Главная  /  Статьи  /  В АРТиШОКовом состоянии

В АРТиШОКовом состоянии

Константин Козлов
100
В АРТиШОКовом состоянии скачать фото
Главный независимый театр Алматы готовится открыть 18-й сезон

К такому творческому совершеннолетию «АРТиШОК» подходит с довольно интересными итогами. Вполне можно сказать: как и в жизни человека, в жизни театра 18 лет – новый период, связанный с взрослением, новым опытом и своеобразным «прощанием с детством».


Сезон 2017–2018 годов стал для «АРТиШОКа» довольно знаковым. Во-первых, он стал первым сезоном, который театр провел на построенной на краудфандинговых началах новой сцене. И это несмотря на то, что многие сомневались: «потянет» ли это театр? Одно дело уже всем известная малая сцена в подвале на алматинском Арбате, пусть и постоянно переполненная. И совсем другое – сцена большая. Как оказалось, театр это вполне «потянул».


Публики стало еще больше, старые спектакли, перенесенные на новую сцену, получили «второе дыхание», а те, что были поставлены специально для нее, стали новым этапом в жизни актеров театра. Пожалуй, главной и, как часто бывает в «АРТиШОКе», во многом спорной премьерой сезона стал «Дон Кихот» Галины Пьяновой.


Режиссерская трактовка легендарного романа у одних вызвала искреннее восхищение, у других недоумение. Дискуссия в соцсетях касательно той премьеры была более чем горячей. Но для театральной премьеры нет лучшей рекламы, чем такого рода полемика. Театр также выдал на-гора свою версию знаменитой пьесы «Звериные истории». Спектакль с таким названием уже идет в театре «Жас Сахна», «АРТиШОК» решил поставить пьесу по-своему.

 

Для Алматы это редкое зрелище и редкая возможность – посмотреть одну и ту же пьесу, по-разному творчески осмысленную. Театр ушел на каникулы воодушевленным успешным сезоном, анонсировал проведение большого кастинга на мюзикл по песням Батырхана Шукенова. Но жизнь, как это часто бывает, внесла свои коррективы.


Лето 2018 года для Казахстана и в особенности для Алматы было временем испытаний и тревог. Июль 2018 года не иначе как черным в истории города назвать нельзя. Тут и сбитый ребенок на Восточной объездной дороге. И самое главное – повергшее в шок всю страну убийство Дениса Тена средь бела дня в самом центре Алматы. После этого совершенно точно можно было сказать, что жизнь в городе уже не будет прежней. И естественно, на «АРТиШОК» все это не могло не повлиять. Ощущение безысходности от того, что происходит, от невозможности на все это повлиять и изменить – такие настроения массово овладели алматинцами минувшим летом.


– Я вижу, как у многих моих знакомых и друзей просто опускаются руки. Кто-то всерьез пакует чемоданы и готовится к отъезду, кто-то еще больше уходит в эмиграцию внутреннюю. От этого невозможно просто так отмахнуться и сделать вид, будто ничего не происходит, – рассказывает главный режиссер театра Галина Пьянова. – Мы хотим прожить следующий сезон в осознании того, что с нами происходит. Объединиться, чтобы не впасть в отчаяние. Мы продолжаем быть казахстанцами, алматинцами, мы любим свой город, но мы не можем молчать. Мы не хотим провоцировать людей выходить на митинги, у нас другая ответственность. Для нас, как для театра, есть один выход – своими художественными средствами создавать диалог.


Так, на ближайшее время анонсирован спецпроект театра – документальный спектакль, поставленный по публикациям в соцсетях.


– Иногда они написаны очень живо. Это настоящий крик души, но лента Фейсбука – вещь быстро обновляющаяся, и многие публикации со временем затираются, теряются, а в Фейсбуке искать архив – дело не самое быстрое и легкое, – рассказывает актриса и директор театра «АРТиШОК» Анастасия Тарасова.


Артисты будут читать интересные и живые посты в соцсетях, а это, надо сказать, не всегда только словоблудие. По сути, это площадка для публицистики, у которой и без того не так много места.


Перемены не всегда связаны с приятными моментами. Еще до всех событий, будто бы предчувствуя потрясения лета 2018 года, труппа театра попрощалась со знаменитым спектаклем «ПРЯМОПОТОЛЕБИ». Легендарный иронически-ностальгический спектакль, который иначе как признанием в любви этому сложному, но безумно любимому городу назвать нельзя, прожил на сцене больше пяти лет.


– Для театра всегда проблема расставаться со спектаклями, – рассказывает Галина Пьянова. – Тем более со спектаклями коммерчески успешными. «ПРЯМОПОТОЛЕБИ» был очень успешен, и мы буквально оторвали его от себя. Но лето подтвердило, что если бы мы этой осенью начали играть его как ни в чем не бывало, это было бы уже не милой ностальгией, а фальшью.

 

Настроения горожан изменились, есть какие-то необратимые вещи. Оставлять его в том виде, в котором он был, после всего, что мы пережили в последнее время, было невозможно. А вносить правки было бы издевательством над первоначальной задумкой. Поэтому расстаться со спектаклем было единственно верным решением.


Кроме прочего, в новом сезоне Галина Пьянова намерена продолжить современное осмысление классики. Можно сказать, собственное исследование на предмет того, как написанное 400–500 лет назад может отозваться в дне сегодняшнем, если на него посмотреть не под академическим углом и не под углом школьной программы. На этот раз таким объектом творческого осмысления станет, ни много ни мало, шекспировский «Гамлет». Как именно Галина осмыслит этот материал, мы узнаем 21 октября – именно на эту дату назначено открытие нового сезона театра этой премьерой.


Продолжится и работа на международном направлении. В октябре в «ARTиШОКе» состоится Неделя польского театра, в рамках которой режиссер Иоланта Юшкевич представит спектакль по пьесе «Сапожники» Станислава Виткевича, а также пройдет ридинг пьесы «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Дороты Масловской. По словам Галины Пьяновой, пьеса Масловской созвучна с историями казахстанцев, которым проще выучить английский язык и уехать, чем выучить казахский и остаться.


Также готовится к постановке музыкальный спектакль в сотрудничестве с российским композитором Александром Маноцковым – это будет мюзикл по мотивам знаменитого эпоса «Ер Тостик». Продолжается сотрудничество и с петербургским «инженерным» театром «АХЕ». Режиссер этого театра Павел Сенченко поставит в «АРТиШОКе» спектакль «Синяя борода».


Интересную театральную лабораторию проведут и в ноябре, когда будет поставлен документальный спектакль по мотивам рассказов современных подростков. Тема, надо сказать, неиссякаемая, каковой была, наверное, во все годы.


В общем и целом, как мы видим, театр «АРТиШОК» продолжает следовать курсу главного социального театра города и страны и, стало быть, не может игнорировать то, что происходит в обществе. Радует, что такой театр у нас в стране есть. Пусть он по большому счету всего один, но зато крепко стоит на ногах. А это по нынешнем временам дорогого стоит.


Константин КОЗЛОВ, 
Алматы

 

Смотрите также: