Главная  /  Статьи  /  Буйных – в наручники

Буйных – в наручники

Оксана Давыдова
642
Буйных – в наручники скачать фото
Экипажам воздушных судов разрешат самостоятельно успокаивать разбушевавшихся пассажиров, фиксируя их в креслах, и надевать на них пластиковые наручники

При этом летный состав никакой ответственности за это нести не будет. Соответствующие нормы содержатся в одном из двух ратификационных законопроектов, одобренных на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.
 

По словам вице-министра по инвестициям и развитию РК Романа Скляра, основной целью ратификации Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов и Протокола, изменяющего Конвенцию, является реализация решений Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Эти договоры позволят пресекать недисциплинированное поведение и нарушение порядка на борту самолета.
– В соответствии с конвенцией государства-участники имеют право осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на борту воздушного судна, в случаях, если они являются государствами регистрации либо в качестве государств посадки данного воздушного судна, – отметил замглавы ведомства.
В конвенции и протоколе также определены и расширены полномочия командира и членов экипажа. Им разрешается применять в полете к разбушевавшимся пассажирам ограничительные, но «разумные» меры. Нарушителя спокойствия, как уточнил Роман Скляр, могут зафиксировать специальными манжетами в кресле либо надеть ему пластиковые наручники.
Такие моменты вызвали бурные обсуждения среди депутатов. В частности, Бекболат Тлеухан поинтересовался, как, наоборот, в случае неправомерных действий экипажа будут защищены права пассажира.
– Предусмотрено, что за действия, предпринятые в отношении нарушителей, командир воздушного судна, члены экипажа, остальные пассажиры, владелец и эксплуатант воздушного судна не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве. Таким образом, даже в случае неправомерных действий  вышеуказанные лица будут освобождены от ответственности, – сказал мажилисмен.
В ответ на это вице-министр парировал, что любой хулиганский акт на борту может привести к тяжким последствиям, которые повлекут гибель людей. Он напомнил, что и у Казахстана есть внутренние правила авиаперевозок, Закон «Об использовании воздушного пространства», нарушение которых подпадает под Уголовный и Административный кодексы РК.
Правда, представитель Генеральной прокуратуры Айбек Нурахметов поспешил заверить, что любой гражданин, если посчитает действия экипажа неправомерными, вправе обратиться в правоохранительные органы. Они будут обязаны провести проверку по факту, дадут юроценку ситуации, а потом уже будут решать вопрос о виновности и привлечении к ответственности.
Подводя черту под этим вопросом, спикер Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин акцентировал внимание разработчиков на важности соблюдения прав казахстанцев как на земле, так и в воздухе.
Наряду с этим палата дала «добро» Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и Протоколу к ней. Эти документы также подлежат ратификации в целях реализации требований ИКАО. Протоколом расширен перечень преступлений, связанных с захватом самолетов, это, к примеру, «вмешательство в аэронавигационные системы» и «применение кибератак». В целом конвенция направлена на определение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным захватом воздушных судов, и установление своей юрисдикции на такие преступления.