Главная  /  Статьи  /  Одна любовь и одна жизнь

Одна любовь и одна жизнь

Мира Мустафина
596
Одна любовь и одна жизнь скачать фото
Спектакль «Ахико из Актаса» Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова номинирован на Государственную премию РК

Удивительная история жизни казахстанца Ахико Тецуро, бывшего японского военнопленного, полная драматизма и счастливых моментов, талантливым образом воплощена на сцене старейшего театра страны. 
 

Над спектаклем работали драматург Мадина Омарова, режиссер-постановщик – заслуженный деятель РК, доктор философии (PhD), обладатель президентской стипендии «Болашак», вице-президент Ассоциации театров Казахстана Асхат Маемиров и художник-постановщик Камилла Курманбекова. История Ахико Тецуро – один из ярких примеров стойкости, мужества и благодарности японского военнопленного. 

 

С рассказа о судьбе японского военнопленного, который обрел родину и личное счастье в Казахстане, начал выступление перед депутатами в Токио во время своего визита Глава государства Нурсултан Назарбаев. Он подчеркнул, что с Казахстаном связаны судьбы многих японцев.

 

 

Спектакль «Ахико из Актаса» Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова, что было ожидаемо, вызвал широкий резонанс не только в обществе, но и в театральном мире. Ведь спектакль органически сочетает в себе художественную историю и документальную реальность. К тому же факт на лицо: необыкновенный зрительский интерес к той эпохе и поколению людей, которые смогли пережить и выстоять в годы Второй мировой войны. Спектакль с глубоким гуманистическим посылом. Сегодня мы знакомим читателей газеты «Литер» с мнениями известных театральных деятелей.

 

Лаша ЧХАРТЕШВИЛИ, театральный деятель, Грузия:

 

– Режиссер Асхат Маемиров превратил пьесу современного драматурга Мадины Омаровой в острую драматическую постановку, которая отправляет зрителей в путешествие по истории героя и показывает, что то, что нужно родине, государству, народу, друзьям, членам семьи и будущим поколениям, – это реальный, действенный героизм и гуманистические идеи. Сегодня, когда люди выражают возмущение или опротестовывают что-либо в виртуальном пространстве, так и остается в виртуальном пространстве и реально не меняется ничего. Для решения проблемы необходимы действенные шаги. Асхат Маемиров оживляет на сцене Казахского государственного академического театра драмы им. Ауэзова не столь далекую историю Казахстана, которая показывает современный мир в историческом ракурсе модели современного героя. Постановка, посвященная жертве политических репрессий, показывает героя, который, несмотря на барьеры и почти непреодолимые препятствия, остается достойным человеком. Актер Дулыга Акмолда, исполняющий роль Ахико, – античный герой не только визуально, но и по содержанию. Мастерство и талант актера режиссер направил в правильное русло и без ложной патетичности, реалистичными средствами создал образ сильного и достойного человека, героя. Особенно выделяются тюремные сцены, которые показывают драматическую остроту и широкий спектр человеческих типажей. Зрители с интересом следят за этими эпизодами. Артисты вызывают удивление публики. Логический строй мизансцен, смысловая последовательность – это то оружие, благодаря которому зрители до последнего включены в историю Ахико (и не только). Визуальный эффект оказывает танец японок, когда Ахико встречают на родине. Эту сцену режиссер Асхат Маемиров поставил эмоционально. Помимо того, что эпизод волнует зрителя, он поставлен с соблюдением визуальных законов. Этот эпизод отличается изысканностью, трепетностью, совершенством. Особенные визуальные образы в спектак­ле создают Зарина Карменова (мать Ахико) и Жанель Макажан (Катя). Большинство актеров создают острые драматические образы, являясь собирательными типажами. В этом спектак­ле присутствует настоящая галерея персонажей, человеческих образов с разнообразием характеров и ситуаций. Асхат Маемиров мастерски использует современные театральные приемы и опыт, что отражается на визуальной и смысловой стороне спектакля, в том числе в нем присутствуют элементы мультимедиа, экспрессионистского и реалистичного театра. В этом спектакле органически сочетаются художественная история и документальная реальность. Спектакль созвучен общечеловеческим идеям, и режиссер на примере одного персонажа показывает, что такое настоящая родина, как и каким образом происходит ее становление и как нужно ее любить. Родина Ахико – Казахстан, славящийся среди стран мира своими многонациональностью и толерантностью. Именно эту реальность отражает Асхат Маемиров на сцене Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова.

 

Видади ГАФАРОВ, доктор философии, искусствовед, доцент, заведующий отделом театра, кино и телевидения Института архитектуры и искусства НАН Республики Азербайджан:

 

– Спектакль «Ахико из Актаса» мне удалось посмотреть в рамках фестиваля «Театральная весна-2017» (13-18 марта), куда я был приглашен в качестве зарубежного члена жюри. С уверенностью можно сказать, что этот спектакль – большой творческий успех всего коллектива театра.

 

Спектакль посвящен судьбе японца Ахико Тецуро, который в свои 15 лет как военнопленный попал в КарЛаг и отсидел там 10 лет, а после освобождения благодаря заботе казахской женщины – матери, смог выжить. Хотя Ахико спустя много лет удалось уехать к себе на родину, он не смог остаться там и вернулся в Казахстан. Эта документальная история лежит в основе сюжета драмы, написанной драматургом Мадиной Омаровой. Документальность фабулы делает спектакль еще более достоверным и трогательным. В интерпретации автора пьесы Мадины Омаровой и режиссера-постановщика  спектакля Асхата Маемирова, Ахико – это обобщенный образ пленных, страдавших в КарЛаге.

 

Известно, что очень трудно ставить такие монументальные и психологические спектакли в художественном и техническом плане. Если учесть, что в спектакле имеются 24 персонажа,  массовые сцены, а события происходят на разных пространствах и культурах, становится ясно, какие трудности стояли перед постановочным коллективом. Скажу прямо, авторы спектакля успешно справились с этой задачей и создали высокохудожественное сценическое произведение.

 

Хочу особо отметить режиссерскую работу Асхата Маемирова и совместную работу режиссера с художником-постановщиком спектакля Камиллой Курманбековой. Именно в результате этой совместной работы сценография, на которую делалась очень большая ставка в спектакле, гармонично сочетается с трактовкой режиссера. А использование железного занавеса сцены как составной части декорации и как пространственного решения КарЛага – это просто художественная находка. Режиссер и художник очень умело использовали и современные мультимедийные средства для раскрытия идеи спектакля.

 

Режиссер построил очень динамичные мизансцены, которые служат драматизму сюжета, раскрытию событий и характеров. Все переходы между сценами очень хорошо обработаны режиссером, они связаны друг с другом логически оправданными художественными приемами.

 

Одно из достижений спектакля «Ахико из Актаса»  – это ансамблевая игра артистов.  А в отдельности я бы хотел выделить игру Дулыги Акмолды, исполнителя роли главного героя – Ахико, актрисы Данагуль Темирсултановой (Актамак – мать, собирательный образ) и Жанель Макажановой (Катя – девочка-немка). Они более точно и выразительно создали портреты своих героев, их характер и смогли передать зрителям свое психологическое состояние, переживания и чувства. Я еще раз поздравляю весь коллектив театра с этим достижением и желаю дальнейших творческих успехов.

 

Мира МУСТАФИНА, 
фото предоставлено пресс-службой 
Казгосдрамтеатра им. М. Ауэзова, 
Алматы

 

Смотрите также: