Главная  /  Статьи  /  Платные парковки: спасение или грабеж среди бела дня?

Платные парковки: спасение или грабеж среди бела дня?

Соб. инф
364
Платные парковки: спасение или грабеж среди бела дня? скачать фото
В двух казахстанских мегаполисах придумали новый способ призвать к порядку автолюбителей

В двух казахстанских мегаполисах придумали новый способ призвать к порядку автолюбителей, привыкших оставлять своих железных коней там, где удобно им, но не окружающим. Речь о новшестве под названием «платные парковки». 
 

Если алматинцы за несколько лет уже смирились с «новым способом отъема денег», как они называют задумку городских властей, то в Астане прошло всего 9 месяцев с начала взимания платы. Сегодня мы попытаемся разобраться на примере столицы: платные парковки – добро или зло? Что изменилось с их появлением? Помогли ли они разгрузить административный центр столицы? И все ли горожане считают, что 100 тенге в час – это приемлемо?
Чудо-средство от пробок или бизнес из воздуха?
Парковка автомобиля – одна из головных болей акимата Астаны, пилюлю от которой пытались найти долгое время. Пока ее искали, столица росла и процветала, а вместе с ней повышалось благосостояние ее жителей. Количество транспорта увеличивалось со скоростью света. Теперь уже найти свободное место для своего железного коня днем в рабочий день, к примеру, возле Керуена, считалось большим везением.

 


После долгих обсуждений на различных открытых площадках, дискуссий в социальных сетях точкой сдвига стало серьезное замечание Главы государства по поводу увеличивающегося транспортного коллапса. На совещании по итогам развития города Астаны 27 апреля 2016 года Президент РК Нурсултан Назарбаев поручил столичному акимату организовать систему платных автопарковок. Лед тронулся, и чиновники взялись за выполнение поручений Президента. После были привлечены международные консультанты PriceWaterhouseCoopers, специалисты по борьбе с загруженностью дорог. Объектами их исследования стали улично-дорожная сеть, паркинги и придомовая территория жилых комплексов по улицам Туркестан, Достык, Орынбор и бульвара Нуржол. Мониторинг велся с 7.00 утра до 2.00 часов ночи на наиболее загруженных участках столицы.
На примере бульвара Нуржол, где уже обустроено 487 парковочных мест, анализ улично-дорожной сети показал, что в течение дня на данной территории припарковались 564 автомобиля, у 238 из которых выявлена парковка с нарушениями. В час пик на главной достопримечательности паркуются 188 единиц автотранспорта. Среднее время стоянки одного автомобиля – 2 часа 33 минуты. Таким образом, нарушения правил парковки составили 42%. Кроме того, было установлено, что спросом среди жителей Астаны больше пользуется придомовая территория, это 42%. А паркингом пользуются всего лишь 26%. Нарушения правил парковки составляют 32%. То есть люди предпочитают оставлять свои автомобили на придомовой территории, но не в паркинге.
Если коротко об анализе PriceWaterhouseCoopers – люди привыкли считать городскую территорию своей собственной и оставляют свой транспорт на 8 и более часов. А порой и на несколько дней. Бесплатная стоянка «где хочу, там и ставлю» стала нормой в сознании казахстанского водителя. Страдали и остальные участники дорожного движения – пешеходы, среди которых очень много мам с маленькими детьми и людей с ограниченными возможностями, вынужденные лавировать между машинами.
Впрочем, введение системы оплаты на уличных парковках было предсказуемо. Опыт не новый: в других странах, а с 2011 года и в России, давно действует подобная практика. Здесь стоит отметить, если в США и Европе платить за стоянку начали пару веков назад, то в России введение возмездной парковки состоялось относительно недавно – в 2011 году. У соседей градус недовольства, судя по комментариям, до сих пор не остыл.

 


– Все дело в сложившемся менталитете, – считает эксперт по платным парковкам, генеральный директор белгородской компании ООО «Городские парковки» Роман Хахалев. – Я лично наблюдал две волны социального негатива. Первая возникает в начале старта проекта, когда люди не понимают, зачем нужны платные парковки. В понимании простого горожанина ушлые ребята пришли заработать денег. Если это проект муниципалитета, то проще людям разъяснить и доказать нужность платных парковок. Если же он реализуется в форме концессии или бизнеса, то намного сложнее убедить людей в обратном. У всех восприятие одно – это бизнес из воздуха, – отметил эксперт.
Так, если американец запускает парикмахерскую или кондитерскую, то должен построить, например, три паркоместа. Пока он их не запустит, муниципалитет не даст использовать бизнес по прямому назначению. Это и есть ограничение для предпринимателей, по мнению Романа Хахалева. Как следствие, на этом этапе и был заложен фундамент парковочного пространства.
Если американцы стимулировали использование авто, то в Европе создан приоритет для пешеходов. Об этом свидетельствует и стоимость парковки. Для сравнения, в центре Лондона час парковки на самых оживленных улицах стоит до 20 долларов, или 7180 тенге. Поставить машину на менее загруженных магистралях города обойдется в 4–10 долларов. К этой сумме еще нужно будет прибавить 12 фунтов, или почти 6 тысяч тенге, – въезд в центр Лондона платный. Ставить машину на весь день нельзя. В среднем время парковки ограничено 2 часами, после чего нужно освободить место. Из приятностей – в будни после 18.30 парковка становится бесплатной и остается таковой до 8 утра. Кроме этого, можно свободно парковаться в выходные и праздничные дни.
В стране автомобилистов в центральной части Нью-Йорка, на Манхэттене, один час парковки стоит 4 доллара, или около 1500 тенге. Причем здесь действует прогрессивная шкала – чем дольше стоит машина, тем дороже парковка. Так, два часа стоят 9 долларов, а три – уже 15. Поиск свободного места на улицах города относится к категории невыполнимых миссий. Поэтому ньюйоркцы, если не едут на такси, чаще пользуются крытыми многоуровневыми паркингами. Там всегда есть места, но цена выше – за полдня нужно выложить 40 долларов, или 14 360 тенге.
Мы пойдем другим путем…
Пальма первенства в этом вопросе по Казахстану, конечно, у Алматы. Здесь наводить порядок на уличных стоянках начали с июня 2016 года. Там взялись сразу за район Зеленого базара между улицами Жибек жолы и Макатаева. Стоимость одного часа парковки составила 100 тенге с 8.00 до 19.00 часов в будние дни. Что касается столицы, то парковочные системы во всем мире практически одинаковы, и здесь не стали изобретать новые правила. Единственное дополнение: время работы парковок в Астане власти продлили на 1 час, до 20.00 часов. В выходные и праздничные дни парковаться в обоих мегаполисах можно бесплатно. Управляет парковками Алматы, как и в Астане, единая централизованная система. Она лишь отличается в способах сбора данных нарушений правил парковки.
В первом случае каждые 15 минут зону платной парковки обходят пешие инспекторы ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» с устройством автоматического персонального комплекса фотофиксации «Паркеон» и фотографируют автомобили. Информация сразу поступает в центр оперативного управления ДВД города. В случае неоплаты автоматически формируется материал об административно-правовом нарушении для последующей выписки штрафа. Хотя алматинцы постарались исключить человеческий фактор, от водителей посыпались жалобы. Критике подверглось устройство сбора данных, управляет которым именно человек. По мнению алматинских водителей, при таком положении дел вполне возможны ошибки или расчеты напрямую с сотрудником.
Ситуацию обострило и увеличившееся количество так называемых «жилеточников». Только за пять месяцев с начала 2018 года 156 водителей в Алматы были обмануты мошенниками. Топ-менеджмент алматинских парковок заявляет, что согласно принципам работы «Единой автоматизированной системы платных парковок» запрещен любой финансовый контакт между сотрудником парковки и автовладельцем.
– Официальные сотрудники ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» не имеют права брать с водителей оплату наличными. В отличие от «серых жилеточников» они носят брендированную форму желто-черного цвета, имеют номерные жетоны и удостоверения, – разъяснили в компании.
В Астане сбор данных фотофиксации производится другим устройством – «Дозор-М». В отличие от Алматы, устройство установлено в специальном автомобиле и начинает работать в режиме онлайн, как только тронется транспорт. Аппаратно-программный комплекс фотофиксации распознает номера автомобиля и формирует пакет данных с указанием даты, времени и места события. Далее он передает его по беспроводным линиям связи в центр обработки данных. Дальнейшая процедура аналогична системе парковок в Алматы. Центр данных интегрирован с процессинговым центром ДВД, и решение – кому выписать штраф – принимают сотрудники органов административной полиции. Система парковок абсолютно не принимает участия в процедуре наказания водителей, а лишь собирает данные нарушений правил остановки и стоянки и других фактов административных правонарушений. Так, благодаря сертифицированным приборам «Дозор-М», имеется возможность собирать данные по своевременной оплате за парковочное место.

 


 Столице повезло, потому что были учтены все минусы предшественников в Алматы, ставшие поводом для возмущений авто­владельцев.
– Система была запущена не в самое лучшее время года – в январе, и, учитывая суровый климат столицы, были некоторые опасения. Однако паркоматы показали себя с самой лучшей стороны. Монетоприемники работали исправно. А в самые сильные морозы в рамках акции добрых дел, инициированной экс-акимом столицы Асетом Исекешевым, мы сделали парковку бесплатной, – делится директор ТОО «Парковочное пространство Астаны» Ардак Турганкулов.
Зато у системы южной столицы есть крупное преимущество – система платных стоянок взаимодействует также со службой эвакуации автомобилей. В столице пока этого нет.
С чего начинаются платные парковки?
С 15 января 2018 года на бульваре Нуржол они действуют в пилотном режиме. Система профинансирована частным инвестором в рамках государственно-частного партнерства с акиматом в лице Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Астаны. Парковки платные с 8.00 до 20.00, в остальное время суток, а также в выходные и праздничные дни – бесплатные. Час парковки стоит 100 тенге. Оплатить за стоянку нужно в течение первых 30 минут с момента парковки.
Почему для роли первопроходца выбрали именно бульвар Нуржол? По мнению Ардака Турганкулова, помимо того, что Нуржол – это одна из самых «критичных» и «густонаселенных» парковочных зон в Астане, это новый так называемый «золотой квадрат». Здесь расположены главные административные здания столицы, крупные торгово-развлекательные центры, а неподалеку – Дом министерств и другие здания государственных органов. Понятно, что найти здесь, в центре левобережья, парковку после девяти утра практически невозможно.
Еще несколько лет назад аналогичная ситуация была в центре Москвы, которая была сплошной пробкой и эпицентром «припаркованных автомобилей». Но после введения платных парковок водители оценили: это удобно. Во-первых, колоссальная экономия времени, когда вместо того, чтобы часами искать свободное место, водитель с помощью специальной системы, которая показывает, где и сколько есть мест, быстро паркует машину и идет по своим делам. Во-вторых, платная парковка учит водителя быть более дисциплинированным и решать дела быстрее, чтобы, что называется, заплатить меньше, а сделать дел больше.
Кто разрешил драть деньги с водителей?
Нововведению предшествовала законо­творческая работа: акиматом Астаны были приняты три постановления. Первый законодательный акт «Об утверждении правил пользования коммунальными платными автопарковками (паркингами) на территории города Астаны» был принят 21 октября 2015 года. Второе постановление «Об определении тарифа в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств в столице» было утверждено 22 декабря 2016 года.
Третий законодательный акт «Об определении мест, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств в столице» был подписан 22 июня 2017 года. Знаки платной парковки и информационные щиты с подробным описанием, как пользоваться платной парковкой, были установлены в октябре 2016 года.
Однако после введения штрафов в апреле возмущенные водители принялись жаловаться, звонить и писать. Все обращения объединяла одна тема – «Я не знал!». Хотя все заблаговременно освещалось в СМИ: водители, работающие на Нуржоле, еще в 2017 году знакомились со знаками и щитами на парковке, периодически читали новости о внедрении платных парковок в столице. С января текущего года были и пресс-конференции, и ролики на радио, и реклама на уличных экранах.
Вначале водители платили неохотно. Но сейчас ситуация изменилась. Все больше и больше столичных автолюбителей понимают, что платные парковки – это очень удобно. Люди больше не оставляют свой транспорт на весь день, а иногда и несколько суток, так как теперь за стоянку нужно платить.
Аскар, 38 лет:
– Думаю, это хорошо для дополнительного сбора средств с автолюбителей. Проблему отсутствия мест для парковки в центре деловой активности страны это не решает. Как было сложно парковаться, так это и осталось. Понятно, что преследовалась цель заработать и плюс освободить место для тех, кто приезжает сюда по делам на полчаса, но как быть тем, кто здесь работает и паркуется на весь рабочий день? В целом на автобусах стало неудобно добираться, машину бесплатно ставить негде.
Берик, 31 год:
– Я очень рад, что на Нуржоле появилась платная парковка. Я в том районе работаю, и раньше найти свободное место на парковке превращалось в настоящую пытку. От безвыходности оставлял автомобиль вторым рядом и весь рабочий день сидел как на иголках. К тому же именно на бульваре меня раз пять стукнули недобросовестные водители. Сейчас хорошо. Почти всегда можно найти свободное место. И стоимость приемлемая. Да и в правилах я сразу же разобрался.
Результаты – налицо
Несмотря на негативные отзывы со стороны горожан, проект улучшил транспортную ситуацию столицы. За 9 месяцев бульвар Нуржол стал свободнее от машин на 30%, показатель количества нарушений снизился на 63%. Проходимость автотранспорта здесь увеличилась в разы, уменьшились пробки. Теперь водители не совершают по несколько кругов в поисках мест на парковке, когда их круглосуточно занимал транспорт сотрудников близлежащих зданий.
Таким образом, платные парковки стали частью жизни алматинцев и астанинцев. Кто следующий? Шымкент, который стал третьим городом республиканского значения? Нефтяной Актау? Или угольная Караганда, ставшая недавно городом-миллионником?
Ясно одно: нам следует привыкать к порядку на парковках. К взаимному уважению водителей и пешеходов. Не исключено, что атмосфера наших мегаполисов станет чище, потому что автомобилисты станут чаще ходить пешком, ездить на велосипеде или пользоваться такси. Исчезнут пробки и коллапсы на дорогах.

Айгуль ГАНИЕВА, Астана