Главная  /  Статьи  /  Здравствуй, племя младое!

Здравствуй, племя младое!

Соб. инф
281
Здравствуй, племя младое! скачать фото
Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов трудно переоценить

Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов, их мировоззренческие убеждения и этические принципы трудно переоценить, поскольку современное образовательное учреждение – это уникальная сумма достижений культуры конкретного общества, результат трудного и долгого поиска лучших представителей нации с целью совершенствования общества и государства. Именно поэтому в Казахстане делается акцент на обеспечение позитивной социализации студенческой молодежи.
 

В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Н. А. Назарбаев подчеркнул: «Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером». В качестве ключевых позиций государственной программы «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» Президент акцентировал внимание на необходимости формирования таких качеств молодого поколения казахстанцев, как конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость сознания. Следовательно, нравственное воспитание и гражданская социализация студенческой молодежи в системе высшего образования в настоящее время чрезвычайно актуальна.

 

Действительно, в обозримом будущем основные направления развития общества будут формировать молодые люди, возраст которых в настоящее время составляет от 14 до 30 лет. В этом возрастном диапазоне завершается процесс интеграции молодого человека в систему общественных отношений, и то, каким будет будущий специалист, какие нравственные установки станут основой его профессиональной деятельности и социальной позиции, зависит от содержания образовательного и воспитательного пространства учебного заведения.

 

В данном контексте важным является определение границ ответственности вуза за обеспечение баланса профессионализации и общекультурного развития личности студентов. Оба компонента формируются прежде всего педагогическим коллективом вуза, однако есть категория преподавателей, считающих, что их главная задача – передача знаний, в то время как воспитание студентов должно проходить во внеучебном пространстве.

 

Думается, что такая позиция характеризует преподавателей, не обладающих качествами интересной, нестандартной личности и потому не привлекательной для молодежи в качестве яркого образца человека с ясной гражданской и социокультурной позицией. Настоящий преподаватель воздействует каждой минутой своего общения со студентами, в ежедневном душевном и интеллектуальном труде воспитывает своим отношением к людям, профессии, общественным явлениям и проблемам. Наполненные энергией молодых, базовые нравственные и гражданские качества, сформированные в стенах вузов, воплощаются в реальные действия нового поколения.

 

Приведу только два примера. Именно студенческая молодежь нашей страны инициировала масштабную поддержку преподавания на трех языках.

 

26.05.2016 г. Обращение в поддержку введения трехъязычия в школах и вузах Казахстана подписано более 300 000 молодых казахстанцев, активно участвующих в работе Конгресса молодежи Казахстана, Республиканского штаба молодежных трудовых отрядов «Жасыл ел», Ассоциации стипендиатов «Болашак».

 

«Новому поколению строить будущее Казахстана, и нам небезразлично, чему и как учиться сегодня, чтобы завтра быть на одном уровне с передовой современной молодежью мира!» – говорится в обращении. Такая активная жизненная позиция всецело поддерживается государством. Один из последних примеров – прошедщий в мае 2018 года астанинский Форум Global Challenges Summit «Мечтай! Предлагай! Воплощай!». На форуме состоялась выставка лучших практик в рамках проекта развития молодежного корпуса Zhas Project, среди которых предложения по эффективной организации инклюзивного образования, социально значимые стартапы, экологические и антикоррупционные мероприятия.

 

Лучшие молодежные социальные проекты и инициативы, которых у нас более чем достаточно, дают уверенность в духовных ресурсах молодого поколения, для которого характерен интерес к нравственным началам позитивных межличностных отношений и этнокультурным традициям, несмотря на кажущуюся отстраненность, демонстрируемую самоуверенность, «крутизну», принадлежность к тем или иным молодежным группам, модным течениям и т.п.

 

Я, как ректор и преподаватель, наглядно вижу, как непрерывное образование в нашем университете, а именно школа-колледж-вуз, позволяет «взращивать таланты». При этом вырастить талант – сложный многофакторный созидательный процесс учителя и ученика, в котором лишь самые настойчивые достигают успеха. Мне, как руководителю, приходится постоянно изыскивать возможности для профессионального роста своих сотрудников, создания комфортных условий их работы с целью организации плодотворной площадки взращивания талантов с ясной гражданской и социокультурной позицией, с высокой этической и нравственной культурой.

 

Казахский национальный университет искусств удерживает лидерские позиции в сфере высшего образования, культуры и искусства, быстро и адекватно отвечая на вызовы времени. Сегодня, реализуя поставленные Президентом РК в Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» и программы «Рухани жаңғыру» значимые задачи, КазНУИ эффективно использует уникальный духовный опыт народа и мировые традиции высшего образования.

 

2017–2018 учебный год для университета был отмечен высокими достижениями в области образования, науки и творчества. Заключено более 60 договоров о взаимном сотрудничестве в сфере образовательных услуг, в том числе 46 с зарубежными вузами-партнерами.

 

В рамках внешней академической мобильности в 2017–2018 учебном году 39 обучающихся 15 специальностям магистратуры прошли обучение, из них 22 прошли обучение в Италии, 3 – на Кипре, 2 – в Испании, 1 – в Венгрии, еще 3 – в Словении, 8 – в Македонии.

 

В КазНУИ разрабатываются республиканские фундаментальные научные проекты, издаются монографии, научные статьи; проводятся международные и республиканские научные конференции, форумы и др.

 

Преподаватели университета подготовили более 500 лауреатов международных конкурсов и более 400 лауреатов республиканских конкурсов в области искусства. В университете действуют собственные творческие коллективы: Евразийский студенческий симфонический оркестр, ансамбли скрипачей «Каприччи», «Айголек», домбристов «Серпер» и «ШАТ», виолончелистов «Япурай» и «Болашақ», кобызистов «Тлеп» и «Назерке», детский хор «Елигай», камерный хор «Самгау», оркестр казахских народных инструментов.

 

Юные музыканты успешно гастролировали в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе, в Италии, Швейцарии, США, Индии, России и т.д.

 

Политика КазНУИ нацелена на выстраивание системной работы по популяризации казахстанской культуры за рубежом.

 

Одним из знаковых мероприятий в рамках реализации данного проекта стала презентация программы «Рухани жаңғыру» в штаб-квартире UNESCO в Париже. В рамках презентации был проведен ряд мероприятий, продемонстрировавших зарубежной аудитории различные направления казахстанской культуры.

 

Активная творческая деятельность Казахского национального университета искусств в рамках реализации проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире» включает концерты, тетаральные постановки и выставки.

 

В 2017–2018 гг. в залах университета было проведено более 70 мероприятий, организованных Министерством культуры и спорта РК, классные концерты, постановки, семинары, мастер-классы, плановые концерты, конкурсы.

 

В рамках 25-летия независимости Республики Казахстан при поддержке фонда «Самрук-Казына» Академией солистов и ансамблем народных инструментов были проведены турне по городам республики – Актау, Атырау и Актобе.

 

Казахский национальный университет искусств продолжает покорение международных сцен в различных видах искусств. Так, в апреле 2017 года с участием творческих коллективов университета были проведены концерты в Пекине на Днях казахского кино в рамках Пекинского международного кинофестиваля.

 

В ходе гастрольных турне «Прага–Вена–Лондон» Евразийский симфонический оркестр студентов и ансамбль домбристов выступали в известных мировых залах Wiener Konzerthaus, Rudolfinu и др., познакомив широкую европейскую публику с лучшими произведениями казахстанских композиторов и с высокопрофессиональным исполнительским мастерством студентов университета.

 

Оркестр казахских народных инструментов в апреле 2017 года с успехом выступил в Словении и Венгрии.

 

Фольклорно-этнографический ансамбль «Нур Орда» КазНУИ под руководством Майры Ильясовой с триумфом выступили в городе Будапеште (Венгрия) и городе Нови-Сад (Сербия).

 

8 апреля 2018 года в зале культурного центра им. короля Хуссейна (г. Амман, Иордания) состоялся концерт с  моим участием и студентов КазНУИ в рамках реализации проекта «Рухани жаңғыру».

 

Реалии сегодняшнего дня требуют новых инициатив в рамках программы Президента «Рухани жаңғыру». Вузовская и научная среда будут способствовать сохранению нашей культуры, собственного национального культурного кода. Работа в этом направлении уже началась. На кафедрах факультета традиционного музыкального искусства студенты и магистранты обучаются различным песенным и инструментальным стилям всех регионов Казахстана. В рамках научного проекта изучается сакральное кобызовое искусство. Тематика магистерских и докторских диссертаций отражает духовные святыни казахского народа.

 

Следует отметить, что в рамках реализации задач, поставленных Президентом республики, для вхождения казахстанской культуры в мировое пространство Казахский национальный университет искусств ставит перед собой новые задачи: осуществить цифровизацию нотных изданий, научной библиотеки и архива университета, оптимизировать электронный документооборот университета; открытие виртуально-цифрового музея КазНУИ; получение лицензии на новые специальности «Туризм», «Культурно-досуговая работа», «Музейное дело»; открытие творческого дома «Огонек», в котором планируется круглогодично совмещать проведение конкурсов, мастер-классов, обучающих семинаров, выставок и постановок с активным оздоровительным отдыхом на примере российского «Сириуса» – центра работы с талантливыми детьми, лабораторий мирового класса.

 

Казахстан стремится занять достойное место в современном мире, позиционирует себя как динамично развивающаяся страна с высоким уровнем качества человеческого капитала. Это означает необходимость удвоить усилия высшей школы по формированию высокопрофессиональной и этической элиты в нашей республике, поскольку педагогическое сообщество должно выполнить задачу Елбасы: «Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам». Мы к этому стремимся.

 

Айман МУСАХАДЖАЕВА, 
Қазақстанның Еңбек Ері, 
ректор Казахского национального 
университета искусств, 
Астана

Тематика:   вуз

Смотрите также: