Главная  /  Статьи  /  Регулирование миграционных потоков – важная задача

Регулирование миграционных потоков – важная задача

Андрей Королев
290
Регулирование миграционных потоков – важная задача скачать фото
Внутренние и внешние вызовы требуют расширения концептуальных основ миграционной политики

С момента обретения независимости Казахстан начал проводить собственную миграционную политику, отвечающую тенденциям глобализации мирового сообщества и направленную на использование миграционных потоков в интересах укрепления национальной безопасности, улучшения демографической ситуации и устойчивого социально-экономического развития страны.

 

Казахстан придерживается стратегии временной миграции по вовлечению иностранных работников, оптимального расселения населения по территории страны, а также долгосрочной постоянной миграции по отношению к этническим репатриантам, прибывающим в РК. В то же время обозначенные цели по вхождению Казахстана в число тридцати развитых стран мира, а также существующие и ожидаемые внутренние и внешние вызовы требуют расширения концептуальных основ миграционной политики.

 

В настоящее время выгодное географическое положение, политическая и социально-экономическая стабильность превратили Казахстан в транзитный миграционный узел. Во внешней миграции в первые годы независимости сальдо миграции было отрицательным. В период с 1991 по 2003 годы отток населения из страны в среднем составлял 225,5 тыс. человек ежегодно. Начиная с 2004-го по 2011 годы сальдо было устойчиво положительным: прирост в 11,7 тыс. человек ежегодно. Росла трудовая миграция. Показательны результаты этнической миграции.

 

Начиная с 1991 года число прибывших этнических репатриантов превысило 1 млн человек. Благодаря демографическому вкладу прибывших оралманов за годы независимости удалось снизить уровень отрицательного сальдо миграции на 28%. В целях же компенсации части рабочей силы, не относящейся к квалифицированной, в настоящее время в страну также привлекаются трудовые иммигранты для работы на хозяйстве у физических лиц. Они привлекаются по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел. Как показывает практика, внедрение данного порядка позволяет снизить нелегальную занятость. В Казахстане на постоянной основе принимаются системные меры в направлении дальнейшего улучшения условий привлечения в страну квалифицированных иностранных специалистов.

 

В целях создания более благоприятного инвестиционного климата продолжается либерализация визового режима для иностранных граждан. Упрощена процедура выдачи однократных на один месяц виз для граждан 48 экономически развитых стран. На сегодняшний день Казахстаном подписаны двусторонние соглашения с двадцатью странами о безвизовом режиме.

 

С 1 января 2017 года граждане уже 45 государств, среди которых члены Организации экономического сотрудничества и развития и Европейского союза, а также Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия, Сингапур и Княжество Монако, получили право на безвизовый въезд в Казахстан сроком до тридцати дней со дня въезда в Казахстан. Если до 2017 года работодатели выполняли различные виды непрозрачных особых условий, предъявляемых местными исполнительными органами, то по новой системе они будут обязаны лишь подтвердить квалификацию работника, а также предоставить документ об уплате налогового сбора за каждого привлекаемого работника.

 

В настоящее время и внутренняя миграция, в части переселения по направлению из трудоизбыточных регионов в регионы с высокой потребностью в трудовых ресурсах, и внешняя трудовая миграция де-юре ориентированы на развитие региональных рынков труда, обеспечение их в достаточной степени рабочей силой, как местной, так и иностранной. Однако фактически миграционная политика лишена системности и каждое направление миграционной политики работает обособленно, без очевидной взаимосвязи друг с другом. Это приводит к несбалансированному использованию иностранной рабочей силы и местных трудовых ресурсов, что сказывается на несбалансированности национального рынка труда.

 

В настоящее время потребность регионов в иностранной рабочей силе определяется процедурой установления квоты. Зачастую региональная квота не ориентирована на выполнение планов социально-экономического развития региона, преду смотренных стратегическими программными документами республики. На протяжении всех лет независимости Казахстан проводит политику стимулирования добровольного возвращения в страну этнических казахов.

 

Основными странами исхода этнических репатриантов являются Узбекистан (61,6%), Китайская Народная Республика (12,1%), Монголия (11,7%), Туркменистан (7,1%). С учетом стран исхода этнических репатриантов их наибольшее количество расселилось в Южно-Казахстанской (21,6%), Алматинской (16,8%), Мангистауской (13%) и Жамбылской (9,3%) областях. По уровню образования у большинства этнических репатриантов имеется общее среднее образование (61,1%) и среднее специальное образование (20,5%). Наибольшая активность переселения этнических репатриантов приходится на период с 2004 по 2008 годы, когда прибыло 43,7% этнических репатриантов (439,4 тыс. чел.). Это связано с тем, что в данный период предоставлялись наиболее благоприятные меры социальной поддержки – выделение средств на приобретение жилья за счет государства, субсидии на переезд.

 

В Казахстане с каждым годом набирает темп миграционная подвижность населения внутри страны. Преобладающей формой во внутренней миграции остается миграция из сельских регионов в города. С одной стороны, это способствует процессу урбанизации страны. С другой – стихийное перемещение в города чревато негативными последствиями. Квалификация переехавших сельских жителей зачастую очень низкая и не соответствует требованиям рынка труда, что приводит к безработице или нелегальной занятости.

 

Бессистемное разрастание городов и их пригородов приводит к обострению экологических, транспортных, жилищных и социальных проблем. Так, например, в рамках проекта «С дипломом – в село!», начиная с 2009 года, принимались меры социальной поддержки специалистов образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, агропромышленного комплекса, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты. Целям и приоритетам современной миграционной политики отвечает комплексная Стратегия управления миграционными процессами, оптимально сочетающая механизмы трех стратегий.

 

Первая стратегия – использование временной миграции для краткосрочного привлечения иностранных работников в отдельные сектора экономики или к реализации приоритетных проектов. Она рассчитана на получение быстрого экономического эффекта в базовых отраслях экономики.

 

Вторая стратегия – либерализация условий долгосрочной трудовой миграции для привлечения квалифицированных иностранных специалистов к реализации долгосрочных проектов. Ее реализация предполагает долгосрочный эффект от внедрения инноваций, повышения предприимчивости и развития человеческого капитала и станет одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики на мировой арене.

 

Третья стратегия – реализация общенациональной программы повышения квалификации. Подготовка квалифицированных отечественных специалистов в среднесрочной и долгосрочной перспективе не только позволит удовлетворить потребности развивающейся экономики в трудовых ресурсах, но и повысит качество и казахстанское содержание трудовых ресурсов. Все три стратегии являются взаимозависимыми и будут составлять содержательную основу регулирования внешней, внутренней и этнической миграции, обеспечивая системность миграционной политики.

 

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы

Тематика:   Казахстанмиграция

Смотрите также: