Главная  /  Статьи  /  Дадем ата – центр духовного роста

Дадем ата – центр духовного роста

Оксана Дементиевская
620
Дадем ата – центр духовного роста скачать фото
На 75-м километре трассы Уральск – Актобе недалеко от дороги находится кладбище, где похоронен Жумагазы хазирет, более известный в народе как Дадем ата, почитающийся среди мусульман как святой

Сегодня на месте святыни энтузиасты ЗКО создают центр духовного роста.


Удивительное место в голой степи, расположенное в Сырымском районе Западно-Казхстанской области, постепенно становится центром духовного развития местных жителей. Несмотря на мистическую историю цивилизованного обустройства святого места, основное здесь – не религия, утверждают энтузиасты, взявшиеся за развитие этого удивительного островка культуры, истории и религии.


Глас свыше


Руководитель фонда «Дадем ата», имам мечети при святилище Гарифолла Жанбозов рассказывает, что он – потомок Жумагазы хазирета, захороненного в мавзолее.


– Дедушка явился мне во сне и попросил сделать мавзолей на месте его захоронения. А ранее также был сон, в котором он просил не оставлять это святое дело, – говорит потомок. – Поэтому с 2004 года я здесь, построил вместе с моими родными братьями Ганиятом, Рахметуллой, Мутиголлой мавзолей деду и его матери с сыном.


Со временем рядом построили небольшой саманный дом для тех, кто приезжал к святыне. Сейчас в этом доме отдыхают помощники, а посетители могут ночевать в универсальной гостинице с двумя общими спальнями – одна предназначена для мужчин, другая для женщин. Эту гостиницу, к слову, строили три года, начиная с 2008-го. Там открыли молельную комнату. Бывший западноказахстанец, ныне проживающий в Алматы, Дамир Дюйсенбай, предложил помочь построить мечеть. Он в основном и спонсировал строительство, а возводили ее местные строительные бригады.


Приезжают сюда не только казахстанцы из разных регионов, но и люди разных национальностей из России. Были замечены и иностранцы из дальнего зарубежья. Они едут не только помолиться, многие стремятся искупаться в святом источнике.


– Этот источник удивительный – вода не замерзает даже при температуре минус 35 по Цельсию, – отмечает Гарифолла Жанбозов.


Рядом с мавзолеем расположилось целое кладбище. Некоторые местные жители завещают родственникам похоронить их именно в ‘том месте. И тому есть объяснение.


– Покойникам нужна только молитва, – говорит имам. – Родные не будут приезжать на могилу каждый день, а в мечети часто проходят службы, садака. Поэтому и просят многие похоронить их здесь.


Немного фактов


Путники устремляют свои молитвы к святому месту, дабы верят, что их молитвы будут непременно услышаны Всевышним. По сложившейся традиции все, кто проезжает по этой дороге, стараются побывать на могиле Дадем ата и набрать воду из источника, считающегося лечебным. Здесь же недалеко установили душевую, в которой обливаются водой из источника желающие излечиться.


Известно, что Жумагазы хазирет родился в конце XVIII века и принадлежал к роду Тама. После обучения в мечети Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане вернулся в родные края. Многие трактаты и философские письмена Жумагазы хазирета были утеряны с годами. Но существует множество легенд о его удивительных способностях, а потому посетить кладбище святого в день приезжают более ста человек. В субботние и воскресные дни число паломников достигает 400 человек.
Каждый, кто приехал сюда, верит, что его молитвы будут услышаны. В основном приезжающие сюда люди ищут исцеления от своих болезней. И в большинстве случаев находят его, утверждают местные жители.


Святилище Дадем ата в 2009 году было зарегистрировано в органах юстиции как фонд «Дәдем ата».


Святыня из СССР


Дадем ата захоронен не один. Рядом – могила его матери и сына. Кулпытасы самого святого и его сына были уничтожены при советской власти, утверждают потомки. Сохранился только один, установленный на могиле матери Дадем ата, который подписал сам Жумагазы хазирет.


– Дадем ата – аулие, проводник Аллаха, через него обращаются к Всевышнему за помощью. Об этом захоронении народ знал давно, еще с советских времен. Только днем долгое время боялись посещать место захоронения Дадем ата, приходили ночью, – рассказывает Гарифолла Жанбузов.


И все же в советское время святыню признал директор передового совхоза имени газеты «Правда» тогда Джамбейтинского района ЗКО Виктор Шубин. При нем захоронение святого и могилы других усопших огородили сеткой Рабица. И он сам посылал старейшин сделать садака и попросить у аулие благополучия совхозу, утверждают до сих пор передающие эту историю от старших младшим сельчане. Рассказывают, что два поля, находящиеся рядом – совхоза «Правда» и другого – всегда отличались. У правдинцев колосилась высокая добротная пшеница, у соседей все засыхало. Совхоз своими достижениями гремел на весь Советский Союз.


Центр духовного развития


– Я работал санитарным врачом в санэпидстанции более 20 лет. Когда проезжали мимо места Дадем ата по трассе Уральск – Актобе, видели, что у дороги останавливается много людей. А там, где люди, всегда есть мусор. С 2013 года начали организовывать субботники, – рассказывает председатель ОО «Телегей» Нурлан Садир. – Пишу в соцсети о запланированном субботнике, люди откликаются. Собирается пять-шесть машин, около 30–40 участников, занятых в разных сферах, не только люди из нашего общественного объединения, приезжали на субботник и из Актобе. А потом подумали: «Если здесь так легко собирается столько народа без агитации и рекламы, почему бы не использовать этот потенциал?».
Так, начали с 31 мая 2013 года проводить общественно-культурные мероприятия, и первым стала конференция, посвященная погибшим от репрессий и голодомора.


– Мы организовали ас, поминки и конференцию в мечети. Ученые, краеведы рассказывали о судьбах репрессированных и о других исторических фактах. Инициаторами выступали фонды «Дадем ата», «Жаханши Дос­мухамедова» и другие, – говорит Нурлан Садир. – Потом проводили там же Корису айт, на День независимости Казахстана проводим не только конференцию, но и рассказываем о своей работе, проделанной за год.


Святыня Дадем ата стала объединяющей площадкой для представителей всех партий и национальностей.


– Даже коммунисты верят в святых, и на субботнике все трудятся плечом к плечу, без выяснения отношений, – подчеркивает общественник.


Нурлан Садир информировал и о том, что активисты решили на территории святыни организовать общественный центр духовного роста. Здесь уже проводили ас и спортивные состязания с участием до трех тысяч человек. В выделенном углу гостиницы открыли небольшую библиотеку об истории Казахского ханства и батыров родного края. В дальнейшем ее планируют расширить.


– Это уже формируется не религиозный центр, а именно духовный, – подчеркивает общественный активист.


Дорога к святыне


Несмотря на известность этого места, асфальтированной дороги к нему не было. Чуть меньше ста километров от 75-го километра трассы Уральск – Актобе до расположения места святыни Дадем ата. Недавно здесь официально побывал аким ЗКО Алтай Кульгинов и дал поручение акимату Сырымского района и управлению строительства ЗКО разработать проектно-сметную документацию для строительства дороги. Оно запланировано на 2019 год из средств местного бюджета.


К слову, этот объект культурного наследия входит в список 100 сакральных мест Казахстана.


Сакральные места ЗКО


В республиканский реестр сакральных мест Казахстана из ЗКО внесли шесть объектов, в том числе захоронение Дадем ата. А также средневековое городище Жайық, комплекс курганов Таксай VI–V веков до нашей эры, музей в Жымпиты – столице западной Алаш Орды, могилу выдающегося казахского поэта, фольклориста, общественного и религиозного деятеля Гумара Караша, комплекс Бокей Орда.


Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, 
фото Тимура ТОКМАМБЕТОВА 
и Казбека КУТТЫМУРАТУЛЫ, ЗКО

 

Смотрите также: