Главная  /  Статьи  /  Жумажан Кадимов: Конституция дает возможность работать. Все остальное – демагогия

Жумажан Кадимов: Конституция дает возможность работать. Все остальное – демагогия

Каршыга Кушеков
812
Жумажан Кадимов: Конституция дает возможность работать. Все остальное – демагогия скачать фото
Жумажан Кадимов – личность, известная в нашем регионе и не только

Он, наверное, единственный человек в нашей стране, который пять раз подряд избирался депутатом раймаслихата. Более того, все пять раз избирался секретарем Исатайского районного маслихата. В общей сложности 22 года он посвятил становлению представительной ветви власти на местах. 
 

Тем интереснее получилась беседа с Жумажаном Кадимовичем, где он вспоминает о перипетиях принятия Конституции РК, размышляет об особенностях депутатской работы в маслихатах тогда и сейчас.

 

– Жумажан Кадимович, вы действительно единственный в стране, кто избирался пять раз подряд депутатом и секретарем маслихата?

 

– Пять раз подряд депутатом и секретарем маслихата избиралась и представительница Северо-Казахстанской области Балкумис Ыскакова, но она, насколько мне известно, до окончания срока своих полномочий секретаря маслихата перешла на другую работу. Так что в этом смысле я, наверное, единственный человек в республике.

 

– Институт маслихатов в нашей стране был введен в 1994 году, годом позже была принята Конституция. Каким запомнилось то нелегкое и в тоже время судьбоносное время?

 

– Представьте, 1995 год. Время, когда прошла эйфория по приобретению независимости и настал момент понимания, что необходимо принимать новые законы, менять сознание людей и психологию общества. И самым переломным моментом было принятие новой Конституции, в создании которой принимали участие почти все слои нашего общества. Обсуждение шло через СМИ, через собрания и совещания, учитывались и протоколировались все предложения и инициативы по новой Конституции. Шли поистине нешуточные споры и дебаты. Прожившим много десятилетий при социалистическом строе было трудно на первых порах понять, а самое главное, принять то, что суды должны быть независимыми, что Парламент должен быть профессиональным и двухпалатным, что органы прокуратуры – это, прежде всего, надзорный орган за исполнением законности, а не карательный меч власти. Но все до единого понимали одно – Конституция, по которой жили в то время, уже морально устарела, и надо принимать новый главный закон страны, который бы не тормозил реализацию планов и осуществление реформ. В новой Конституции, на мой взгляд, были учтены наиглавнейшие аспекты, предложенные казахстанским обществом на тот момент. Это верховенство закона, независимость судебной ветви власти. Над текстом Конституции корпели такие видные ученые-юристы, как Салык Зиманов, Нагашбай Шайкенов и другие. Но не стоит забывать, что представители казахской интеллигенции еще во времена царской России выступали с инициативой создания собственной Конституции. среди таких личностей особое место занимают Жаханша Сейдалин и Барлыбек Сыртанов. Оба с отличием окончили Санкт-Петербургский университет. Выступали против набора казахов на тыловые работы. Труды этих видных деятелей могли бы стать основой Конституции государства, если бы Казахстан обрел независимость в то смутное время.

 

– Жумажан Кадимович, не сомневаюсь, что вы и сейчас пристально наблюдаете за работой депутатов. Есть ли принципиальные различия в работе маслихатов того времени и нынешнего?

 

– Конечно, есть. Современные депутаты маслихатов заслушивают отчеты по исполнению бюджетных программ, об освоении тендерных средств, заслушивают отчеты акимов сельских округов и руководителей управлений и отделов. Народным избранникам первого и отчасти второго созывов такая работа показалась бы чуть ли не райской.

 

Немного истории: невыплата заработной платы, задержка пенсий, социальных выплат, повальное сокращение и безработица, полный развал сельского хозяйства, оптимизация почти во всех социально-культурных сферах экономики привели к полной апатии общества, к раздраженности среди населения. Именно в таких условиях пришлось работать депутатам первого-второго созывов, которые в те самые трудные минуты отстаивали интересы своих избирателей. Порою наши депутаты шли на конфронтацию с представителями исполнительной власти, с акимами районов и, заметьте, всегда оставались верны своим обещаниям. Например, покойный Карасай Сапаров не раз вступал в открытую полемику с акимом района. И это не ради своих шкурных интересов, а для решения конкретных проблем на местах силами все того же главы района. Требовательность и принципиальность таких депутатов маслихатов, как ныне покойного Аманбая Каражанова, Сагатбая Капизова, Ибатуллы Сатенова заставляла не раз идти на попятную акимов. К слову, из 12 депутатов районного маслихата первого созыва шесть были представителями оппозиции, иногда они перегибали палку, но все это делалось во благо жителей района, для решения насущных проблем. Был такой момент, когда акиму района чуть ли не вотум недоверия выразили. Все обошлось, но самое главное – в то время депутаты заставили местную власть считаться с мнением народных избранников, то есть с мнением местного населения.

 

– Что бы вы посоветовали нынешним депутатам?

 

– Сейчас таких острых проблем, как в 1999 году, нет. Многие населенные пункты газифицированы, почти ко всем селам подведены линии питьевой воды. Разве мы могли тогда об этом даже мечтать? Строятся школы, больницы и поликлиники, дома культуры, в аулах проложили асфальт. Немало делается для развития предпринимательства на селе, выдаются кредиты с низкими процентами, гранты. Все это на благо. Но у нас все же проблем хватает. Много нареканий от населения в части освоения бюджетных средств, в проведении различных ремонтных работ на социально-культурных объектах, в прокладке дорог, в качественном исполнении тендерных требований. Тут бы народным избранникам повысить требовательность, усилить контроль за исполнением тех или иных задач.

 

– Мы встречаемся с вами в преддверии Дня Конституции. На ваш взгляд, соответствует ли она требованиям дня сегодняшнего?

 

– Самое главное, Конституция дает возможность работать всем ветвям власти в полную силу. Она эту возможность гарантирует. Поэтому все остальные разговоры о якобы несовершенствах нашего законодательства считаю обычной демагогией. Есть законы, которые надо доработать, где-то даже ужесточить. Все это может решаться и решается в правовом поле. Это, повторюсь, самое главное.

 

Сейчас есть свой штат у раймаслихата, акимы сельских округов и глава района два раза в год отчитываются перед народными избранниками, депутаты избирают акимов сельских округов, контролируют исполнение местного бюджета. То есть сейчас есть конституционные гарантии у депутатов раймаслихатов. Кто-то может мне возразить, что такие гарантии и в мою бытность секретарем были. Согласен. Но в то время перед депкорпусом стояли совсем иные задачи и проблемы. Сейчас другие требования, хотя цель у депутатов всех времен и эпох одна – работать на благо своего региона, страны.

 


 

Досье

Жумажан Кадимов – заслуженный депутат маслихатов Республики Казахстан, почетный гражданин Исатайского района. С 1994 года пять раз избирался депутатом и секретарем Исатайского районного маслихата.
Награжден медалями «Ерен еңбегі үшін» (2010 год), «Қазақстан Тәуелсіздігіне 10 жыл», «Қазақстан Тәуелсіздігіне 20 жыл», «Қазақстан Республикасы Парламентіне 10 жыл», «Қазақстан Мәслихаттарына 20 жыл», «Қазақстан Конституциясына 20 жыл».
Также награжден Почетной грамотой Сената Парламента РК, Почетной грамотой Мажилиса Парламента РК и другими.

 

 


 

Беседу вел Каршыга КУШЕКОВ