Главная  /  Статьи  /  Служба 103: по новым правилам

Служба 103: по новым правилам

Akorda
3371
Служба 103: по новым правилам скачать фото
Главное – спасти больного, сохранить ему качество жизни

С июля 2017 года по всему Казахстану внедряются новые Правила оказания скорой медицинской помощи, согласно приказу Министерства здравоохранения РК № 450, в результате которых ранее единая служба оказания скорой неотложной медицинской помощи будет разделена на две отдельные – на службу оказания скорой медицинской помощи и службу оказания неотложной медицинской помощи.
 

В чем суть новых правил и как они отразятся на жизни граждан, с читателями «ЛИТЕР-Недели» делится врач-эксперт, заведующая отделением Центральной подстанции КГКП «Станции скорой медицинской помощи г. Семей» Эльвира Гатауллина.

 

ЛИТЕР-Неделя: Эльвира Закиевна, в чем отличие между скорой и неотложной помощью? Для большинства граждан эти понятия тождественные.

 

Э.Г.:  В медицине существуют понятия «скорая медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь». Новые Правила оказания скорой медицинской помощи в РК состоят в том, что эти две функции будут исполнять две отдельные организации. Скорую медицинскую помощь будет по-прежнему оказывать Станция скорой медицинской помощи, а неотложную – отделения неотложной помощи, создаваемые при поликлиниках. 

 

При этом скорая медицинская помощь – форма предоставления медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью и (или) устранения угрозы жизни. Например, при нарушении сознания, дыхания и кровообращения, обширных термических и химических ожогах, остром коронарном синдроме, тяжелых травмах, а также при всех состояниях, требующих медицинской транспортировки по экстренным показаниям (боли в животе, роды и так далее).

 

А неотложная медицинская помощь – это уже медицинская помощь при внезапных острых заболеваниях, травмах, резком ухудшении состояния здоровья, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента. Например, при простудных заболеваниях, невралгиях, болях в горле, ухе или зубе, при повышении температуры, обострении хронических заболеваний, острых заболеваниях, таких как ОРЗ, ангина.

 

ЛИТЕР-Неделя:  А можно узнать подробнее о функциях новой службы по оказанию неотложной медицинской помощи?

 

Э.Г.: Предполагается, что функцию оказания НМП будут оказывать отделения неотложной помощи на базе поликлиник. Эта служба, так же как и мы, будет работать в круглосуточном режиме. На вызов к пациенту будут выезжать врачи и фельдшеры этих отделений. В приемных отделениях больниц планируется создать отделение скорой и неотложной медицинской помощи, где будет проводиться медицинская сортировка по 3Н-системе: операционные и манипуляционные залы, для экстренного оперативного вмешательства, палаты кратковременного пребывания больных, зоны для амбулаторных пациентов, которым не требуется экстренная помощь до установления диагноза. В новых правилах отражено, что на базе стационара должен быть не просто приемный покой, а отделение неотложной помощи, где проводится сортировка пациентов по трем основным зонам: красной, желтой и зеленой. В красную зону доставляют пациентов, нуждающихся в реанимационных мероприятиях. Например, пациенты с нарушением сознания при инсульте, кардиогенном шоке, травматическом шоке и др. Допустим, к пациенту с нарушением сердечного ритма выехала специализированная кардиологическая бригада, пациент в сознании, бригада СМП оказала квалифицированную медицинскую помощь, однако сердечный ритм полностью не восстановился, в этом случае мы доставляем пациента в стационар. Там он будет находиться под наблюдением в желтой зоне. Ему продолжат оказывать медицинскую помощь. Если ритм сердца придет в норму и у пациента не будет показаний для экстренной госпитализации, пациент будет отправлен домой, на амбулаторное лечение; если у пациента имеются показания для экстренной госпитализации, к примеру, острый коронарный синдром, то пациент будет экстренно госпитализирован.

 

Зеленая зона предназначена для пациентов, нуждающихся в незначительной медицинской помощи, а также для людей, поступающих на плановую госпитализацию, с легкими травмами, при обострении хронических заболеваний и др.

 

ЛИТЕР-Неделя:  А по какому номеру звонить? Кто будет определять, какая помощь требуется человеку – скорая или неотложная?

 

Э.Г.: Все звонки будут по-прежнему поступать в единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи на единый номер вызова 103. Диспетчер путем проведения опроса определит повод к вызову и категорию срочности вызова, отчего будет определено, какая помощь требуется (скорая или неотложная). Диспетчер-эвакуатор направляет бригаду скорой помощи на адрес либо перенаправляет звонок в службу НМП поликлиник и уже они будут работать с вызовом далее. Опытный старший врач, который постоянно дежурит в оперативном отделе станции СМП, контролирует прием и передачу вызовов на исполнение и при необходимости оказывает консультативную помощь.

 

ЛИТЕР-Неделя: Когда говорят о необходимых изменениях в жизненно важных службах, возникают тревога и опасения – не будет ли от всех этих новшеств только хуже? И сейчас бывают отдельные нарекания о том, что «скорая» долго ехала.

 

Э.Г.: Суть реорганизации нашей службы и разделения функций и состоит в том, чтобы разгрузить бригады скорой помощи, сократить время ожидания ее приезда, улучшить качество медицинской помощи. Чтобы врачи и фельдшеры Станции скорой медицинской помощи выезжали только на экстренные вызовы, к больным и пострадавшим, жизни которых угрожает немедленная опасность.

 

Служба СМП должна работать в режиме ожидания, чтобы быть всегда готовой выехать на срочный вызов. А сейчас, к сожалению, наша служба перегружена вызовами, 30 процентов из которых – по оказанию неотложной помощи. В пик заболеваемости острыми респираторными заболеваниями зимой и весной поступает 800 вызовов и более в сутки! Приходится увеличивать количество бригад. 

 

Разделение служб позволит снизить количество вызовов с летальными исходами. Немаловажно и рациональное использование наших ресурсов: квалифицированных специалистов, специализированных автомобилей, оборудования. Мы должны всегда держать спецавтотранспорт в рабочем состоянии.

 

И еще, согласно новому приказу, врачебных специализированных бригад должно быть 25 процентов от всех бригад СМП. Раньше в советское время был принцип организации службы СМП – «врач едет к пациенту», на станции все бригады были врачебные. В настоящее время преобладают фельдшерские бригады. Мы переходим к принципу – «больного доставляют к врачу». Сейчас у нас на станции – 18 фельдшерских бригад. То есть больше задействованы медработники со средним специальным медицинским образованием. Система организации СМП в разных странах разная. Так, например, в Турции и США в службах скорой и неотложной медицинской помощи работают парамедики. Они не являются медицинскими работниками, но прошли курсы оказания первой медпомощи. Их главная задача – доставить пациента к врачу.

 

ЛИТЕР-Неделя:  Сколько минут в среднем требуется на приезд кареты скорой помощи?

 

Э.Г.:  Это зависит от категории срочности. Норматив доезда бригады СМП по категориям срочности: первая – до 10 минут, вторая – до 15 минут, третья – до 30 минут, четвертая – до 60 минут. На вызовы четвертой срочности будут выезжать врачи и фельдшера неотложек на базе поликлиник.

 

ЛИТЕР-Неделя: Как вы координируете и отслеживаете работу ваших бригад?

 

Э.Г.:  Для нашей службы, как и для всей системы здравоохранения, актуален процесс цифровизации. Повсеместно внедряются медицинские информационные системы. Станцией скорой медицинской помощи города Семей в октябре 2016 года была внедрена автоматизированная система управления «Көмек 103». Посредством этой программы идет автоматизированный прием вызовов, передача вызовов, автоматизировано рабочее место старшего врача. Каждая машина оснащена навигатором, в каждой бригаде имеется коммуникатор (мобильное устройство со специальной программой по приему вызовов). Вызов бригада получает на коммуникатор и видит через навигатор весь путь до адреса, как проехать. Уже находясь на вызове, часть информации через коммуникатор врач или фельдшер вносит в программу. Диспетчер службы и старший врач смены проводит мониторинг в режиме реального времени, видят, какая бригада где находится, кто свободный, кто на вызове, на каком вызове. Внедрение этой системы позволило не только автоматизировать прием-передачу вызовов, но и улучшить показатели своевременности приема-передачи вызовов и доезда.

 

ЛИТЕР-Неделя:  Слышала, что врача из СВА можно вызвать на дом или записаться к нему на прием через специальную программу. Расскажите, что это за программа?

 

Э.Г.:  Да, есть программа «Даму-Мед» на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках и СВА. Нужно просто скачать это приложение через официальный каталог для Андроид – Play Market на свой мобильный телефон. Через приложение «Даму-Мед» можно определить, к какой вы относитесь поликлинике и через это приложение вызывать врача на дом, получать другие услуги, а не стоять в очередях. Например, я зарегистрировалась на «Даму-Мед», захожу и вижу там свои данные. А также график приема врачей, услуги: вызвать врача, записаться на прием, поблагодарить, дать оценку качества и так далее. В общем доступе через Интернет можно выйти на сайт общего call-центра по ВКО.

 

ЛИТЕР-Неделя:  Что нужно говорить в первую очередь при вызове скорой медицинской помощи?

 

Э.Г.: Диспетчеру нужно назвать: номер телефона, с которого звоните; что и когда случилось (основные жалобы); пол пациента, дату его рождения; адрес, где находится больной (если он на улице, нужно указать четкие ориентиры; если в квартире, указать место ближайшего заезда к дому, номер подъезда, этажа, кодового замка). Если есть какие-то особенности подъезда к дому, то об этом нужно обязательно сказать; также, что вы предприняли до обращения в «103»; кто вызывает. Все эти данные желательно знать, чтобы врачи быстрее действовали. К сожалению, бывают случаи, когда люди грубят, не отвечают на вопросы. Говорят, приезжайте и сами узнаете. А ведь диспетчер не из праздного любопытства спрашивает. Эта информация важна, так как идет распределение по специальным бригадам. Иногда говорят заведомую неправду. Например, вызвали к больному, сообщив, что плохо с сердцем. Выслали кардиологическую бригаду, а на самом деле оказалось, что пациент психически нездоров. К нему не то что врачи, но и полицейские подойти не смогли. А ведь если бы сказали правду, мы выслали бы психиатрическую бригаду. Это и вопрос безопасности медиков.

 

На некоторых домах не указана нумерация, отсутствует освещение, что тоже затрудняет работу и увеличивает время прибытия бригады. Люди не могут назвать заметный ориентир, пересечение улиц. Хочу отметить, что медперсонал бригады не обязан разуваться, входя в помещение. Пока ждете приезда скорой, подготовьтесь – постелите что-то на пол или уберите ковры. Порой для спасения жизни пациента счет идет на секунды и минуты, которые нельзя терять на снимание или обувание обуви. И еще подготовьте к приезду скорой помощи документы, удостоверяющие личность пациента, для нас важен ИИН пациента, который заносится в программу.

 

ЛИТЕР-Неделя: Куда вы доставляете больных?

 

Э.Г.:  С легкими травмами доставляем в травмпункт, с более сложными травмами – в больницу скорой медицинской помощи и нейрохирургическое отделение учебного госпиталя медицинского университета. Всех кардиологических больных, у кого имеется угроза развития инфаркта миокарда, мы доставляем в ангиографическую лабораторию. Здесь больным по экстренным показаниям проводится коронарография и если необходимо – первичное коронарное вмешательство, то есть стентирование. Кому-то может потребоваться операция – аортокоронарное шунтирование.

 

С 2009 года нашими бригадами СМП проводится тромболитическая терапия на догоспитальном этапе, если транспортировка в стационар длится больше чем 30 минут. Например, когда выезжаем в районы. Главное – спасти больного, сохранить ему качество жизни.

 

Беседовала Айман ШАРИПХАНОВА, 
Семей

 

Тематика:   здравоохранение103

Смотрите также: