Главная  /  Статьи  /  «Нұрлы жол»: беспрецедентное строительство дорог

«Нұрлы жол»: беспрецедентное строительство дорог

Оксана Давыдова
184
«Нұрлы жол»: беспрецедентное строительство дорог скачать фото
В Мажилисе Парламента РК состоялся правительственный час по вопросам развития автомобильных дорог

В Мажилисе Парламента РК состоялся правительственный час по вопросам развития автомобильных дорог в рамках реализации госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы. Как отмечалось, благодаря «Нұрлы жол» в стране построены сотни километров дорог, а тысячи людей нашли работу.
 

По словам министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека, за 2015–2017 годы в рамках госпрограммы на строительство и реконструкцию автодорог, имеющих международное и республиканское значение, выделено более 900 миллиардов тенге, в том числе из Национального фонда порядка 470 миллиардов тенге. Вложенные средства позволили охватить дорожно-строительными работами свыше 5,6 тысячи километров автодорог во всех регионах страны, из которых по итогам трех лет открыто движение на 1,8 тысячи километров. На этих проектах было задействовано порядка 80 тысяч человек, доля материалов отечественных производителей составила свыше 95 процентов.
– В настоящее время по лучевому принципу ведется реконструкция коридоров Центр–Юг, Центр–Восток и Центр–Запад. По коридору Центр–Юг открыто движение на участках Астана–Темиртау и Алматы–Капшагай. В текущем году откроется движение на участке Темиртау–Караганда, ведутся работы на обходах Караганды и участке Курты–Бурылбайтал, – перечислил глава ведомства.
В то же время полным ходом ведется реконструкция коридора Центр–Восток, где в данный момент открыто движение на участках Астана–Павлодар и Павлодар–Семей–Калбатау. В текущем году работы ведутся на оставшихся километрах. В рамках проекта Центр–Запад ведутся работы на участке Кандыагаш–Макат, начата реконструкция на участках Актобе–Канды­агаш и Атырау–Астрахань.
– Также для развития торгово-экономических отношений приграничных регионов с соседними странами реализуются несколько проектов. Они позволят обеспечить выход на Российскую Федерацию. И для выхода на Китай тоже реализуются проекты. В Мангистауской области для выхода на Узбекскую Республику реконструируется автодорога Бейнеу–Акжигит, – уточнил министр.
Также идет реконструкция автодороги Щучинск–Зеренда, Костанай–Денисовка, Жетыбай–Жанаозен, Обход поселка Кордай, Узынагаш–Отар, Мерке–Бурылбайтал, Осиновский перевал и Талдыкорган–Усть-Каменогорск.
В этом году начата реализация первого крупного концессионного проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги», который позволит вывести транзитные потоки за пределы Алматы, что положительно повлияет на экологическую ситуацию города.
В целом, как сообщил Женис Касымбек, на ремонт и содержание автодорог республиканского значения в текущем году преду­смотрено 76,9 миллиарда тенге. По итогам 2018 года планируется ввести в эксплуатацию автодороги Денисовка–Карабутак, Кеген–Жаланаш–Сатты и Аксу–Курчатов. Кроме того, в рамках капитального ремонта ведутся работы по ремонту 33 аварийных мостов и путепроводов, а также по устройству 17 надземных пешеходных переходов. Охвачены капитальным ремонтом пять пограничных пунктов перехода. Средним ремонтом охвачено 1,6 тысячи километров дорог, планируется благоустройство шести площадок отдыха, ремонт 17 водопропускных труб и устройство освещения на протяжении 52 километров.
– В целях снижения нагрузки на бюджет и обеспечения самоокупаемости содержания автодорог в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» продолжаются работы по внедрению системы взимания платы: ведутся пусконаладочные работы по устройству системы на участках Астана–Темиртау, Алматы–Капшагай и Алматы–Хоргос общей протяженностью 469 километров. Завершается разработка ПСД по устройству системы взимания платы на 13 участках общей протяженностью 5,5 тысячи километров, в том числе на международном транзитном коридоре Западная Европа–Западный Китай, – проинформировал глава МИР РК.
Определенные работы ведутся и по устройству специальных автоматизированных измерительных средств (САИС) на автодорогах республиканского значения, где сейчас уже существует 12 САИС. В текущем году планируется запустить еще 11 таких средств в рамках внедрения платности на участках Астана–Темиртау, Алматы–Капшагай и Алматы–Хоргос. В 2019–2020 годах 34 САИС установят на платных автодорогах и приграничных пунктах пропуска.
Наряду с этим в республике имеется 1,8 тысячи объектов придорожного сервиса. Из них Национальному стандарту соответствуют 42 процента. До конца года планируется привести в соответствие еще 70 объектов. С улучшением существующих объектов ведутся работы по строительству новых объектов с полным спектром услуг и установке павильонов модульного типа KazWay. Проводится работа по внесению информации об объектах сервиса в цифровые карты.
Министр напомнил, что в рамках госпрограммы «Нұрлы жол», а также Послания Главы государства в текущем году увеличено финансирование ремонта автодорог местной сети до 145 миллиардов тенге с последующим доведением ежегодного объема финансирования до 150 миллиардов тенге. Данные меры обеспечат ежегодный охват ремонтными работами порядка четырех тысяч километров автодорог местной сети. Планируется, что по итогам этой работы будет увеличение доли автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 85 процентов.
Со стороны депутатского корпуса вице-спикер Мажилиса Парламента РК Владимир Божко напомнил, что одной из приоритетных задач «Плана нации 100 конкретных шагов – современное государство для всех» (65-й шаг), определена интеграция Казахстана в международные транспортно-логистические потоки.
– В Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Нурсултан Назарбаев еще раз подчеркнул приоритетность совершенствования и строительства автодорог и портов. Вопрос выполнения поручений Президента по развитию транзитного потенциала Казахстана находится на постоянном контроле Мажилиса. Он был рассмотрен среди прочих разделов программы «Нұрлы жол» на предыдущих правчасах и на выездных заседаниях в МИРе и НЦПС «Хоргос», – подчеркнул он.
Как уточнил заместитель руководителя палаты, за период третьей сессии депутатами ратифицированы соглашения по трем займам и о международных автомобильных перевозках с Узбекистаном, Норвегией и Азербайджаном, договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Принят закон «О таможенном регулировании в РК».
– Это значительно упростило порядок оформления перевозок и прохождения границ. Следует отметить, что в нашей стране по поручению Главы государства развернуто беспрецедентное строительство дорог. За 2015–2017 годы построено и реконструировано 1,8 тысячи километров дорог I-II категорий. На этих объектах работали тысячи человек. Надо подчеркнуть, что программа «Нұрлы жол» и ее реализация позволили достигнуть результата мирового уровня, которым является создание современного Евразийского трансконтинентального автомобильного и железнодорожного коридоров, – констатировал он.
Владимир Божко дополнил, что с их строительством стал возможен транзит грузов из Китая через Казахстан и Россию в Европу и обратно, а также расширен железнодорожный транзит через казахстанский Каспий далее в Азербайджан, Грузию и Турцию, в Европу и на Ближний Восток.
Вместе с тем вице-спикер Мажилиса акцентировал внимание на имеющихся системных проблемах при осуществлении гос­программы. В частности, это хроническое несоблюдение запланированных сроков строительства и ввода дорожных объектов и инфраструктуры в эксплуатацию. Еще один крайне важный вопрос – это устройство системы взимания платы на автомобильных дорогах республиканского значения. Как указал заместитель председателя палаты, Министерство сельского хозяйства должно разобраться с вопросом необоснованно долгого согласования по переводу 11 участков земель лесного фонда в земли использования для строительства трасс. Это 118 га в Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях. Также необходимо, по его мнению, обратить внимание на проблему увеличения стоимости инертных материалов для дорожников, затягивание судебных процедур по недобросовестным поставщикам.
– Изложенные причины критически влияют на соблюдение сроков начала и окончания работ на трассах, – заключил Владимир Божко.
По итогам заседания депутатами выработан ряд рекомендаций к ответственным госорганам.

 

Оксана ДАВЫДОВА, Астана