Главная  /  Статьи  /  Первый казахский профессиональный журналист

Первый казахский профессиональный журналист

Соб. инф
409
Первый казахский профессиональный журналист скачать фото
Журнал «Айкап» Мухамеджана Сералина открыл новую страницу казахской журналистики

Его можно смело назвать новой ступенью казахской духовной жизни. Мы не ошибемся, если скажем, что это был коренной качественный поворот в развитии нашей культуры и цивилизации. 


Ни одна страна не может существовать без литературы, без журналистики. Литература может быть устной. А страна без журналистики – это страна без своей летописи, без исторической памяти. Почему Петр I по примеру зарубежных государств решил издавать свою газету? Потому что без газет народ глух, нем и слеп. Подумайте, как будет развиваться народ, который не знает о том, что происходит не только во внешнем мире, но и в своей стране.

 

Представители национальной интеллигенции, которые имели кое-какое образование на русском языке, поняли, что для нашего народа самое необходимое – это печать. За это взялись передовые сыны казахского народа того времени. Одним из них был Мухамеджан Сералин. Он занял свое социальное место в духовной жизни казахского народа.


Согласно исследованию ученого Бейсенбая Кенжебаева, Сералину пришлось долго обивать пороги многочисленных учреждений царской администрации, чтобы получить разрешение на выпуск журнала «Айкап». Он начал выходить с января 1911 года в городе Троицке и просуществовал до августа 1915 года.


«– Наша цель – это не получать доходы, выпуская журнал, – говорил Сералин, – а служить своему народу. Я перед собой поставил две задачи:


1) По мере своих сил разъяснять народу пользу построения поселков на землях, пригодных для земледелия.
2) Объяснить народу, какой вред наносит ему борьба многочисленных партий, которые одну часть народа противопоставляют другой.
3) Какие изменения необходимо внести в образование. 
4) Показать, в каком положении находятся наши женщины» («Айкап», 1911 г. № 12).


Хотя у Сералина не было специального журналистского образования, он горячо взялся за новое дело, используя для этого свой богатый жизненный опыт, знание положения национальной бедноты, стремясь принести как можно больше пользы своему народу. Это был одаренный от природы человек, глубокого аналитического ума, имевший свой взгляд на все события, происходящие в обществе. Его дед Турсынбай и отец Сералы были видными акынами своего времени. Имя отца Сералы Еруалыулы занесено в антологию казахской поэзии «Бес гасыр жырлайды» («Песнь пяти веков»). Песня его отца «Сулуагаш», написанная против колонизаторской политики, переходила из уст в уста, ее поют и по сегодняшний день.

 

Становление будущего журналиста


Мухамеджан сначала года два учился у муллы. Отец у него умер, когда мальчику было 5 лет, и он с матерью переехал в Троицк, к родственникам матери. Там Мухамеджан поступает в русскую школу. Он жил у бая Арыстана и ухаживал за его детьми, которые учились в Костанайской русско-казахской школе. В свободное время мальчик тоже посещал уроки, являясь как бы вольнослушателем. Затем с помощью учителя Ильиных он поступает в эту школу и в 1891 году оканчивает ее с отличием. После чего решает поступить в Оренбургское училище, где готовили учителей. Мухамеджан успешно сдает экзамены, но из-за отсутствия средств для учебы возвращается в свой аул.

 

Здесь несколько лет он работает учителем, обучая одновременно и казахскому, и русскому языкам. Вот и все его образование. В тот период почти у всех казахских интеллигентов образование было только лишь средним.


В 1897 году Сералин возвращается в Троицк и устраивается на завод сортировщиком шерсти. Он прочитывает всю русскую классическую литературу, которая была в библиотеке Троицка. Кроме этого юноша изучает казахское устное народное творчество и начинает сам писать стихи. В совершенстве овладевает русским, татарским и персидским  языками. Первая поэма Сералина называлась «Гулькашима» и была издана в Оренбурге в 1903 году. Поэма «Топжарган», написанная в 1903 году, была издана в Троицке в 1907 году.


В 1905 году Сералин участвует в подпольной работе костанайских большевиков, которыми руководил Иван Федорович Голованов. Об этом говорится в воспоминаниях журналиста С. Ужгина, который тоже участвовал в работе большевиков. Он говорил, что Сералин хотя и рисковал, но не отказывался от подпольной деятельности, ибо твердо верил в учение марксизма. Сералин переводил прокламации большевиков на казахский язык и в рукописном виде распространял их среди казахского населения.

 

Кандидатура Сералина была выдвинута в депутаты первой государственной думы, но потом была снята из-за ложных обвинений в его адрес.


«Айкап» – рупор народа


Следует отметить, что сам журнал «Айкап» для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало душу великого Абая. И до него, и после него многие деятели с болью в сердце думали об этом. Но они не в силах были что-нибудь изменить и молча страдали. Голоса этих одиночек не были слышны в бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь. Они научились у русских, что можно добиться цели путем создания своей печати, которая явилась бы гласом, языком, ушами народа. И рупором народа стал журнал «Айкап», издателем и редактором которого был Сералин.

 

Работая рука об руку с передовой русской интеллигенцией, он в совершенстве овладел этим великим искусством. Это отчетливо видно в том, как он организовывал журнал, развивал его производственную базы и полиграфическое оформление. Как редактору, ему свойственны были такие качества, как восприятие нового, умение анализировать, обобщать, увидеть успехи и недостатки, способность прогнозировать будущее. Он сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала.


Провинциальный российский город Троицк в то время был религиозным и культурным центром, где находились религиозные и светские учебные заведения, ремесленные училища, несколько православных церквей и мусульманских мечетей. К тому же город был расположен на торговом пути между Западом и Востоком. В городе проживали в основном русские, татары и казахи. То, что редакция журнала «Айкап» расположилась в этом городе, оказывало большое влияние на казахскую культуру. В этом городе трудились Султанмахмут Торайгыров и Беимбет Майлин. «Айкап» собрал вокруг себя талантливую казахскую молодежь. Журнал избегал публиковать на своих страницах случайные материалы, лишь бы заполнить страницы.

 

Развлекательных материалов тоже не было. С первого же номера Сералин старался превратить журнал в мощное средство для поднятия морального духа народа, ведущее его за собой к светлому будущему, поднимающее его угнетенное сознание.


Сералин до конца был верен своему выбору. Перед ним стояли крупные социальные вопросы. Конечно, он один эти вопросы не мог решать. Он знал, что всенародной трибуной может стать только печать. Поэтому Сералин и собрал вокруг своего журнала всех, кто умел писать, кто понимал силу слова.
Самыми жгучими вопросами того времени были споры о земле, оседлости, женский вопрос, учебы, образования и состояние аульных школ. Также и национальный вопрос. Не деля людей на националистов и демократов-просветителей, Сералин привлекал к работе журнала всех, у кого было что сказать народу. В своей статье «Господам чиновникам», опубликованной в первом номере, он писал следующее: «Мы назвали свой журнал «Айкап». Ни одно дело не обходилось для казаха без восклицания: «Ай, кап!» («Эх, увы!»). Поэтому мы и назвали журнал «Айкап».


Если перелистать все номера вплоть до закрытия в 1915 году, становится ясно, что журнал был высококачественным изданием того времени. Наш предок Сералин ни в чем не уступает профессиональным журналистам с высшим образованием. Содержание и тематика каждого материала заранее глубоко и всесторонне продуманны. На первой странице публиковались новости внутренней жизни страны, официальные сообщения, на второй и третьей страницах под рубрикой «Открытое письмо» – письма читателей.

 

Материалы о земле, съездах, выборах и другие расположены на 4–6-й страницах. Материалам типа «Фельетон», «Сообщения» отведено место в середине журнала. На последних страницах в нем можно прочитать зарубежные новости, соболезнования, рецензии на новые книги. Одно то, что в журнале имелись постоянные рубрики, говорит об аккуратности и пунктуальности. Радует и полиграфическое оформление журнала. В журнале публиковались материалы со всех отдаленных уголков Казахстана у него были постоянные корреспонденты в Шымкенте, Зайсане, Торгае, Каркаралы, Кзылжаре, Кокшетау, Астраханской губернии, Букеевской Орде, Актюбинске, Семипалатинске, Таразе, Костанае и других городах.


Ответсекретарями журнала в 1911–1912 годах работал Акрам Галимов, в 1913–1914 годах – Султанмахмут Торайгыров. В качестве сотрудников, корреспондентов и авторов принимали активное участие в работе журнала Жиханша Сейдалин, Спандияр Кубеев, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Сабит Дунентаев, Бахитжан Каралдин, Молдагали Жолдыбаев, Бекмурза Бекжанов, Нуралдин Айтмухамбетов, Есенгали Хасболатов.

 

Только актуальные публикации


В статье Бекмурзы Бекжанова «О сегодняшнем положении казахов», опубликованной в № 3 от 1911 года, указывается, что главная причина нашей отсталости кроется в феодальном общественном строе, национальной изолированности. Ведя кочевой образ жизни, казахи не сумели перенять то лучшее и передовое, что имелось у соседей. А в другой статье говорится о том, что чтобы присоединиться к числу передовых стран, необходимо строить фабрики, заводы, развивать промышленность. Все эти вопросы для той эпохи имели огромное социально-политическое значение. Открыто написать об этом и представить статьи на суд народа действительно было подвигом. Это показывало зрелость казахской журналистики.

 

Сералин на страницах «Айкапа» также организовал много материалов об образовании, месте женщины в обществе, просвещении народа, необходимости получения знаний. Все эти проблемы он пропускал через свое сердце, стараясь хоть чем-то помочь своему народу. Для этого он не жалел ни своего таланта, ни времени, ни организаторских способностей. Он понимал, чтобы защитить интересы народа и донести его жалобы и стенания до ушей высокопоставленных чиновников царской администрации, необходимо создать журнал, который стал бы поистине народной трибуной. В передовице, которая вышла в № 10 «Айкапа» от 1912 года, он с огорчением писал о том, что на всей казахской земле нет ни одной нормальной школы. Он предлагал обучать детей и зимой.


«Если объединиться всем аулом, один из домов отдать под школу, содержать одного учителя, учить детей с октября по май, то за зиму можно достигнуть успехов, на которые раньше уходило пять-шесть лет», – писал он. После этого в казахских зимовьях дети стали учиться и зимой. Сералин призывал детей учить русский язык, потому что это пригодится им в будущем. Так думали все передовые представители казахской интеллигенции того времени.
После закрытия журнала «Айкап» Сералин некоторое время работал в русской газете «Степь», издававшейся в Троицке.

 

Все ради блага народа


Богатый опыт первого казахского редактора был полностью использован при советской власти. Новый режим с радостью встретил и Сералин. Потому что для него пришло время для осуществления своих заветных идей. Теперь можно было решать и социальные вопросы. Казахский народ получил достаточно прав. Особенно по душе ему пришлась февральская революция 1917 года. А после Октябрьской революции он принимает активное участие в государственных делах. В 1918 году вступает в ряды большевистской партии и принимает активное участие в социально-политической работе. В этом же году он работает в ревкоме и земкоме. Был членом редколлегии газеты «Ушкын» (затем переименованной в «Енбекши казах»), которая начала выходить в 1919 году как орган краевого ревкома. Затем прибыл в Костанай, где в 1920–1921 годах трудился ответработником губкома партии.


В первые годы советской власти в Костанайском уезде проживало около 150 тысяч казахов. Родилась необходимость в разъяснении этой массе политики большевистской партии и советской власти. На повестку дня встал вопрос об открытии газеты. Для такой ответственной работы был приглашен Мухамеджан Сералин, который хорошо знал жизнь и быт местного населения, имел опыт работы в печати и был первым казахским профессиональным журналистом. Сералин сразу же приступил к работе, установил тесную связь с Челябинской типографией, где печатались издания на татарском языке. Привлек к работе казахскую молодежь, владеющую грамотой. 


25 июня 1922 года в Челябинске вышел в свет первый номер газеты «Аул».
На работу в газете Сералин пригласил Беимбета Майлина. Затем к работе в редакции был привлечен Абдрахман Мустафин, тоже неплохо владевший пером.


Кажется, сам Аллах послал его в Костанай на счастье казахской печати. Отец казахской журналистики Сералин сделал все, чтобы газета «Аул» стала одним из лучших изданий в Костанае. Ведь все зависит от профессионального мастерства редактора. Это же такое счастье, когда в стране, в которой не было и нет журналистских кадров, вдруг появляется такой знаток казахской печати, как Сералин. Не каждому народу везло в этом отношении. В том, что сегодняшняя «Костанай таны», рожденная от «Аула», является одним из лучших изданий республики, несомненно, большая заслуга Мухамеджана Сералина, который дал ей путевку в жизнь.


В 1921–1925 годах он был редактором костанайской газеты «Аул». Одновременно заведовал отделом агитации и пропаганды губернского комитета партии.

 

Наследие первопроходца казахской журналистики


Великий русский мыслитель Белинский говорил: «Я родился в журнале, вырос в журнале и мечтаю умереть в журнале». Это мог про себя сказать и Сералин, ибо вся его жизнь прошла в журнале и газете. Редакторство было для него и профессией, и талантом, и смыслом жизни. Институт редакторства стала для него основным занятием, когда он (институт) еще не был сформирован среди казахов, не воспринят ими. Сералин показал, что означает быть журналистом народной печати, быть редактором. Постоянно находясь под дамокловым мечом царской цензуры, он как бесстрашный батыр осуществил свою заветную мечту. Но он все же понимал, что и батыры тоже боятся смерти, им тоже хочется жить. Поэтому он иногда был вынужден считаться с цензурой. Например, когда он хотел опубликовать статью троицкого большевика Сырмолотова об империалистической сущности Первой мировой войны, его немедленно вызвал к себе цензор Кучин и сказал: «Как ты осмелился послать в набор такую статью? Думаешь, в Сибири для тебя места не найдется?» После такой выволочки Сералин вынужден был всячески оправдываться. Таких случаев в его редакторской работе было немало. Но все-таки он ухитрялся обходить цензурные рогатки.


Сералин обладал огромными организаторскими способностями. Из исследований о его творчестве известно, что благодаря своим практическим знаниям он уже в то время в совершенстве владел газетно-журнальным делом. Об этом же свидетельствуют пожелтевшие подшивки «Айкапа» и «Аула». Несмотря на слабую типографскую базу, недостаточность полиграфического оборудования, создавая из ничего что-то, благодаря своим многочисленным связям и личному авторитету он всегда добивался своей цели.


Сералин показал нам, что быть редактором не означает заполнять страницы газет и журналов чем попало. Редактор – это крупный общественный деятель. Это огромная сила, оказывающая мощное влияние на духовную жизнь общества. Журнал Сералина – это  корабль в бушующем море народного фронта. Верность курса зависит от редактора.


Какое наследие нам оставил феномен Сералина? В любой ситуации он защищал интересы своего народа, жил его заботами и нуждами, всю свою жизнь посвятил служению ему. Он считал, что для нас выше этого нет долга и обязанностей.


В 1926–1928 годах Сералина поразил паралич. Он возвратился в свой край, где основал красивое село Аксор и открыл в нем школу, клуб, баню, организовал водохранилище, посадил деревья и выращивал фрукты. Таким способом он пытался показать образец культуры нового аула. Следы его творений до сих пор сохранились на месте бывшего поселения. В мае 1929 года он скончался.


На Карабалыкской земле есть аул, который называется Старый Урнек, а около него – небольшое озеро Сералы. На его высоком берегу покоится прах Мухамеджана Сералина и его отца. Говорят, перед смертью Мухамеджан-ата один сундук со своими книгами и рукописями завернул в кошму и зарыл в землю. В 70-е годы прошлого века при помощи тракторов неоднократно проводили раскопки, но так ничего и не нашли. Наверное, он закопал свои сокровища недалеко от зимовки. Никто не смог указать точное местонахождение. Нужно было сначала найти то место, где стоял дом Мухамеджана Сералина. Но люди забыли, где именно он стоял в то время. В голодные годы и годы репрессий жители аула бежали, опасаясь за свои жизни. С тех пор, много воды утекло…


Сегодня в Костанае есть улица, названная именем Мухамеджана Сералина, а в Урнеке – школа.


А самое главное, в наших руках имеются документы об одном из отцов казахской журналистики, первом редакторе первого казахского журнала «Айкап» и первой Костанайской казахской газеты «Аул» Мухамеджане Сералине. До сих пор жива память о нем – это его родное детище, газета «Костанай таны»!


Есенгельды СУЮНОВ, 
лауреат премии Союза журналистов Казахстана, 
Астана

Смотрите также: