Главная  /  Статьи  /  «Лев» наш!

«Лев» наш!

Константин Козлов
150
«Лев» наш! скачать фото
Картина казахстанского режиссера Эмира Байгазина взяла приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале

Фильм «Река» является завершением трилогии Байгазина о мальчике Аслане, который ищет свое место в жизни в толпе сверстников. И так оказалось, что именно эта история принесла Казахстану первого в истории нашего кино «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
 

Премьера фильма прошла в рамках программы «Горизонты». Непосредственно презентация «Реки» состоялась 4 сентября. В конкурсной программе «Горизонты» участвовали еще 18 авторских фильмов, представляющие новые тенденции в развитии кинематографа. Призеры юбилейного фестиваля были объявлены 8 сентября. «Льва» за лучшую режиссуру вручили Агнешке Пучило, представителю польского сопродюсера картины компании Madants, так как сам Байгазин отправился представлять фильм в Торонто. Там состоится североамериканская премьера фильма в рамках основной конкурсной программы «Платформа».

 

Надо сказать, во многом это уникальный проект. Ведь Эмир Байгазин выступил на картине в качестве сценариста, режиссера, оператора-постановщика, продюсера и монтажера. В производстве заключительной части трилогии (первые две части – «Уроки гармонии» и «Раненый ангел») участвовали Министерство культуры и спорта РК, АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, польский Институт кино и фонд Sorfond (Норвегия).

 

Фильм, как считается, завершает трилогию о приключениях мальчика по имени Аслан. В первом фильме, который в свое время довольно громко прозвучал как в стране, так и за ее пределами, Аслан сталкивается с жестокостью собственных сверстников. Став объектом травли и издевательств, Аслан сам ожесточается, превращаясь в замкнутого, мстительного подростка, помешанного на чистоте и стремлении к совершенству.

 

Фильмы «Раненый ангел» и «Река» в целом продолжают историю Аслана. И хотя прямого указания, что это один и тот же персонаж нет, так как истории разные и между собой связаны лишь косвенно, архетип героя, безусловно, един. Как рассказывает сам Байгазин, истории, положенные в основу фильма во многом автобиографические. Отсюда и атрибуты, характерные для эпохи девяностых, да и вообще их общий дух: аскетичность, бедность и своеобразная суровость.

 

– Стиль Эмира Байгазина узнаваем в каждом кадре – это чудо изящной композиции, его образы дышат в интерьерах дома, сельских экстерьерах и в экспансивной красоте природы вокруг как дополнение к пониманию неторопливого развития драмы. Режиссер впервые выступает в качестве оператора фильма. Широкие кадры мастерски откалиброваны с точки зрения пространственной динамики, а персонажи фиксированы или перемещаются естественно, без излишней хореографической выстроенности. Движение камеры всегда минимально, кроме двух ключевых моментов фильма, когда звучит закадровая хоровая музыка.

 

«Река» – странный и притягательный образ загадочного путешествия за пределы арт-хауса. Настолько она визуально восхитительна и богата гуманистическими наблюдениями, – пишет о картине Байгазина крупнейшее киноведческое издание мира Hollywood Reporter.

 

Кроме «Реки», на сегодня у Эмира готова также и другая картина, причем выполненная в черно-белой стилистике. Это фильм «Хотите посмотреть на звезды». Обе картины пока продолжают свое шествие по фестивалям. И после его окончания можно будет говорить о казахстанском прокате этих картин.

 

Константин КОЗЛОВ, Алматы