Главная  /  Статьи  /  Зажигая новые огни

Зажигая новые огни

Соб. инф
264
Зажигая новые огни скачать фото
Недавно я выступила с лекцией по популяризации науки для молодежного крыла партии «Нұр Отан» – «Жас Отан»

Эта лекция и послужила толчком к написанию этой статьи. Сколько должно пройти таких вот открытых лекций на этой и других диалоговых площадках в нашем обществе, которые не только помогут популяризировать фундаментальные исследования, но и адаптировать эту инициативу применительно к нашему обществу? Безусловно, нужны увлеченные наукой специалисты, способные донести популярным языком положения, гипотезы и аксиомы, постулаты, которые характеризуют фундаментальную науку.
 

Значение научных знаний и исследований в современном мире с каждым годом возрастает. Президентом Н. Назарбаевым было озвучено одно из направлений в развитии – страна  с «умной» экономикой, базирующейся на знаниях. В стремительно развивающемся мире с новыми системными вызовами одной из ключевых задач, требующей серьезного рассмотрения, является повышение роли области знаний в обществе в целом. В этой связи выявление новых механизмов и моделей по привлекательности науки у молодежи и населения среднего возраста принимает важное значение. Нашему обществу необходимо усилить, во-первых, меры по углубленному и длительному обучению молодежи, во-вторых, заняться активным привлечением возрастной категории населения (в целях лучшей сбалансированности общества внутри) к обучению молодежи. Представление о том, что молодежь создает новое – верно, но правомерным будет также сказать, что наставничество в лице мудрого и умного старшего товарища помогает устранять возможные нежелательные ошибки или разочарования от излишней эксцентричности и радикальности взглядов, которые иногда характеризуют повышенную энтропию молодости.

 

Кроме того, у нас пока не так сильно развита система поощрений и благодарности, именных премий в честь людей, посвятивших себя и свой многолетний труд другим людям. А благодарить их есть за что – за волонтерскую работу, за пожертвования (например, денежные или в библиотеки), за помощь нуждающимся детям, помощь старшему поколению, за гуманитарную работу, за то, что становятся вдохновляющим примером для молодежи.

 

Предлагаемое к рассмотрению проведение открытых научных лекций по различным тематикам зарождающегося и будущих секторов научного знания будет только способствовать активному вовлечению студентов в университетскую науку, ориентировать научные кадры на проведение научно-технологических исследований с учетом последних мировых тенденций в фундаментальной науке и в сотрудничестве с международным научным сообществом.

 

Одной из задач миссии партии «Нұр Отан» является установление мостов сотрудничества и взаимопонимания между различными категориями населения в ключевых областях дальнейшего роста страны (или обеспечение условий для проведения эффективной государственной политики в области образования, культуры и т.д.). Предлагаемая к рассмотрению инициатива – проведение открытых лекций на площадках библиотек стран, в формате телепрограмм отечественного производства по вышеуказанным тематикам – поможет создать ту позитивную энергию в стране, которая станет залогом для дальнейшего роста и стабильности общества.

 

«Компания больше не будет рекламировать улучшения в скорости компьютера, а будет ориентироваться на нашего главного потребителя – бе­зумца, который упорно будет забивать «квадратные гвозди в круглые дыры», – с таким обращением Стив Джобс, создатель Apple-компьютера и в последствии iPhonе, в 1997 году выступил перед коллегами, которые позвали его реанимировать оказавшуюся в тупике компанию. Если попытаться понять смысл слов знаменитого революционера эпохи компьютеров и Интернета, то становится очевидным, что в то время, когда была гонка IT-компаний за более скоростной, более компактный  компьютер, выброшенный ранее за дверь компании создатель Apple призывал отойти от всеми утоптанной дорожки (в погоне за скоростью) и сконцентрировать все усилия, знания на раскрытии новых возможностей, открывавшихся у тогда еще нового продукта – компьютера. Только тогда, в соответствии с его видением, у компании, которую он когда-то в муках рождал, был шанс на выживание. 1 августа 2018 года компания Apple стала первой в истории человечества компанией с капитализацией в 1 триллион долларов США. Создатель компании все-таки был прав, когда решил «сделать шаг в сторону» и посмотреть на новую продукцию и новые возможности с другого ракурса, под другим углом зрения, тем самым сделав шаг в будущее.

 

Умение вызывать позитивные изменения в жизни общества и, как следствие, положительные эмоции у людей,  видеть то фундаментальное, что сможет повлиять на будущие поколения – это, скорее всего, те характеристики, которые отличают настоящего лидера.

 

В городе Актобе есть школа-интернат для одаренных детей, в которую много жизненных сил и знаний вложил мой отец, Кусаинов Максот Кусаинович, заслуженный учитель Республики Казахстан конца 80-х, инноватор в системе образования, в честь которого эта школа и была названа. Уже в середине 70–80-х годов отец выступал на конференциях учителей с программой по внедрению новых предметов в советскую школьную программу. Его первоклассное университетское образование сразу на двух факультетах КазГУ, многолетний директорский опыт работы вкупе с его большим сердцем, которое быстро и остро реагировало на нужды прежде всего молодежи, подвело его к пониманию необходимости обучения молодежи широкому спектру знаний и навыков. Ему удалось внедрить (что было практически невозможной задачей для советских времен) такие нововведения, как внеклассные кружки шахмат, шитья, обучение детей игре на народных инструментах (так, известный музыкант Жасарал Енсепов, будучи молодым исполнителем кюев, нашел поддержку в лице моего отца, к которому пришел в поисках работы), внеклассные уроки арабского языка и многое другое. Это от папы я в детстве впервые услышала известную фразу, что обучение, в широком смысле этого понятия, это не «наполнение кувшина (мозга) водой (знаниями)», а прежде всего «умение зажечь огонь (знаний)» в ребенке.

 

Последние десятилетия как в мире, так и в нашей стране активно развивалась и обсуждалась политиками, экономистами, учеными, обществом в целом тематика нефти и все, что с этим было связано, цена на нефть, а также причины подъема и падения, экономика стран, базирующаяся на нефти и много других тем, напрямую или косвенно связанных с таким притягательным словосочетанием «черное золото». В конце концов, видя большие проблемы и те вызовы, которые имели непонятную природу и последствия для мира и обществ, которые несла с собой нефть, большинство стран мира с развитой экономикой пришло к выводу, что надо искать альтернативу «черному золоту».

 

В мире есть и другие вызовы, которые не меньше чем нефть волнуют человечество. И у нашего общества в Казахстане есть проблемы и вопросы, которые требуют решения и поиска альтернативы. Но где же лежит тот самый «камень», который нам нужен, или в чем видится альтернатива?

 

2500 лет назад Аристотель в одном из своих высказываниий утверждал, что в отличие от животного «человек жаждет знаний (или стремится к знаниям)» (men who desire to learn). Аристотель также учил тому, что надо все и вся подвергать сомнению. Но мне все же правильным видится все и вся подвергать анализу. Такому анализу учат в университетах, особенно в тех, где фундаментальная наука лежит в основе всех дисциплин, предлагаемых для обучения студентам.

 

Фундаментальная наука как ничто другое обеспечивает молодежь тем самым ключом к познанию мира вокруг. Не знаю, как часто люди задумываются, что слово «университет» имеет прямое отношению к такому понятию, как «универсальное мышление», понятие, которое вмещает в себя мир физики и химии, мир математики и геологии, биомедицины, археологии и истории. Фундаментальные науки учат гибкости и системности восприятия мира, способности свободно ориентироваться в мире идей, знаний и информации.

 

Еще фундаментальная наука учит тому, что практически любая задача имеет решение, мысль, которая имеет важное значение прежде всего для молодежи, которая в силу своей неопытности может быть подвержена представлениям о фатальности происходящего в жизни, что в корне не верно. Именно вечное стремление человека к пониманию, познанию окружающего мира, Земли и космоса, привело к тем чрезвычайным трансформациям, которые мы все сегодня наблюдаем в современной жизни. 

 

Как донести научные знания до большей части общества? Насколько наше общество хочет знать о науке? Как часто в нашем обществе читают статьи по различным научным тематикам? Как часто в нашем обществе люди смотрят документальные передачи на научные темы или хотят принимать участие в различных научных выставках или лекциях по тематикам, которые связаны с достижениями фундаментальной науки?

 

И наука, и искусство делают нашу с вами жизнь легче и комфортнее. Знания об электронике, нелинейной оптике, магнетоферроиках, «эффекте лотоса» или супергидрофобных поверхностях в современных индустриальных приложениях – эти и иные тематики являются либо ключевыми на сегодняшний день, либо будут основополагающими в самом ближайшем будущем и будут способны изменить фундаментально жизнь вокруг нас.

 

Способна ли историческая наука помочь будущим поколениям людей? Последние тенденции в археологии на примере древних городищ Отырар, Туркестан, Сауран, Сарайышык, исторических городов Шымкента, Тараза, как и произведения искусства (живописи, скульптуры) и литературы могут помочь в преподавании научно-технических дисциплин.

 

Открытые лекции – известный формат, в котором сложные материи доносятся до присутствующих не в виде монотонного изложения, а скорее в виде обсуждения и дискуссии. Исторически в данном формате ученые могли рассуждать о важных проблемах науки практически на одной волне со слушателями. Несомненной особенностью и преимуществом открытых лекций была именно эта свобода диалога и мысли, что и обеспечило известную популярность данного формата, который продолжает свою жизнь и в сегодняшнем обществе.

 

На сегодняшний день в мире существуют также иные форматы открытых лекций, например TED-лекции – формат, ставший последние несколько лет очень популярным в странах с развитой экономикой. Данный формат позволяет ученым, дипломатам, врачам, активистам, артистам, бизнесменам, журналистам, всем, кто работает на стыке нескольких дисциплин и создает позитивные изменения в мире, высказаться перед аудиторией по поводу своих инновационных предложений и просто идей, способных отвечать на существующие или возникающие в мире вопросы и проблемы. Данная площадка помогает устанавливать очень важный, особенно в наше время глобальной информации и цифровизации, формат живых дискуссий, возможностей для молодежи и для всей заинтересованной аудитории участвовать в формате живого диалога и обмена мнениями и идеями.

 

Кто-то сказал: мечта нас окрыляет, а цель указывает нам дорогу.

 

Я также уверена, что в современном обществе есть место как мобильности и динамичности, характеризующим сегодняшний мир Интернета и iPhonе, так и фундаментальности знаний, которые помогут нам самые сложные вещи в мире сделать простыми и доступными.

 

Ардак КУСАИНОВА, PhD, Астана

 

Тематика:   наукамолодежь

Смотрите также: