Главная  /  Статьи  /  Актауский саммит прикаспийских государств – залог экономического процветания региона

Актауский саммит прикаспийских государств – залог экономического процветания региона

Андрей Королев
359
Актауский саммит прикаспийских государств –  залог экономического процветания региона скачать фото
Прошедший саммит в Актау по определению статуса Каспийского моря показал, что все страны региона нацелены на конструктивный диалог и сотрудничество

Учитывая, что стороны достигли взаимопонимания и прогресса по всем ключевым вопросам повестки дня, на передний план выходит взаимовыгодное экономическое взаимодействие на Каспии во имя интересов народов этого региона.
 

Как отмечают эксперты, Каспийский регион в XXI веке обещает стать главным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок. Запасы имеющихся здесь углеводородных ресурсов оцениваются по-разному, но все эксперты сходятся во мнении, что этот регион может выйти на 3-е место в мире по добыче энергоресурсов после Ближнего Востока и Сибири.

 

Крупнейшие прогнозные региональные запасы нефти и газа сосредоточены на территории Туркменистана (6,5 млрд тонн нефти и 5,5 трлн куб. м газа, 4-е место в мире по разведанным газовым запасам), Казахстана (6 млрд тонн нефти и 2 трлн куб. м газа) и Азербайджана (3,5–5 млрд тонн нефти и 600 млрд  куб. м газа). Российские запасы нефти на Каспии до открытия в январе 1998 года потенциально нефтеносных структур в северном секторе моря оценивались в 1 млрд тонн. Иранские запасы еще меньше. По самому шельфу Каспия разведанные запасы составляют 12 млрд тонн условного топлива.

 

Стоит отметить, что в октябре 1992 года на встрече глав государств и правительств пяти прикаспийских государств, состоявшейся в Тегеране по инициативе Ирана, стороны впервые обсудили вопрос о перспективах создания Организации каспийского экономического сотрудничества. Одним из основных направлений ее деятельности должно было стать взаимодействие в сфере разработки нефти и газа Каспия. Предполагалось, что в рамках этой организации будет развиваться также сотрудничество в области судоходства, использования биологических ресурсов, защиты окружающей среды.

 

Также сейчас правительства пяти прикас­пийских государств должны одобрить межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Цель соглашения – формирование международно-правовой базы торгово-экономических отношений в сферах промышленности, сельского хозяйства, торговли, туризма и других отраслях экономик государств-сторон, представляющих взаимный интерес.

 

В ходе Четвертого Каспийского саммита, который состоялся в Астрахани 29 сентября 2014 года, Туркменистаном была выдвинута инициатива о разработке странами «каспийской пятерки» межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Инициатива была поддержана всеми сторонами.

 

Понимая экономические перспективы своего географического расположения, страны Каспийского региона активно развивают свою портовую инфраструктуру. Имеющаяся портовая инфраструктура Казахстана – порты Актау, пропускная способность 19,5 миллиона тонн в год, и Курык, шесть миллионов тонн в год, – позволяет сократить время движения по морю на четыре часа. Необходимость модернизации своих морских портов понимают и другие страны Каспийского бассейна. Бакинский международный морской торговый порт также является составной частью Транскаспийского межтранспортного маршрута, реализуемого в рамках проекта «Новый Великий шелковый путь». Ожидается, что по итогам 2018 года он обработает более пяти миллионов тонн грузов. С целью эффективного использования транзитных возможностей Азербайджана в поселке Алят строятся новые терминалы и зона свободной торговли. Доля перевалки грузов, идущих через Россию, в ее каспийских портах составляет лишь 0,8%.

 

Поэтому в ноябре 2017 года правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Согласно стратегии, в Дагестане будет создан Каспийский транспортно-логистический комплекс.

 

Развитие портовых мощностей осуществляется и в Туркменистане, где введен в эксплуатацию новый порт в Туркменбаши. Новый хаб обладает пропускной способностью 17–18 миллионов тонн грузов в год. А с учетом действующего порта пропускная способность достигнет 25–26 миллионов тонн в год.

 

Новый международный морской порт объединяет паромный, пассажирский и грузовые терминалы. Кроме того, там располагаются судостроительный и судоремонтный заводы. Общая протяженность причалов, которые одновременно могут обслуживать 17 судов, составляет более 1800 метров.

 

В Иране на Каспии располагается город-порт Чалус, но он фактически является курортной зоной. Реально грузоперевалкой в иранской акватории Каспия занимается порт Бендер-Энзели, ныне именуемый «свободная экономическая зона (СЭЗ) Энзели».

 

30 марта 2017 года состоялась церемония открытия нового портового комплекса на территории этой СЭЗ. Данный объект оснащен 22 причалами. На финальных стадиях ввода этого нового порта в эксплуатацию его пропускная способность составит 15 миллионов тонн грузов в год. Таким образом, в настоящее время страны Каспийского региона, учитывая растущий интерес Китая к переориентации своей торговли на Евразию в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути», уже перешли от обсуждения планов и перспектив транспортного сотрудничества к поступательной реализации масштабных проектов в направлении модернизации береговой инфраструктуры.

 

Заместитель директора департамента стратегического планирования и анализа Министерства национальной экономики РК Бауржан Турлубеков считает, что определение правового статуса Каспийского региона крайне выгодно для Казахстана с экономической точки зрения.

 

«Перспективным является иранское направление. Иран открылся, есть потенциальные перспективы, которые ранее были недоступны. Есть небольшие тактические, санкционные противостояния. Но в целом для нас этот блок открывается, на пути – соглашение о свободной торговле с этим государством, так же как и с Сербией и некоторыми другими странами. Россия, Азербайджан, Туркменистан – с ними у нас идет работа в рамках ЕАЭС и СНГ. Иран не входит в постсоветский блок, поэтому с ним нужно по-новому договариваться. Это приоритет для нас», – сказал Бауржан Турлубеков.

 

Как отметил министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов, с заключением Актауской конвенции создается эффективная юридическая база для сотрудничества прибрежных стран по широкому спектру направлений. Не случайно Глава государства Нурсултан Назарбаев характеризует документ как конституцию Каспийского моря. Конвенция будет служить политической стабильности, устойчивому экономическому развитию каспийского региона и каждой из стран, сохранению и приумножению природных богатств.

 

Конвенция регулирует весь комплекс вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных государств в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над ним. Установлены территориальные воды шириной 15 морских миль, а их внешние границы обретают статус государственных. К территориальным водам примыкают 10-мильные рыболовные зоны, где каждое государство обладает исключительными правами на промысел. За пределами рыболовных зон сохраняется общее водное пространство. Вне морских государственных границ будет действовать свобода мореплавания для судов под флагами прибрежных стран.

 

Важным положением, особенно для внутриконтинентальных стран, является свобода транзита к другим морям и Мировому океану. Предусматривается возможность прокладки по дну моря трубопроводов и кабелей. Согласно документу, каждое государство реализует суверенные права на недропользование в границах своего сектора дна. Дается ответ и на волнующий многих наблюдателей вопрос: одним из важных принципов деятельности прикаспийских государств становится неприсутствие на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих участникам конвенции.

 

«В этой связи выделю и другой принцип, которым руководствуются наши партнеры по конвенции – уважение суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, взаимное уважение, сотрудничество, невмешательство во внутренние дела. Обращает на себя внимание и солидный пакет отраслевых документов, подписанных высокопоставленными представителями «каспийской пятерки», охвативших вопросы торгово-экономического, транспортного сотрудничества, взаимодействия пограничных ведомств, предотвращения инцидентов, борьбы с оргпреступностью и терроризмом. Все эти направления имеют особую актуальность на международной арене на современном этапе. В целом в условиях непростой обстановки в некоторых регионах мира лидеры прикаспийских стран, считаю, приняли мудрые и дальновидные решения и представили Каспий в качестве региона мира, стабильности, безопасности с огромным потенциалом для дальнейшего устойчивого развития», – сказал Кайрат Абдрахманов.

 

Стоит отметить, что в соответствии с Актауской конвенцией создается механизм пятисторонних регулярных консультаций под эгидой МИДов в целях выполнения этого основополагающего документа и обзора различных аспектов сотрудничества на Каспии. Накануне саммита министры иностранных дел договорились создать рабочую группу высокого уровня по вопросам Каспийского моря. Первое заседание планируется провести уже в ноябре этого года в Азербайджане. В первоочередном порядке группа приступит к согласованию очень важного пятистороннего соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий на Каспии.

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы
 

Тематика:   АктауКаспийское море

Смотрите также: