Главная  /  Статьи  /  А у нас единый газ

А у нас единый газ

Андрей Королев
269
А у нас единый газ скачать фото
Предложение о разработке единой методологии тарифообразования в отношении услуг по транспортировке газа рассмотрели в ЕЭК

В совещании приняли участие заместители министров энергетики стран Евразийского экономического союза, в сентябре озвученные сторонами предложения обсудят министры энергетики, после чего вопрос вынесут на заседание межправсовета, рассказали в ЕЭК.

 

Работа над программой формирования общего рынка газа Союза ведется в ЕЭК с апреля 2016 года. Проект программы одобрила коллегия ЕЭК, а 27 июля этого года на заседании межправсовета его рассмотрели премьер-министры государств Союза. По итогам обсуждения у сторон остались вопросы, связанные с тарифообразованием по транспортировке газа, которые было решено дополнительно проработать.

 

«Из 60 имевшихся у стран Союза в 2016 году разногласий по программе формирования общего рынка газа сейчас осталось только одно, – отметил министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Эмиль Кайкиев. – Одним из возможных путей его урегулирования может быть разработка и принятие единой методологии тарифообразования в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка».

 

Как подчеркнул директор департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец, единая методология позволит выработать общие подходы и механизмы тарифообразования.

 

Стороны сошлись во мнении, что необходимо постепенно урегулировать спорные вопросы, чтобы перейти к формированию общего рынка газа.

 

Стоит отметить, что ранее комитет по электроэнергетике при коллегии ЕЭК одобрил проект Соглашения об общем электроэнергетическом рынке (ОЭР) ЕАЭС.

 

Соглашение может вступить в силу до 

 

1 июля 2019 года, а до конца этого года оно должно быть подписано главами государств – членов ЕАЭС. Документ включает в общей сложности 19 статей и учитывает положения Концепции формирования ОЭР ЕАЭС и Программы формирования ОЭР ЕАЭС, которые утверждены ранее на уровне президентов стран евразийской «пятерки».

 

Евразийский экономический союз располагает масштабными запасами первичных энергоресурсов и занимает одно из первых мест в мире по объемам добычи и экспорта углеводородного сырья. На его долю приходится около одной пятой мировых запасов и добычи природного газа и почти четверть его экспорта, более одной пятой запасов угля и 6% его добычи, 7% мировых запасов нефти, 14% ее добычи и 16% экспорта, 5% производства электроэнергии. При этом энергетические отрасли государств – членов Союза тесно переплетены. Основная часть ресурсов газа, нефти и угля сосредоточена на территории России. Значительными запасами нефти и угля также располагает Казахстан. Небольшие запасы нефти и газа разведаны в Беларуси. Практически отсутствуют разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов в Армении.

 

Так что может дать формирование общего рынка газа и в целом энергетического рынка ЕАЭС?

 

Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов заметил, что пока нет достаточной информации, чтобы сделать какие-либо обоснованные предположения. Теоретически общий рынок должен служить росту конкуренции и снижению цен. На практике же так бывает не всегда, надо дождаться большей информации, считает он.

 

«Снова теоретически общий рынок должен способствовать росту общей же эффективности. Будет ли соответствовать практика теории? Надо дождаться соответствующих документов. Если цены на внутреннем рынке будут формироваться на основе свободных рыночных отношений, без вмешательства государств, явных или скрытых, то выгода от поставок на внутренний рынок будет сопоставима с поставками на экспорт. Но это приведет к росту розничных цен на ГСМ. В теории – да, создание общего рынка газа ЕАЭС может повысить экономическую эффективность использования газотранспортной системы стран Союза – все это возможно. На практике же может оказаться ровно наоборот», – сказал Жарас Ахметов.

 

Заместитель директора компании Smart business solutions Central Asia Марат Мусуралиев отметил, что если о едином рынке газа в ЕАЭС уже договорились, то по нефти все сложнее. Слишком здесь много компонентов:

 

1) есть страны, добывающие нефть, и те, кто ее импортирует, поэтому, несмотря на Союз, интересы у них, естественно, не совпадают;

 

2) много звеньев в самом процессе: добыча – транспортировка – переработка – реализация и в каждом звене – свои сложности;

 

3) циклические падения цен на нефть, вызывающие убыточность целого ряда скважин и месторождений;

 

4) высокий риск концентрации по месторождениям в РК: очень велика доля добычи Кашагана, Тенгиза, Карашаганака и других;

 

5) несовпадение интересов операторов добычи, ряд из которых иностранцы, и стран, где они работают;

 

6) высокая доля нефти в РК, приходящаяся на подсолевые месторождения с высоким содержанием токсичных серных компонентов;

 

7) высокая доля серных компонентов в попутном газе нефтяных месторождений, вынуждающая вновь закачивать их в пласт, так как очистка – экономически нецелесообразна;

 

8) высокий риск концентрации по направлениям экспорта в РК – через Россию и Казахстан и сложности в логистике с организацией экспорта через Каспий;

 

9) низкий уровень переработки нефти в РФ и РК, в результате обе страны имеют очень высокую зависимость от текущих котировок на нефть.

 

По словам нефтегазового аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, идея единого энергетического рынка вполне оправданна. Предполагается, что он будет способствовать увеличению загрузки генерирующих мощностей на 7%. Оборот торговли электроэнергией возрастет более чем в два раза, а ее экспорт вне ЕАЭС – на 30 млрд кВт/ч. За счет этого ожидается увеличение совокупного ВВП Союза на $7 млрд. Эксперт заметил, что создание единого рынка углеводородов в ЕАЭС не предполагает субсидирования стран, у которых отсутствуют нефтегазовые месторождения. Основная идея заключается в отмене экспортных пошлин внутри ЕАЭС и торговле по единой цене без учета транспортировки, подчеркнул он.

 

«Я полагаю, что ценообразование будет осуществляться с учетом создания равной доходности продаж на внутреннем рынке ЕАЭС и экспортных поставок. Скорее всего, выравнивание цен и позволит получить заявленный ранее экономический эффект от единого рынка в размере $8 млрд по нефти и $1 млрд по газу. Детали общего рынка углеводородов пока неизвестны, но я полагаю, что в той или иной мере предполагается внедрить принцип равной доходности продаж внутри ЕАЭС и экспортных поставок. Расходы на транспортировку будут учитываться отдельно, что приведет к исключению дискриминации на общем рынке», – сказал Дмитрий Лукашов.

 

Стоит отметить, что в соответствии с Концепцией формирования общего рынка газа под «общим рынком газа Союза» понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами. Решением Высшего Евразийского экономического союза от 31 мая 2016 года № 7 уже утверждена Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза.

 

В целом концепция содержит в себе общие положения о целях, принципах и задачах формирования общего рынка газа; закрепляет этапы его формирования и устанавливает формы торговли газом. В соответствии с концепцией государства-члены должны начать работу по гармонизации законодательства в области регулирования общего рынка газа и унификации норм и стандартов, должна быть создана система информационного обмена. Таким образом, концепция является первым важным шагом к формированию общего рынка газа ЕАЭС.

 

Согласно данной концепции общий рынок газа должен быть сформирован к 2025 году.

 

Андрей КОРОЛЁВ, 
Алматы

Тематика:   газ

Смотрите также: