средней урожайности 40 т/га.

 

Было проведено сравнение цены дизельного топлива с соседними странами. В Казахстане стоимость ниже, чем в других государствах, – 0,48 долл./литр (или 165 тенге), в России – 0,69 долл./литр (дороже на 43,8%), в Узбекистане – 0,59 долл./литр (+22,9%), на Украине – 1 долл./литр (в 2 раза).

 

– Понятно, что для фермера пшеница является наиболее удобной при возделывании, но надо также понимать, что при урожайности 10–12 ц/га ситуация будет только усугубляться. Более того, выращенный ячмень или овес можно конвертировать в мясо. Экономически оправдано ведение смешанного производства, когда в хозяйстве занимаются растениеводством и животноводством, – сказал Еркен Наурзбеков.

 

На вопрос о возможном возвращении госрегулирования на дизтопливо Рустем Кабжанов пояснил, что сегодня отрасль работает в условиях рыночной экономики. Заводы, оценив рынки, не отказываются от скидок, но работают так, чтобы самим не уйти в минус, пояснили в НПП.

 

– Госрегулирование существовало несколько лет назад. к чему оно привело? Начинается ажиотаж на определенные виды ГСМ, СМИ это освещают, народ начинает на это реагировать, начинает закупать топливо, которое он сможет использовать только через два месяца. Эта ситуация создает искусственный дефицит. Чтобы его покрыть, надо где-то топливо закупить. Как правило, этот процесс занимает время, так как процедуру необходимо провести в рамках закона. Министерство энергетики РК инициирует документ, который необходимо подписать и дождаться его вступления в силу. Народ в это время яростно доказывает, что у нас дефицит и топлива нет. И ситуация начинает накаляться. Мы начали искать выход, и было предложено выпустить на рынок. Когда ограничения сняли, был всплеск, цена подросла, но впоследствии ситуация стабилизировалась, рынок сам отрегулировал этот процесс, – добавил Рустем Кабжанов.

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы
 

Тематика:   дизтопливо

Смотрите также: