Главная  /  Статьи  /  О некоторых проблемных вопросах реализации инициативы Лидера Нации о расширении микрокредитования

О некоторых проблемных вопросах реализации инициативы Лидера Нации о расширении микрокредитования

Соб. инф
294
О некоторых проблемных вопросах реализации инициативы Лидера Нации о расширении микрокредитования скачать фото
Депутат Мажилиса Парламента решил высказать мнение сразу после проведения встреч с населением в рамках летнего выезда депутатов в регионы в июле-августе этого года

Желание высказать позицию или мнение члена партии «Нұр Отан» с 15-летним стажем и депутата Мажилиса Парламента по сути вопроса, изложенного в заголовке статьи, появилось сразу после проведения встреч с населением в рамках летнего выезда депутатов в регионы в июле-августе этого года.

 

Некоторое время заняли уточнение цифр и перепроверка собранной информации, обмен мнениями с коллегами и однопартийцами. Как помнят все казахстанцы, Лидер Нации Н. А. Назарбаев в начале марта текущего года выступил с обращением к народу, в котором огласил пять социальных инициатив. Они вызвали не только широчайший положительный общественный резонанс, но и надежды широких масс населения на оперативное решение системных вопросов трудозанятости, жизни и быта.

 

Четвертая инициатива по расширению льготного микрокредитования призвана решительно активизировать поддержку процессов создания среднего класса, то есть предпринимательства. Не буду повторять объективные причины данной инициативы, которые просто и убедительно изложил Президент в своем выступлении, их можно найти в средствах массовой информации. Но приведу главный стратегический посыл: «Значимость этой инициативы в том, что она позволит тысячам людей открыть свое собственное дело. Это особенно важно для сельской местности, для развития предпринимательства на селе!»

 

Правительством достаточно оперативно предприняты организационные меры, Парламент также оперативно оказал законодательную поддержку процессу, партия «Нұр Отан» спланировала и подготовила контрольные инструменты. К лету все было готово для масштабной работы, к осени пошли первые отчеты. Они регулярно публикуются и поэтому на отчетных цифрах также не будем останавливаться.

 

Попробуем проанализировать информационные и организационные аспекты проведенной за полгода работы. И вот тут нам очень пригодятся материалы обратной связи от встреч депутатов с населением. Разным населением, живущим в городах и селах, в крупных населенных пунктах и в некоторых депрессивных окраинах, в моногородах и аулах.

 

Анализ результатов общения показывает, что информированность целевых групп, или, проще скажем, потенциальных выгодополучателей от данной инициативы очень и очень разная.

 

В крупных городах с добротной инфраструктурой поддержки предприниматели и желающие открыть свой небольшой бизнес достаточно неплохо осведомлены о возможностях получения микрокредитов. Этому, конечно же, способствует и развитость институтов развития, работающих и в операционном, и в консультационном сегменте. Работающие предприниматели увидели возможность расширения своего дела.

 

В райцентрах ситуация уже не так оптимистична. Можно предположить, что порядка 30–40 процентов граждан знают или слышали о возможностях микрокредитования, в том числе и на селе. Даже иногда могут ответить на вопрос по якорной кооперации как серьезному инструменту развития предпринимательства в сельской местности. Люди активно интересуются открывшимися перспективами и особенностями процедурных моментов.

 

А вот на селе, то есть там, где находится важнейший массовый сектор потенциальных выгодополучателей, картина уже печальная. Большинство депутатов-однопартийцев отмечают достаточно низкую осведомленность сельского населения по собственно инициативе Президента, связанной с новыми уникальными возможностями открыть свое маленькое дело и влиться в когорту предпринимателей, а также по механизмам или алгоритмам ее реализации. Да, во многих селах были пропагандистские группы, люди видят какую-то информацию в газетах и по телевизору, даже могут в самых общих чертах пересказать ее. Но в самых общих. И, что самое главное и проблемное, – селяне не привязывают открывшиеся возможности на себя, на свою семью, на своих родственников. Поэтому нет реакции, нет мультипликативного обсуждения в кругу родных, близких, соседей и так далее.

 

Соответственно, нет и идей по собственным бизнес-проектам. Про якорную кооперацию люди также мало слышали, а многие и не понимают, что это такое. Конечно, надо учитывать и тот факт, что на селе в зоне технологической доступности не везде есть субъекты предпринимательства, способные нести якорную функцию.

 

Таким образом, следует признать, что информация о возможностях сельчан открыть свой небольшой бизнес до собственно самих сельчан доведена слабо
и неконкретно. Значит, пропагандистские усилия государственных органов сработали малоэффективно, возможно, выбраны не те каналы информирования или не те форматы.

 

Это серьезный повод сделать соответствующие выводы и выправить ситуацию. Ведь аксиомой является мысль о том, что идея тогда становится материальной, когда она овладевает массами. А уже после полуторадвухчасового общения с сельчанами от них начинает не просто идти содержательная обратная связь, но и появляются предложения на созидание.

 

Народ у нас сметливый и предприимчивый, главное – немного подсказать и показать направление, люди горы свернут, проявляя чудеса изобретательности и предприимчивости. Мы иногда слышим аргументы, что сельчане не видят себя в предпринимательстве, настроены пессимистично к этому вопросу, у них нет соответствующего настроя и знаний. Отчасти это так. И связано это явление с рядом объективных причин:
удаленность от финансовых и обучающих центров, недостаточность или маловариативность информационных каналов и источников в сельской местности.

 

Над этим государство работает, но результата мы не можем ожидать в ближайшее время. А возможности для предпринимательства есть здесь и сейчас, конкретно на селе. И для сельчан эти возможности как никогда нужны здесь и сейчас.

 

Что делать в этой ситуации? Конечно же, незамедлительно задействовать властную вертикаль, а если конкретно – возможности местных исполнительных органов в целом и акимов в частности. И вот тут еще одно наблюдение. Беседы с акимами сельского звена показывают весьма слабое представление о том, что можно было бы предложить односельчанам в плане развития своего дела. И, соответственно, варианты задействования в этом вопросе возможностей микрокредитования.

 

Редкий случай, когда сельский аким оперирует цифрами о потребностях уже работающих переработчиков в молоке, мясе КРС, МРС и птицы, травах, овощах и так далее. Нет представления и о возможностях мини-цехов для первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также отмечается весьма слабое знание элементарных основ планирования бизнеса.

 

Практически не проводятся сходы населения, на которых бы могли выступить представители перерабатывающего бизнеса, поставщики оборудования, малых цехов или приспособлений. И даже переход на новые условия бюджетного процесса, когда от новых предпринимателей может приходить в виде налогов доход, позволяющий решать вопросы местного сообщества. И это также серьезная недоработка всей вертикали государственного управления. Конечно же, мы не можем разместить обучающие и финансовые институты в каждом селе, что объективно невозможно, неэффективно и нецелесообразно.

 

Но интенсивно, в короткие сроки научить акимов разбираться в базовых основах предпринимательства, научить их видеть бесконечно широкие возможности для предпринимательской сельской инициативы, замотивировать их на конечный результат через учет бюджетных поступлений или через иные количественные и качественные показатели не так уж сложно. В районных центрах для этого все есть.

 

Подытоживая эти мысли вслух, видится несложным проведение экстренных мер и мероприятий по дополнительному и предметному информированию и мотивированию наших сельчан и жителей райцентров для использования возможностей, предложенных нашим Президентом через инструменты микрокредитования.

 

И правящая партия «Нұр Отан», партия Лидера Нации может и должна взять эти процессы под свой контроль, для которого у нас есть все возможности и полномочия. Корпус депутатов-однопартийцев Мажилиса Парламента, маслихатов всех уровней готов включиться в эту работу, чтобы указания и поручения нашего Лидера были корректно и эффективно выполнены с максимальным благоприятным эффектом в интересах всех и каждого казахстанца.

 

Павел КАЗАНЦЕВ, депутат Мажилиса Парламента РК, член Комитета по экономическим реформам и региональной политике, член партии «Нұр Отан» ​
 

Смотрите также: