Главная  /  Статьи  /  Закон, объединивший весь Казахстан

Закон, объединивший весь Казахстан

Андрей Королев
359
Закон, объединивший весь Казахстан скачать фото
Конституция как Основной закон страны отражает волю народа Казахстана

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию» – в этой фразе, открывающей Конституцию, сосредоточена вся глубина исторической преемственности многих поколений, которые стремились к возрождению государства, построению нового справедливого общества.

 

Конституция как Основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны «в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

 

Первой статьей Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. По признанию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция Казахстана есть основание свободы. Так, Конституция дала народу в Казахстане самое главное – право выбора.
 

Экскурс в историю
Конституция основывается на универсальных принципах признания приоритетности прав и свобод человека. Эта неизменная ее составляющая. Конституция 1995 года заложила фундамент нового независимого Казахстана. Главное, что сделала Конституция 1995 года, – это фактически прописанная социальная модель государственности.

 

Стоит отметить, что действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Принятию Основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тыс. коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тыс. предложений и замечаний. В 55 статей было внесено более 1100 поправок и дополнений. Конституция 1995 года закрепила президентскую форму правления, принципы порядка и демократии одновременно.

 

Конституция 1995 года заложила основы глубокой модернизации и трансформации Казахстана. Был внедрен принцип унитарности и утвержден механизм перераспределения ролей между центром и регионами.

 

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, в нее вносились изменения и дополнения: в 1998, 2007,  2011 и 2017 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов, Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было преду­смотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

 

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-Министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казах­стана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и сенат Парламента согласно установленной квоте.

 

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

 

В марте 2017 года в Конституцию вновь были внесены изменения, позволяющие установление в пределах Астаны особого правового режима в финансовой сфере (статья 3-1), предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казах­стан (ч. 3 ст. 10), дополнены требования к Президенту Республики Казахстан, а именно наличие высшего образования (ст. 41) и другие.
 

Демократические реформы продолжаются
Но еще ранее, в январе 2017 года, Глава государства, объявил о заметных конституционных новеллах, связанных с перераспределением властных полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом.

 

«Предлагаемая программа позволит решить три задачи. Во-первых, создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед. Во-вторых, повысить роль Правительства и Парламента. Это даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы. Да, конечно, это более сложная система управления, но и общество стало более сложным. Я сознательно иду на делегирование части полномочий, которыми обладает Президент. И делаю это с одной единственной целью: построить эффективную, устойчивую, современную систему управления страной. В-третьих, в мире нет универсальной модели государственного устройства. Все находятся в поиске. Мы никогда не занимались копированием чужих моделей государственного устройства, находя подчас свои уникальные решения, хотя есть вопросы, которым мы следуем, тот путь, по которому идет весь остальной мир», – отмечал президент Нурсултан Назарбаев.

 

Целый месяц страна обсуждала поправки в Конституцию, предложенные Президентом. В итоговом варианте, подписанном Главой государства, – 33 поправки в 25 статей, а это значит, что изменения затронули почти четверть Основного закона страны.

 

Внесение изменений и поправок в действующее законодательство придало новый импульс развитию гражданского общества. Здесь наблюдается двойное преимущество. С одной стороны, принятые изменения повлекли за собой демократизацию власти – народ впервые начал влиять на исполнительную власть через своих избранников.

 

Парламент, чья роль существенно возросла, будет не только принимать законы, но и получит новые полномочия, будет как формировать Правительство, так и сможет заслушивать министров, давать оценку их деятельности, а в случае существенных недочетов отстранять руководителей ведомств от занимаемых должностей.

 

Это усиление законодательной ветви власти привело, во-первых, к более активному участию народа в управлении государством, во-вторых, повысилась ответственность министерств и, как следствие, возросло качество их работы.

 

Второй положительный аспект данных изменений заключается в том, что наше государство оперативно реагирует на все изменения мировой действительности, как политические, так и экономические. Так, в годы становления независимости Республики Казахстан сильная президентская вертикаль власти позволила принимать волевые решения в политике, экономике, социальной сфере, которые способствовали развитию аграрного и промышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, повышению благосостояния населения.
 

Развитие плюрализма и гражданского общества
Член Европарламента от Словакии Эдуард Кукан также приветствовал заявление Президента Назарбаева, прозвучавшее в январе 2017 года, и последующую публичную дискуссию относительно передачи части функций от Президента Правительству и Парламенту. Приверженность Нурсултана Назарбаева демократическим реформам вдохновляет Э. Кукана.

 

«Действующий Парламент является краеугольным камнем в любой современной демократии, как законодательный орган, осуществляющий контроль над исполнительной властью. Предлагаемый пакет реформ верный. Это будет долго­срочный процесс, но я рад слышать, что были предприняты первые шаги. Кроме того, эффективная система государственного управления имеет важное значение для нормального функционирования любой страны, и я рад, что Казахстан начинает реформы в этой области. Казахстан является первым из наших партнеров в Центральной Азии, заключивших соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, оно является одним из инструментов для поддержки этих реформ. Я хотел бы также приветствовать конструктивную роль в регионе, которую играет Казахстан», – сказал Э. Кукан.

 

Камран Бокари, геополитический аналитик из США, сказал, что нынешние изменения в Казахстане представляют собой серьезные политические реформы, они позволяют надеяться, что предусмотренные изменения в политической системе приведут к развитию.

 

Будучи одним из ключевых членов Евразийского экономического союза, Казахстан уже играет важную роль в экономической стабильности Центрально-Азиатского региона. Теперь административные реформы обеспечат глобальную конкурентоспособность страны, считают европейские аналитики.

 

«Как Президент правильно сказал, политическая модернизация, дополняет стратегический план технологического переформатирования Казахстана и будет оставаться наиболее действенным механизмом для достижения главной цели Казахстана к 2050 году – стратегии по присоединению к группе 30 наиболее развитых стран мира. Предложенные изменения отразили чаяния нового поколения граждан Казахстана. Речь Президента верна – существующая политическая система была необходима для создания безопасной и стабильной страны. Это главная причина, по которой Президент будет по-прежнему выполнять свою роль в качестве арбитра, заинтересованного в выстраивании грамотной внешней политики и внешних отношений с другими ключевыми игроками в регионе. Поскольку страна была успешной и стабильной в своих внутренних социально-экономических вопросах, изменения соответствуют стремлениям нового поколения», – считает аналитик.

 

Политолог Эдуард Полетаев считает, что направлять и контролировать политический процесс в Казахстане – это ключевая задача президентской власти. И значение этой роли с каждым годом возрастало, так как государство систематически расширяло свои обязательства и зону ответственности. Казахстанское общество становилось все более сложным, такими же сложными, соответственно, становятся его потребности. И от исполнительной власти люди ожидают прежде всего того, чтобы от нее исходили эффективные экономические и социальные программы, которые отвечают запросам и потребностям людей. Именно поэтому Президент решил расширить полномочия и возможности Правительства и Парламента.
 

Главные слова Конституции

Проведя краткий исторический экскурс, надо отметить, что Конституция Казахской ССР от 20 апреля 1978 года раскрывала социалистическую модель государственности. Она основывалась на трехсоставной структуре общества, моноидеологии, однопартийности, допущении только личной собственности, полной регламентации труда и потребления населения, бесплатности образования, здравоохранения и иных социальных услуг, ограниченности политического участия, свобод граждан, наконец, внешних связей.

 

Конституция РК от 28 января 1993 года часто называется переходной в плане транзита власти от советов к президентской форме правления. Однако она имела еще промежуточное значение в плане поиска оптимальной социальной модели для Казахстана. В этот период Казахстан начал переход к рыночным отношениям, проводилась приватизация, введен тенге. В то же время в Конституции по-прежнему не был разрешен вопрос о частной собственности на землю. Конституция 1993 года оказалась в чем-то более архаичной даже относительно советской Конституции.

 

Конституция же 1995 года стала передовой. Основываясь на универсальном языке юридической техники, она заложила новую социальную модель регулируемого рынка с равным признанием как государственной, так и частной собственности.

 

Конституция 1995 года – это Основной закон прямого действия. Он более регламентирован, особенно в части баланса ветвей власти, поэтому по количеству слов и знаков этот документ превосходит предыдущие.

 

В пятерку главных слов Конституции 1978 года входят «народ», который упоминается почти 90 раз, затем «общественный» – 86 раз, «развитие» – 66, «труд» – 60 и «социалистический» – 58.

 

В Конституции 1993 года конфигурация поменялась на приоритетность «гражданина» – 90 раз. Слово «Советы» по упоминаемости основательно превосходят «Президента» – 81 и 64 раза соответственно. Затем идет «право». «Общественный» входит в пятерку.

 

Конституция 1995 года на первое место поставила слова «Президент», «гражданин», «право», «местные». Вместо «социалистического» в версии Конституции 1978 года и «общественного» 1993 года в пятерку входит понятие «ответственность».

 

За развитие нужно брать ответственность, как ее взял Президент в период после роспуска Верховного совета.

 

В двадцатке упоминаемых слов появляется слово «свобода» – на 7-м месте. В других конституциях оно за пределами 20 значимых слов. Популистские лозунги отодвинуты. Например, народ упоминается только 17 раз вместо 89 раз в советской Конституции. В то же время слово «народ» не исчезает, как в Конституции 1993 года, в которой более остро были выставлены понятия «национальный» и «язык». В двадцатку в 1995 году попадают функциональные слова «международный», «безопасность» и «бюджет». Более высоко ценятся понятия собственности и порядка.
 

Реализация потенциала страны

Конституция 1995 года имеет весьма далекие ориентиры. Она разрабатывалась фундаментально при личном участии Президента, можно сказать, круглосуточно. И эта Конституция фактически есть юридическое выражение долгосрочной стратегии развития. Конституция может меняться. Но важно не количество, а качество изменений. Конституционные поправки 2007, 2011 и 2017 годов не затронули фундаментальных основ Конституции и только подтвердили ее правильность.

 

Поэтому выполнение Конституции и ее прямое действие являются важной основой укрепления независимости, обеспечения экономического роста и дальнейшего сокращения влияния внешних кризисов на Казахстан.

 

Конституция 1995 года создала систему, ответственную перед народом, а это залог того, что экономика и политика не уйдут в затяжной кризис и рецессию, как в ряде стран, попавших в ловушку среднего дохода. Кроме этого, Конституция еще имеет большой нереализованный потенциал для развития страны.

 

«Весной 1995 года совместно с группой ученых-юристов мы обсуждали, какую конституцию нам следует принять. Я лично законспектировал конституции 20 стран Европы, Америки, Азии в поисках положений, которые бы подходили для нашего государства. Мы не могли просто перенять в чистом виде конституцию другой страны. Таким образом, мы пришли к принятой в декабре 1995 года на всенародном референдуме Конституции, которую поддержало подавляющее большинство граждан. Она стала Основным законом, по которому мы сегодня живем, строим наше государство, укрепляем нашу независимость. Конституция постоянно реформируется и совершенствуется в соответствии с требованиями времени. Например, в начале прошлого года мной была инициирована конституционная реформа по перераспределению ряда полномочий Президента между Парламентом и Правительством с расширением самостоятельности и ответственности последних. Успехи Казахстана безусловны и признаны мировым сообществом. За четверть века мы увеличили объем экономики в 22 раза, улучшили жизнь казахстанцев, создали многоэтническое и многоконфессиональное государство, в котором люди свободно могут отправлять свои религиозные обряды, говорить на родном языке, сохранять свою культуру. Подтверждением тому является VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоится в Астане в текущем году», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

 

В целом в Казахстане сложились устойчивые положительные тенденции в реализации потенциала Конституции. Вместе с тем необходимость выхода на определенные в Стратегии «Казахстан-2050» рубежи, на достижение поставленных целей в условиях обострения традиционных вызовов и появления новых угроз мирового и региональных масштабов требуют от всех субъектов конституционно-правовых отношений максимально внимательного и бережного отношения к Основному закону, а также активизации усилий государства и общества по воплощению в жизнь его созидательных и объединительных идей, соблюдению его положений и норм, защите от деструктивных стремлений по ослаблению его консолидирующей роли.

 

На основе ключевых положений Основного закона были проведены важные для страны преобразования: построение рыночной экономики и основ демократического общества. Она закрепила фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана. В Конституции РК четко определены в качестве основополагающих принципов: общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В соответствии с Конституцией созданы новые для страны современные демократические институты, реализован основной принцип демократии: разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную с четким механизмом сдержек и противовесов.

 

За годы действия Конституции ни одно политическое разногласие не переросло в кризис. Все споры решаются в рамках конституционных процедур. Сложилась система взаимоотношений между государственными институтами. Эта система стала традицией. В этом контексте необходимо отметить принципиальную значимость независимого правосудия и ответственной судебной системы.

 

В Казахстане обеспечен политический плюрализм и многопартийность. В стране действуют крупные общенациональные партии, влияющие на политический процесс, в том числе и оппозиционные, заметно укрепился такой важнейший сегмент гражданского общества, как неправительственные организации.

 

Андрей КОРОЛЁВ, 
Алматы

 


 

Мнения

Кайрат МАМИ, председатель Конституционного совета РК: 
– 23 года тому назад Глава государства Нурсултан Назарбаев объявил инициативу по принятию новой Конституции. В тот непростой период данная инициатива сплотила вокруг себя всех казахстанцев. По итогам всенародного референдума более семи млн казахстанцев, это 89%, поддержали данную идею и проголосовали за новую Конституцию. По итогам референдума Президент страны заявил, что впервые в истории казах­станцы сами определили свою судьбу и проголосовали за свое будущее. Это действительно так, сегодня действующая Конституция обеспечивает постоянный экономический рост, стабильность и верховенство закона, права на территории Казахстана.

 

Аскар БЕЙСЕНБАЕВ, депутат Сената Парламента РК:
– Конституция – основа стабильности и развития государства, гарант прав и свобод каждого казахстанца.
Внесенные изменения и дополнения в Конституцию еще больше закрепили установленные Главным законом независимость, унитарность и территориальную целостность республики, а также основополагающие принципы функционирования государства, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы.
В преддверии 23-летней годовщины Основного закона государства примите искренние поздравления с государственным праздником – Днем Конституции!
Желаю добра, мира и благоденствия каждой семье и нашему общему дому – Республике Казахстан!

 

Игорь РОГОВ, заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента РК: 
– Когда в 1995 году была принята Конституция, ученые уже задались целью разработать комментарий к этому акту. Надо сказать, что со стороны других представителей науки были скептические усмешки, якобы, что тут комментировать. То есть Конституция воспринималась как чисто агитационный документ, который что-то провозгласил и не работает. Но в Конституции есть норма, которая говорит, что Конституция имеет прямое действие. С годами это осознание пришло ко всем, невозможно применять Конституцию, а ее необходимо применять именно прямо и непосредственно, не истолковав те или иные ее нормы. В прошлом году была проведена известная глобальная конституционная реформа, впервые проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» был вынесен на обсуждение Венецианской комиссии Совета Европы. Эта комиссия дала положительное заключение, отметила большие достоинства этого проекта, и более того, президент этой комиссии Джанни Букиккио написал статью к этому комментарию и несколько авторов написали комментарии к отдельным статьям нашего кодекса.
Реформа задает правильный вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствует об очевидном прогрессе. По мнению комиссии, повышение роли Парламента в целом, палат Парламента в частности, передача некоторых функций Президента Казахстана Правительству, усиление механизмов его подотчетности и подконтрольности Парламенту является позитивным изменением, которое соответствует логике предыдущих конституционных реформ, проведенных в 1998–2007 годах.

Тематика:   Конституция

Смотрите также: