Главная  /  Статьи  /  Сельское хозяйство – в драйверы экономики? Легко!

Сельское хозяйство – в драйверы экономики? Легко!

Соб. инф
917
Сельское хозяйство – в драйверы экономики? Легко! скачать фото
Для этого нужно повысить инвестиционную привлекательность отрасли

Для аграрного Казахстана развитие сельского хозяйства – первостепенная задача. В предыдущем Послании народу Казахстана в январе 2017 года Глава государства поставил задачу: превратить агропромышленный комплекс страны в новый драйвер экономики. Для этого нужны инвестиции, чтобы повысить ее инвестиционную привлекательность.
 

Но, по мнению скептиков, для нашего сельского хозяйства не под силу высокие достижения фермеров развитых стран. Однако опыт Канады со схожими природно-климатическими условиями, а также Австралии, погодные условия которой намного жестче, чем у нас, говорит об обратном. Например, в Австралии  урожайность зерновых культур в 2 раза выше, чем у нас. А в Канаде производительность труда в растениеводстве в 14 раз превышает наши показатели.  Секрет их феноменального успеха зиждется на трех основных факторах, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность отрасли.
Во-первых, это ускоренное развитие аграрной науки и оперативное использование ее достижений в производстве. Например, в Канаде объемы финансирования аграрной науки составляют около 2,5% валовой продукции сельского хозяйства, что примерно в 10 раз выше, чем у нас. Здесь каждый доллар, вложенный в науку, дает 40 долларов прироста продукции.
Во-вторых, это высокий уровень государственной поддержки. Например, в Канаде уровень господдержки сельского хозяйства в процентах к стоимости реализуемой продукции составляет 25%. В-третьих, это современная законодательная база, в т.ч. и либеральное земельное законодательство. Во всех развитых странах на законодательном уровне разрешена субаренда. А у нас она запрещена! Сможем ли мы перенять их опыт и повысить инвестиционную привлекательность нашего сельского хозайства? Легко!
Земельное законодательство отстало от реалий жизни
Если говорить о развитии аграрной науки, то необходимо создать ее эффективную структуру, увеличить объемы финансирования и сформировать действенную систему внедрения и распространения знаний.
Что касается мер господдержки, то их объемы необходимо довести до уровня, разрешенного правилами ВТО и ЕврАзЭС. Они должны быть нацелены, с одной стороны, на стабилизацию доходности производства, а с другой – иметь стимулирующую направленность.
К сожалению, наше земельное законодательство, принятое 15 лет тому назад, отстало от реалий жизни. Все основные институты земельных отношений, такие как долгосрочная аренда с правом последующего продления его сроков, использование права аренды в качестве залога, вклада в уставный капитал хозяйствующих субъектов и, наконец, частная собственность, которые имеются в ныне действующем законодательстве, оказались недостаточными для повышения инвестиционной привлекательности отрасли. В результате объем инвестиций в сельское хозяйство у нас в расчете на 1 гектар составляет около 23,7 доллара США.
Здесь вся проблема – во множестве ограничений. Например, в настоящее время 99% земель сельхозназначения республики – в аренде, но субаренда запрещена. И у нас до сих пор нет полноценного рыночного оборота земель сельхозназначения и права землепользования, соответственно, в обществе нет информации об их реальной стоимости, что крайне важно для кредиторов.
В то же время на местах процветают пути их обхода. Запрещенная законом субаренда земли на самом деле существует. Например, в скрытой форме под видом договора о совместной деятельности или же на основе устных договоренностей. А это, как известно, путь к уклонению от налогов и почва для незаконного получения мер господдержки.
Есть и большие сложности с пере­оформлением земельных участков крестьянских и фермерских хозяйств при продаже ими своего бизнеса другим лицам. То есть данный вопрос законодательством не урегулирован. И в таких случаях люди идут на разные ухищрения. К примеру, заключают мнимые договоры залога с последующим переходом права землепользования к покупателю «в связи с неисполнением обязательства по залогу» крестьянским (фермерским) хозяйством перед покупателем. Или включают в состав крестьянского хозяйства представителя покупателя и исключают из состава крестьянского (фермерского) хозяйства их бывших членов и т.д.
У нас нет и действенного госконтроля над соблюдением земельного законодательства. Государственная земельная инспекция при наших просторах даже теоретически не может справиться с этой задачей. Трудно себе представить, как около 200 инспекторов могут проконтролировать соблюдение земельного законодательства более 200 тысяч субъектов. Тем более что последние производят продукцию на площади более 100 млн гектаров земель сельхозназначения. А ведь кроме сельского хозяйства они должны контролировать и деятельность других категорий землепользователей в остальных отраслях экономики!
Устарела и существующая система налогообложения земель. Нынешние размеры базовых ставок земельного налога практически носят символический характер и никак не стимулируют землепользователей к эффективному использованию земель. Даже недавно принятая норма о 10-кратном увеличении размера земельного налога за неиспользуемую землю не имела действенного эффекта. И это нами было доказано при проведении космического мониторинга за процессами землепользования на примере 2 районов Акмолинской области, в которых от 7% до 12% пашни не использовались за последние 2 года.
Довести до ума налоговую политику 
в сельском хозяйстве
Нам нужно обеспечить максимальную либерализацию земельного законодательства. Прежде всего надо разрешить субаренду земель сельхозназначения и создать все условия для свободного обращения права землепользования. Этот процесс должен находиться под строгим контролем государства и общественности в соответствии с последними изменениями, внесенными в земельное законодательство Указом Главы государства. При этом крайне важно, чтобы субарендаторами могли быть только граждане и субъекты Казахстана! И все эти моменты, как и ответственность тех, кто получает землю в субаренду, должны быть расписаны в соответствующих подзаконных актах.
После нужно упростить порядок переоформления земельных участков в случаях объединения земель сельхозтоваропроизводителей, а также при их преобразовании из крестьянского хозяйства в ТОО, ПК или наоборот. Исключить процедуры изменения целевого назначения земель независимо от видов сельхоздеятельности. В первом и во втором случае речь идет только о гражданах РК.
Нужен и жесткий контроль над всеми процессами землепользования. В этом нам поможет внедрение в практику последних достижений науки по дистанционному зондированию земли и космическому мониторингу. И создание соответствующей законодательной основы для использования их результатов в практике. Учеными нашего вуза создана методика космического мониторинга. Она позволяет в любых погодных условиях с недельной периодичностью контролировать каждое поле в разрезе каждого землепользователя от посева до уборки, состояние посевов, степень их подверженности болезням, заселенности вредителями. Аналогичным образом мы можем проверять и состояние пастбищных угодий в рамках требований законодательства о пастбищах. Контроль нужен и над тем, как землепользователь выполняет взятые на себя обязательства в соответствии с договором аренды. А также с разработанным проектом внутрихозяйственного землеустройства, в том числе и правил севооборотов и ротаций пастбищ. Данная методика уже 
2 года отработана нами на практике.
Наконец, необходимо доработать налоговую политику в сельском хозяйстве, чтобы экономическими рычагами стимулировать землепользователей принимать меры по вовлечению неиспользуемых земель в оборот либо добровольному возврату земель государству. Надо лишь пересмотреть размеры базовых ставок земельного налога, привязав их к рыночной стоимости земли с дифференциацией по видам земель. В то же время это не должно привести к повышению общей налоговой нагрузки для сельхозтоваропроизводителей и к снижению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. Для упрощения налогообложения и облегчения процедуры его администрирования было бы правильным ввести единый сельскохозяйственный налог для тех, кто работает на земле, определив их категорию.
Все эти меры позволят создать действенный механизм, стимулирующий эффективное и рациональное использование земель сельхозназначения и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
 

Ахылбек КУРИШБАЕВ, 
ректор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Астана