Главная  /  Статьи  /  Самый надежный ресурс

Самый надежный ресурс

Соб. инф
338
Самый надежный ресурс скачать фото
Одной из приоритетных стратегических целей государства является содействие росту экономической активности населения

Одной из приоритетных стратегических целей государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе является содействие росту экономической активности населения. Состояние рынка труда, его количественная и качественная структура, сбалансированность, динамика численности продуктивно занятого населения и самозанятых граждан – это ключевые системные характеристики развития любой экономической системы.
 

Огромный социально-экономический потенциал заложен в таком ресурсе, как самостоятельно занятое население. С первых лет обретения независимости в Казахстане сформировался колоссальный массив работников, которые самостоятельно, в большей части нелегально, зарабатывают себе на жизнь в различных секторах экономики. Фактически в 2001 году практически каждый второй занятый в экономике казахстанец являлся самозанятым. С начала 2000-х годов по настоящее время ситуация в сфере занятости стала стабилизироваться – снизились как уровень безработицы, так и доля самозанятых до 24% в 2017 году.

 

В Послании народу Казахстана 10 января 2018 года Президент страны Нурсултан Назарбаев поставил задачу полностью активизировать процессы по формализации самозанятых в целях их выведения в легальное экономическое пространство. Это позволит свести к минимуму объемы теневого сектора, цивилизовать рынок труда, сделать его продуктивным.

 

Чтобы добиться этого, необходимо решить непростые задачи как по законодательному обеспечению, так и в сфере их практической реализации. Экономические и социальные последствия всех этих мер государства будут весьма значимыми и прямым образом найдут отражение в повышении производительности труда, да и в уровне благосостояния населения. Рынок труда в этом случае изменится как количественно, так и качественно. Фактически все самозанятые работники будут учтены, зарегистрированы, будут работать в правовом поле, оплачивая приемлемые для них налоги и отчисления, и при этом у них появится возможность пользоваться всеми социальными гарантиями и услугами государства, и в частности пакетом медицинских услуг в системе социального медицинского страхования. Особенно это актуально для женщин. Они, как правило, лишены основных форм социальной защиты, которыми пользуются наемные работники, трудятся в более тяжелых условиях и получают более низкие доходы. По оценкам МОТ, доля так называемой «уязвимой» занятости среди женщин составляла около 49%.

 

Среди женщин традиционно выше уровень долгосрочной безработицы, ниже уровень среднемесячной заработной платы, чем у мужчин. Для них остается актуальной проблема дискриминации по возрасту при трудоустройстве, особенно в возрастном коридоре 50–57 лет. Кроме того, женщины меньше, чем мужчины, подвержены трудовой мобильности. Женщины чаще заняты как помогающие семейные работники, не получающие никакого дохода.

 

Хотя при этом необходимо отметить, что доля женщин в ВВП Казахстана оценивается довольно весомо – 39,5%. А это означает, что фактически вклад женщин в ВВП гораздо больше.

 

Подробная официальная статистика по месту непродуктивных самозанятых в региональной карте занятости, профилю профессий и специальностей, уровню доходов в зависимости от их формы занятости, к сожалению, отсутствует. А ведь они и их дети являются основными получателями социальных услуг. Пенсионные отчисления неадекватны степени трудового вклада. Среди неоплачиваемых работников семейных предприятий женщин больше. Поэтому формализация занятости – это вполне адекватный выход из неустойчивого экономического положения.

 

Казалось бы, ничто не мешает им изменить свою жизнь. Им, собственно, нечего скрывать. Но сказывается инерция недоверия, традиционная пассивность, зависимость от главы семейства, а также элементарная недоступность информации о государственных мерах поддержки.

 

С этой точки зрения самое главное, что государству сегодня необходимо сделать для повышения доверия со стороны самозанятых, особенно женщин, – это прописать четкие и понятные меры, которые повысят доверие людей к ним. Речь идет, в частности, и об адресном подходе к различным категориям самозанятых по их регистрации в различных системах учета и выработке специально предлагаемых инструментов трудоустройства, достижения устойчивой занятости, развития предпринимательства.

 

Но главное – сегодня необходимо продумать систему стимулов, мотивирующих самозанятых работников выходить из тени и формализовать свои отношения с государством.

 

Этими стимулами должны быть не только очевидные плюсы легальной работы, такие как более широкая доступность медицинской помощи или вопросы пенсионного обеспечения. Целесообразно продумать специальную систему прямых стимулов, обеспечивающих реальную экономическую поддержку самозанятым при их выходе «из тени». Например, нужно выстроить такие механизмы, чтобы человек имел возможность решить вопрос формализации в ЦОНе за 5–10 минут на основании заявления и первичных документов. Нужно, чтобы людей не пугала перспектива встречи с бюрократической машиной, которая построена на сборе немыслимого количества справок, прохождении проверок и так далее.

 

Необходимо развивать и упрощать механизмы микрокредитования для женщин на развитие малого бизнеса. При этом, на наш взгляд, уместно, особенно сейчас, при реализации четвертой социальной инициативы нашего Президента, проводить адресную персонифицированную политику микрокредитования женщин, работающих в сельской местности. В отраслевой структуре самостоятельная занятость преобладает в сельском хозяйстве (41%, или 853 тыс. человек) и торговле (30%, или 633,7 тыс. человек). Уже сейчас одну третью часть от общего количества активных заемщиков составляют женщины (34%).

 

А в рамках проекта «Бастау Бизнес» в 2017 году общее количество участников обучения азам предпринимательства женщин составило 41,5%. По итогам обу­чения 36% открывших/расширивших свой бизнес составили женщины. В 2018 году масштаб проекта увеличился вдвое. Теперь необходимо провести комплексные меры по повышению эффективности этих программ. Во-первых, необходимо проанализировать предыдущий опыт, составив социально-демографический портрет участниц программ обучения и микрокредитования. Во-вторых, необходимо составить экономико-географическую карту потребностей в тех или иных трудовых вакансиях или в развитии отдельных направлений бизнеса. В-третьих, на основе анализа провести более точную бизнес-профилизацию обучающихся женщин-предпринимательниц. То есть каждая участница программы должна понять и ощутить реальные преимущества такого легального бизнеса. А реальные успехи таких женщин в бизнесе могли бы стать реальной мотивацией для самозанятых женщин начать легальный бизнес.

 

В целом в вопросе формализации самозанятых женщин нужно опираться на принцип разумного социального патернализма. Государство в восприятии населения должно выглядеть не только как контролирующий орган, а как заботливый и справедливый партнер. Для государства актуальным должен стать показатель доли женщин – субъектов МСП.

 

И все эти вопросы надо решать системно, так как речь в статье шла о самом на­дежном ресурсе – женщинах-труженицах!

 

Гульнар ИКСАНОВА, 
член Национальной комиссии 
по делам семьи, женщин 
и демографической политике 
при Президенте РК, депутат Мажилиса Парламента РК