Главная  /  Статьи  /  Госязык - основа общественного согласия

Госязык - основа общественного согласия

Андрей Королев
345
Госязык - основа общественного согласия скачать фото
Основным критерием оптимального протекания общественных процессов в современном мире становится устойчивое развитие, одним из условий которого является стабильность межнациональных отношений

Сохранению межнационального мира и согласия в полиэтническом государстве должна способствовать языковая политика.


В ходе презентации 100 новых книг в Астане Президент рассказал о важности изучения языков.


«Говорят же: «Сколько языков ты знаешь, настолько ты и культурен», а это непростое дело. Иногда детей жалко, они и так заняты круглые сутки. Но сейчас если пожалеешь, потом они вас ругать будут. Нас просто не учили – мое поколение, мое время. Когда было учить? У родителей главная задача была выжить, не умереть с голоду. До детей, до ребенка руки не доходили, а сейчас надо заставлять, сильно заставлять. Ведь владение несколькими языками не только повышает конкурентоспособность, но и открывает двери больших возможностей. У нас тысячи зарубежных компаний сегодня работают, каждый ищет себе работника. А как он его возьмет без языка? Это только хорошее для детей, ничего плохого нет. Если приедешь в Швейцарию, водитель такси знает четыре языка. Просто потому, что там невозможно, там английский, немецкий, французский, итальянский обязательны. Ну еще какие-то языки. Все языки государственные там. Понимаете? Ничего, живут же нормально. Водитель простой знает. В связи с этим вот такой практике нам надо учиться», – отмечал Глава государства.


В Доктрине национального единства государственный язык определен ключевым приоритетом, главным фактором духовного и национального единства. Овладение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина Казахстана, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни.


Реализация языковой политики


Создание оптимального социолингвистического пространства в независимом Казахстане выстраивается путем поэтапной реализации языковой политики.
1997-2000 годы – с принятием в 1997 году закона Республики Казахстан «О языках» и утверждением государственной программы функционирования и развития языков на 1998-2000 годы начинается формирование правовой основы языкового строительства в основных сферах общественной жизни.

 

2001-2010 годы – в рамках реализации государственной программы функционирования и развития языков на десятилетний период стратегия языкового строительства определялась тремя направлениями: расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка, сохранение общекультурных функций русского языка, развитие других языков народа Казахстана. Также в этот период по инициативе Главы государства начата реализация национального культурного проекта «Триединство языков».


Итоги реализации программы заложили основу последующего языкового строительства.


Была существенно расширена инфраструктура обучения государственному языку: детских садов с казахским языком обучения – 1178 (рост с 2001 года на 876), школ – 3821 (рост с 2001 года на 173), создан 101 центр обучения государственному языку.


Активно реализуется процесс перевода делопроизводства на государственный язык (удельный вес документов на казахском языке в государственных органах составляет порядка 67%).


Поддержка всех этносов


Ведется разработка методической базы обучения государственному языку, выпущены многоуровневые учебно-методические комплексы, 10 видов словарей общим тиражом 720 тысяч экземпляров, 8 отраслевых двух– и трехъязычных словарей общим тиражом 260 тысяч экземпляров. В целях внедрения новых информационных технологий в процесс изучения государственного языка создан и постоянно обновляется интернет-портал (свыше 20 видов сервисов, активная пользовательская аудитория из 50 стран мира).


Укрепляется коммуникативная функция государственного языка, объем вещания на казахском языке в электронных СМИ, а также доля государственного языка в печатных СМИ составляет свыше 50%. Ведется планомерная работа по развитию и укреплению культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.


Создана эффективная система государственной поддержки языков этносов, проживающих в Казахстане: из 7516 общеобразовательных школ 1524 с русским, 58 с узбекским, 14 с уйгурским, 2 с таджикским языками обучения, 2097 школ – смешанные; из 2261 дошкольных учреждений 272 с русским, 3 с другими языками обучения; 808 детских учебных заведений с двумя языками обучения; в 190 воскресных школах этнокультурных объединений изучаются родные языки 30 этнических групп; из 50 казахстанских театров 9 смешанных, 15 русских, 1 корейский, 1 немецкий, 1 узбекский и 1 уйгурский.


Необходимым компонентом системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана является создание аккредитованной сети центров обучения казахскому языку. Именно центры обучения казахскому языку должны стать инфраструктурной базой по овладению государственным языком взрослыми гражданами Казахстана, уже закончившими учебные заведения.


Особо актуальной представляется активное развитие собственной научно-технологической языковой базы на основе традиционных и инновационных подходов.


Организация перевода на казахский язык и издание массовым тиражом энциклопедий, научно-публицистической, деловой, художественной и другой литературы с языка оригинала позволит существенно усилить роль государственного языка как языка современной прикладной науки.


Также на всех уровнях предоставления электронных услуг в рамках «электронного правительства» предполагается активизация применения казахского языка. Также предусмотрено расширение применения казахского языка в сфере международных коммуникаций, досуга и развлечений.


Госязык – в массы


Необходимость пополнения репертуаров учреждений культуры новым казахоязычным контентом определила задачу организации и проведения конкурсных мероприятий по стимулированию творческого потенциала на создание новых постановок и проектов на государственном языке, в том числе ориентированных на детскую и юношескую аудиторию.


Безусловной необходимостью должно стать широкое употребление государственного языка при проведении массовых культурных, спортивных и иных общественных мероприятий. Государственный язык должен стать основным при проведении международных встреч, оформлении договоров, соглашений и иных международных актов.


Языковая ситуация – это контекст реального использования языка в обществе. Ее возникновение и дальнейшее формирование обусловлены различными обстоятельствами, в том числе взаимодействием языковых и неязыковых – социальных, политических, экономических, психологических, исторических, географических и иных факторов.


Сознательное вмешательство общества в языковую жизнь включает многомерное воздействие, начиная с отдельной личности до государства. В современном казахстанском обществе происходит упорядочивание и совершенствование социально-коммуникативной системы. Увеличивались возможности выразить свое мнение в поддержку родного языка в качестве его потребителя.


Однако зачастую эта поддержка носит субъективный характер, не учитывает геополитические особенности, государственные интересы и языковые интересы других этносов. В полиэтническом обществе важна поэтому интерпретация языковых процессов политологами, социологами, правоведами и лингвистами. Выработка эффективной государственной языковой политики предполагает адекватную оценку реальной языковой ситуации.


В настоящее время в Казахстане существует реальное многообразие языков: в функциональных целях их используется свыше ста. Языки народов этнических групп страны неравнозначны по объему выполняемых ими функций.


Функции общественной жизни


Государственный язык выполняет наиболее важные функции в государственной и общественной жизни. Это, прежде всего, язык, на котором принимаются все законодательные акты данного государства. Это обязательный язык официальных мероприятий, служебной корреспонденции, делового общения. Ответы на обращения граждан также даются на государственном языке.


Государственный язык используется в работе всех государственных органов, организаций, в Вооруженных силах. На нем ведется учетно-статистическая, финансовая и техническая документация.


Государственный язык является основным языком судопроизводства в стране. Кроме того, на государственном языке обязательно излагаются все сделки физических и юридических лиц, совершаемые в письменной форме.


На государственном языке осуществляется деятельность дипломатических представительств страны, заключаются международные договоры, проводятся официальные приемы. В государственных средствах массовой информации и коммуникации употребление государственного языка является обязательным.

 

С целью создания соответствующей языковой среды объем передач по государственным каналам на других языках не должен превышать по времени объем передач на государственном языке.


Государственный язык также в обязательном порядке используется при выдаче паспортов, удостоверений личности, свидетельств о рождении, документов об образовании и других официальных документов, при написании наименований организаций, их печатей и штампов, а также вывесок, бланков, объявлений, этикеток и визуальной информации.


Статус государственного языка предполагает создание условий для овладения им всеми гражданами. При этом прием на государственную службу осуществляется при обязательном знании в необходимом объеме государственного языка. С созданием соответствующей правовой базы защита государственного языка осуществляется путем привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении статуса языка или невыполнении закона о языках. Противопоставление государственного языка другим языкам не допускается.


Разработанная концепция языкового образования в РК базируется на основных требованиях государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, на базовых положениях культурного проекта «Триединство языков в РК», предусматривающих разработку научно-концептуальных основ для стандартизации, ранжирования по уровням усвоения и обученности, выработки интегрированной методологической и технологической модели одновременного и параллельного овладения языками в условиях многонационального государства.


Концепция триединства – универсальный, своевременный, актуальный нормативно-регламентирующий базис, предполагающий введение единых стандартов с учетом использования мирового опыта, позволяющего организационно-структурно интегрироваться в мировую систему образования, заимствуя передовые технологии менеджмента образовательного процесса, обеспечивающего его гибкость, диверсифицированную вариативность и приспособляемость к изменяющимся условиям и темпам социально-экономического развития страны.


Необходимым компонентом повышения уровня языковой культуры казахстанцев должно стать развитие культуры речи. Основными мерами в этом направлении являются организация и проведение айтысов, мушайра, дебатных турниров и конкурсов жырау и жыршы.


Дальнейшее совершенствование казахской письменности предполагается через организацию и проведение комплекса конкурсных мероприятий, направленных на повышение грамотности. Вместе с этим потребуется государственная поддержка периодических печатных изданий, занимающихся проблемами государственного языка.


Государственные органы всех уровней и их руководители несут основную ответственность за реализацию государственного статуса казахского языка. Знание, использование и пропаганда казахского языка должны поощряться органами власти. Овладение государственным языком является составной частью казахстанского патриотизма.


Андрей КОРОЛЁВ, 
Алматы

Тематика:   Казахстангосязык

Смотрите также: