Главная  /  Статьи  /  Противодействие коррупции – задача всего общества

Противодействие коррупции – задача всего общества

Соб. инф
647
Противодействие коррупции – задача всего общества скачать фото
Коррупция – одно из опасных общественных явлений, негативно влияющих на экономическое развитие страны и деформирующих систему соцотношений

Для Казахстана противодействие коррупции является одним из главных направлений государственной политики, четко выстроенной через реализацию ряда стратегических документов.
 

Главой государства Н. Назарбаевым поставлены конкретные задачи по искоренению коррупции как угрозы национальной безопасности, определены основные принципы объединения усилий государства и общества в борьбе с коррупционными проявлениями.

 

В вопросах предупреждения коррупции одну из ключевых ролей играют органы государственного аудита, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

 

О том, какую работу в этом направлении проводит Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, в интервью «Литеру» рассказал руководитель юридического отдела Мейрамбек Ахметов.

 

– Мейрамбек Маратович, в процессе противодействия коррупции задействованы все государственные органы, партии, общественные объединения, СМИ. Какова роль высшего органа госаудита в борьбе с этим негативным явлением?

 

– Счетный комитет принимает активное участие в борьбе с коррупцией. Проверяя на постоянной основе законность и эффективность использования бюджетных ресурсов, мы выявляем в том числе признаки коррупции и предпосылки к ней. С переходом на государственный аудит основное внимание наших проверяющих отводится анализу причин системных нарушений, выработке рекомендаций по их устранению и недопущению впредь. К примеру, рекомендуем внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, направленные на исключение условий для коррупционных правонарушений.

 

Мы не можем охватить весь объем бюджета, поэтому при планировании аудиторских мероприятий больше концентрируемся на тех направлениях, где нарушения бюджетной дисциплины наиболее вероятны. Для этого в работе ведомства используется система управления рисками.

 

Кроме того, работаем и на других направлениях антикоррупционной деятельности. Я имею в виду взаимодействие с госорганами, ревизионными комиссиями регионов, институтами гражданского общества, партией «Нұр Отан», СМИ, а также с зарубежными коллегами и международными организациями по формированию антикоррупционной культуры в обществе, обмену опытом по данным вопросам.

 

– Какие меры принимаются Счетным комитетом в случае обнаружения аудиторами признаков коррупционных правонарушений?

 

– Счетный комитет – не карательный орган. С переходом на госаудит мы ориентируемся на профилактику нарушений, вырабатываем рекомендации по их недопущению, реализуем превентивную функцию, повышая тем самым эффективность использования бюджетных средств и управления активами государства.

 

В то же время ответственности за использование бюджетных ресурсов никто не отменял. В случае установления фактов неправомерного их расходования применяются все предусмотренные законодательством меры.

 

Материалы аудита с признаками уголовных и административных правонарушений передаются в правоохранительные и другие уполномоченные органы. После рассмотрения по ним принимаются соответствующие процессуальные решения.

 

Так, по итогам 2017 года по материалам Счетного комитета к уголовной ответственности за необоснованное использование бюджетных средств привлечено четыре физических лица, к административной ответственности – 183 должностных и юридических лица, к дисциплинарной ответственности – 253 должностных лица.

 

– А как дело обстоит с антикоррупционной профилактикой внутри самого Счетного комитета?

 

– Этому направлению в ведомстве за последнее время придан новый импульс. Упор делается на профилактику коррупции, выявление и устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.

 

В этом году мы заключили соглашение о взаимодействии с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции. Агентством по инициативе Счетного комитета проведен внешний анализ коррупционных рисков в нашей деятельности, по итогам которого выявлены отдельные недостатки, влекущие коррупционные риски.

 

Своими силами проводим внутренний анализ коррупционных рисков, на постоянной основе – функциональный анализ деятельности своих структурных подраз­делений.

 

Кроме того, мы не забываем о совершенствовании нормативных документов, регулирующих нашу деятельность.

 

Для формирования компетентного кадрового состава и повышения личной ответственности госаудиторов за результаты проверок законодательно закреплены механизмы выдачи и отзыва сертификата госаудитора.

 

Кандидат, претендующий на получение квалификации государственного аудитора, проверяется на предмет наличия судимости, привлечения к административной и дисциплинарной ответственности. Если выясняется, что им были совершены какие-либо коррупционные правонарушения, то сертификат не выдается. То есть можно сказать, что эта мера служит неким фильтром от недобросовестных кандидатов.

 

В то же время хочу подчеркнуть, что квалификация государственного аудитора не присваивается пожизненно. Если госаудитор не соблюдает требования профессиональной этики, стандарты государственного аудита, составляет недостоверные аудиторские отчеты, то решением Национальной комиссии он может быть лишен сертификата.

 

– Основные коррупционные риски кроются, на мой взгляд, на объектах аудита, непосредственно в ходе аудиторского мероприятия. Что делается для их устранения?

 

– Абсолютно с вами согласен. Этому этапу аудита нами уделяется особое внимание.

 

Так, группы аудита формируются, исходя из реестра аффилированности государственных аудиторов с объектами проверок, что направлено на исключение конфликта интересов.

 

Перед выходом на объекты аудита членом Счетного комитета, ответственным за аудиторское мероприятие, с привлечением уполномоченного по этике проводится инструктаж группы с разъяснением антикоррупционного законодательства и правил поведения.

 

Все этапы проведения государственного аудита находятся на постоянном контроле у вышестоящих должностных лиц. Аудиторы в обязательном порядке еженедельно представляют отчеты о проделанной работе, о выявленных нарушениях непосредственным руководителям отделов и курирующему члену Счетного комитета.

 

После завершения аудиторского мероприятия заслушивается персональный отчет каждого участника группы аудита с рассмотрением собранных материалов.

 

Для обеспечения оптимальной расстановки кадров и недопущения формирования неслужебных отношений внутри групп аудита в аппарате ротация кадров проводится ежегодно.

 

Одним из важных направлений формирования антикоррупционной культуры является повышение квалификации работников, поэтому на постоянной основе проводятся техническая учеба, семинары, лекции, в том числе с привлечением специалистов Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.

 

– Мейрамбек Маратович, мы знаем, что Счетный комитет проводит работу по цифровизации своей деятельности. Насколько автоматизация процессов поможет снизить коррупционные риски в вашем ведомстве?

 

– Действительно, совершенствование аудиторских процедур, в том числе посредством внедрения современных информационных технологий, постоянно находится в поле нашего зрения.

 

Одна из целей цифровизации деятельности Счетного комитета – снижение прямых контактов с объектами аудита. Кроме того, это и сокращение трудовых затрат, времени, расходов бюджета, повышение объективности в проведении аудита и, конечно, снижение коррупционных рисков.

 

В целях перехода на электронный государственный аудит и исключения непосредственных контактов госаудиторов с проверяемыми объектами в Счетном комитете создана и функционирует информационная система. Ее использование уже сейчас позволяет проводить предварительный этап аудита, который занимает треть времени всего аудиторского мероприятия, без выхода на объект.

 

Информационная система Счетного комитета уже интегрирована с семью информационными системами государственных органов, планируется интеграция еще не менее чем с 15 информационными системами, что позволит значительно сократить сроки нахождения госаудиторов на объектах.

 

 

Смотрите также: