Главная  /  Статьи  /  Будущее технологий - за учителями нового формата

Будущее технологий - за учителями нового формата

Айман ШАРИПХАНОВА
87
Будущее технологий - за учителями нового формата скачать фото
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию

Президент страны подчеркнул: одним из ключевых факторов всего процесса модернизации является успешность обновления системы образования.

 

В Программе развития образования на 2016–2019 годы указаны пути эффективного финансирования системы образования, улучшения менеджмента, полного охвата детей дошкольным обучением и воспитанием, переход образования на двухсменку, решение проблемы дефицита педагогических кадров, продолжение перехода на обновленное содержание образования, внедрение полиязычия, улучшение материально-технической базы, снижение нагрузки учителей.
Эти и многие другие вопросы были на августовских конференциях педагогических работников в канун нового учебного года. 


Финансирование


Данным темам была посвящена конференция педработников города Семея. Сегодня на государственном уровне поставлена масштабная цель – изменить роль системы образования, сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста, расширить предоставление качественных образовательных услуг, обеспечить прозрачность и доступность информации по системе образования. Об этом говорила руководитель отдела образования города Наталья Фесенко: «Поставленная цель достижима при эффективном подходе к укреплению материально-технической базы и обновлению содержания учебно-воспитательного процесса. Бюджет образования с каждым годом увеличивается. Благодаря этому проведены капитальные и текущие ремонты в 54 учреждениях города (в прошлом году в 30)». 


В рамках государственной программы «Развитие образования на 2016–2019 годы» завершается приобретение комплектов интерактивного оборудования во все школы. В рамках программы «Рухани жаңғыру» по проекту «Менің мектебім» за счет спонсорской помощи предпринимателей города оснащены новейшим оборудованием 92 кабинета физики, химии, биологии, робототехники. Их условия приближены к стандартам Назарбаев Интеллектуальных школ. Оборудованные по инициативе акима области Даниала Ахметова 50 кабинетов робототехники позволили превысить республиканский целевой индикатор на 12 процентов и открыть на их базе IТ-классы.


Школы продолжили сотрудничество с японским посольством по программе «Корни травы» – установлены новые окна в трех школах, подана заявка еще на пять. За счет спонсорской помощи оборудовано четыре спортивных игровых площадки, более двадцати кабинетов. Наиболее активно работают по привлечению спонсоров школы № 3, 16, 18, 21, 37, гимназия им. Шакарима, Знаменская школа. Для ликвидации трехсменных занятий в течение года введены в эксплуатацию две школы, начата разработка проектно-сметной документации школ в поселках Степной, Чаган, Водный, Восточный. Строительство этих школ решит проблему трехсменного обучения в школах № 12, 34, 47.


Оснащение средствами антитеррористической защиты – первая необходимость учреждений. На эти цели за пять лет выделено 43 млн тенге. Но проверки показывают, что системы видеонаблюдения, установленные в учреждениях, не совсем соответствуют требованиям. В текущем году экспериментально в школе № 19 установлено цифровое видеонаблюдение со всеми необходимыми возможностями. Данную работу планируется продолжить.


Вместе с тем имеются проблемы по обеспечению компьютерной техникой, дальнейшему ремонту школ, инфраструктуры кабинетов, оснащению спортивным инвентарем. Имеются проблемы в проведении текущего ремонта учреждений, которые выполняются учителями и техперсоналом, неподготовленными к данным работам, что в течение года привело к увеличению травматизма.


Н. Фесенко обратилась к акиму города Е. Салимову, чтобы при утверждении бюджета увеличить средства на приобретение компьютерного оборудования, мебели, спортинвентаря, выделить средства на проведение текущих ремонтов в школах.
Руководитель отдела образования призвала усилить работу по привлечению спонсорских средств и взаимодействовать с выпускниками.


О дошколятах


В образовательной политике приоритетным является удовлетворение потребностей всех граждан в дошкольных учреждениях.


В настоящий момент в городе нет очередей в детские сады, несмотря на то что ежегодно рождается более шести тысяч детей. 12 тысяч детей (сто процентов) охвачено дошкольным воспитанием. В городе 55 детских садов, из них государственных 13, частных 39, на доверительном управлении – четыре. За последние два года открыто шесть частных садов на 735 мест. Планируется ввод еще двух детских учреждений в микрорайонах «Карагайлы» и «Ушактар». Ведется сокращение сети мини-центров при школах. В этом году закрыто 33 таких центра. Дети от 3 до 6 лет будут посещать типовые детские сады и мини-центры с полным днем пребывания. Во всех «учреждениях» дошкольного образования внедрена автоматическая база по постановке на учет, что сокращает контакт услугодателя и услугополучателя, обеспечивает прозрачность, снимает социальную напряженность. В 12 детских садах открыты инклюзивные группы. Работают логопеды, дефектологи. В детском саду № 9 открывается группа для детей с отставанием в психическом развитии.


В дошкольных учреждениях трудятся 1900 работников. Введено обучение трем языкам.


Школа для особенных детей


Система школьного образования представлена 67 образовательными государственными учреждениями. В них учатся более 47 тысяч детей.


В городе проживает 2371 ребенок с особыми образовательными потребностями в возрасте до 18 лет (3,6 процента от общего числе детского населения). Инклюзивным образованием охвачено 15,4 процента от общего числа детей, нуждающихся в особых условиях (кроме обучающихся в специальных учреждениях и на дому). В общеобразовательных школах обучаются 225 детей, в дошкольных учреждениях – 141. В системе инклюзивного образования работают 20 педагогов, имеющих высшее дефектологическое образование. Во всех учебных заведениях создана безбарьерная среда. На базе школы № 20 создан ресурсный центр по поддержке инклюзивного образования. Центр оказывает методическую и консультативную помощь педагогам. Создан специальный сайт, на котором размещаются нормативные, локальные документы, регламентирующие деятельность школ по инклюзивному образованию и психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.


Методики и технологии


«Становление и развитие философии учителя в условиях обновления содержания образования» – такова тема выступления группы учителей языковых дисциплин. Они говорили о том, что раннее изучение иностранного языка способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Это первая ступень развития языковых и речевых способностей, основ коммуникативной компетенции, которая необходима в реализации основной цели учебного предмета в школе. Раннее обучение английскому языку также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится все более очевидной.


Языковая подготовка позволяет интегрировать предметы естественно-математического цикла с языком.


Участники конференции также обсудили проблемы и вопросы, возникающие при введении критериального оценивания. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы. Ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения.


Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных целей. Оценивание знаний учащихся – сложная педагогическая проблемы. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на их отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Ученики должны понимать, каких достижений ждут от них учителя и какими критериями пользуются. Процесс оценивания – одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. При критериальном оценивании учащиеся не сравнивают себя с другими учениками, у них появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.


Будущее за технологиями, а будущее технологий – за учителями нового формата. А значит, учитель должен постоянно учиться, творить и совершенствоваться. 72,8 процента учителей города прошли предметные курсы по обновлению содержания образования, 244 окончили языковые курсы «Билингвальный учитель».


В завершение конференции состоялось вручение грамот и призов учреждениям, ставшим лучшими в номинациях «Лучшая СОШ», «Лучшее учреждение дополнительного образования», «Лучшая детская дошкольная организация».


Айман ШАРИПХАНОВА, Семей

Смотрите также: