Главная  /  Статьи  /  По земле, по морю, по небу

По земле, по морю, по небу

Соб. инф
195
По земле, по морю, по небу скачать фото
Мега-проект, воплощенный в жизнь, вдохнул мощную силу в логистику страны

В рамках Государственной программы «Нұрлы  жол» национальной компанией «Қазақстан темір жолы» реализован ряд проектов, значение которых для страны трудно переоценить. Они дают мощный импульс развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана.
 

Дорога в Европу
В 2014 году было начато строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай, по которой доставляются грузы в порт Курык на Каспии. Новая линия сдана в эксплуатацию в 2016 году.
Дорога протяженностью около 16 км, примыкая к линии Мангышлак–Узень, соединяет порт Курык с железнодорожной магистралью. Эта железнодорожная линия обеспечивает мультимодальную транспортировку генеральных и наливных грузов, что существенно увеличило транзитный грузопоток. Ожидается, что это также повысит экспортный потенциал в западном направлении через Каспий.
Реализация проекта позволит открыть прямой коридор с выходом на европейский рынок. Пропускная способность новой линии – порядка 5 млн. тонн в год. Налаженная система перевозок железнодорожным транспортом повысит объемы доставляемых транзитных грузов, оптимизирует систему экспорта товаров в западном направлении и позволит объединить трансъевропейские коридоры с межнациональными линиями, что существенно сократит расстояние и время доставки грузов.
 

Вези, паром!
Порт Курык находится на восточном побережье Каспийского моря южнее порта Актау и расположен в естественной бухте, в заливе, который обеспечивает благоприятные погодные условия для его работы. Порт способен круглогодично принимать автомобильные и железнодорожные паромы.
Строительство объектов первого пускового комплекса порта Курык началось в апреле 2015 года. 6 декабря 2016 года в ходе Общенационального телемоста с участием Главы государства запущены объекты первого пускового комплекса, включая железнодорожную составляющую. «Курык – это наш выход на Кавказ и Европу. Это наш долгожданный проект, очень нужный для развития модернизации», – сказал тогда Нурсултан Назарбаев.
Главе государства доложили о завершении строительства железнодорожной и портовой инфраструктуры и готовности начать погрузку первого железнодорожного состава. В ходе телемоста была начата погрузка вагонов на паром. Также в порту Курык в тестовом режиме запустили автомобильный пирс с гидротехническими сооружениями для осуществления судозахода автомобильного парома.
Мы открыли паромную переправу, теперь автомобильный паром в этом году и порт Курык  готовы  к открытию маршрута порт Курык – Баку – Грузия – Турция, через Босфор в Европу. Теперь мы можем сказать, что, несмотря на то, что Казахстан – это сухопутная страна, она имеет выход ко всем морям, включая Персидский залив. Мы сделали колоссальную работу для Казахстана, – отметил Нурсултан Назарбаев в ходе телемоста.
Специалисты уже провели дноуглубительные работы морской акватории под автомобильный пирс, что даст возможность обеспечить перевалку грузового автомобильного транспорта. Построен автомобильный пирс длиной 174 м. Выполнены работы по возведению пункта пропуска и досмотра автомобилей с системой радиационного контроля и  пункта пропуска пассажиров.
Возведены объекты инфраструктуры автомобильной составляющей – здание таможенного оформления, здание углубленного досмотра со складом временного хранения. Также построены административные и производственные здания порта, сортировочная станция, выполнен монтаж комплектной трансформаторной подстанции.
19 октября 2017 года на железнодорожном паромном терминале порта Курык с начала операционной деятельности осуществлена перевалка первого миллиона тонн грузов. Всего за 2017 год перевалено  1,5 млн. тонн грузов, выполнено 320 судозаходов. В декабре 2017 года из казахстанского порта Курык впервые на судне «Бястякар Гара Гараев» типа Ro-Ro ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» были отправлены легковые и грузовые автомобили. Судно приняло на борт 27 грузовых, один легковой автомобиль и 30 пассажиров. Грузоподъемность судна длиной 125,25 и шириной 16,22 метра составляет 3463 тонны.
За 7 месяцев 2018 года перевалено более 1,2 млн. тонн. Паромный комплекс ориентирован на перевалку зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и других видов грузов. Мощность обслуживания автомобильного паромного терминала составляет 6 паромов в сутки и 2 млн. тонн грузов в год. В целом порт обеспечит общую перевалку грузов в объеме более 6 млн. тонн в год.
Паромный комплекс включает: водную акваторию объекта в составе операционной и маневровой акваторий; причалы, обеспечивающие прием и обработку железнодорожных паромов; комплекс береговых зданий и сооружений для размещения объектов и служб, обеспечивающих функционирование терминала; железнодорожное и автомобильное развитие на территории комплекса и подключение к внешним подходам; объекты и сооружения навигационного обеспечения и безопасности мореплавания.
На территории порта функционируют 4 зоны: операционная для перегрузочных комплексов, производственная для технологических операций, зоны для общепортовых объектов и пассажирских операций.
Паромный комплекс является современным морским инфраструктурным объектом с железнодорожной и автомобильной составляющей, удобной для перевалки грузов. Он обеспечивает логистическую увязку в системе международных транспортных коридоров страны и существенно сокращает расстояние и время доставки грузов, облегчая тем самым стоимость и процедуру перевозки. Решает задачи развития конкурентоспособных транспортных коридоров, роста мультимодальных перевозок, развития экспортного и транзитного потенциала страны в транспортно-логистической цепи, вовлечения инфраструктуры Казахстана в международные торговые потоки Евразии.
Порт Курык расположен на линии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Ввод в эксплуатацию паромного комплекса порта Курык расширит морские ворота Казахстана и значительно увеличит потенциал ТМТМ.
 

Второй путь вдохнул новую жизнь
Строительство вторых путей на железнодорожном участке Алматы-Шу началось в 2015 году, а в ноябре 2017  года по ним уже открыто движение.
Вторые пути протяженностью 113 км построены в кратчайшие сроки – за два года. Модернизировано 16 станций, сооружено 13 мостов и путепроводов, проведено 156 км линий электроснабжения, возведена производственная инфраструктура.
Запуск вторых путей в 4 раза увеличил пропускную способность участка сети, обеспечив возможность пропуска до 124 парк поездов, что улучшает качественные показатели эксплуатационной деятельности по сети железных дорог страны в целом. С вводом участка в эксплуатацию увеличится производительность локомотивов, участковая скорость и скорость движения транзитных контейнерных поездов, оборот вагонов, будут ликвидированы «узкие» места в организации движения.
Уникальность и сложность проекта заключались в том, что строительство вторых путей осуществлялось в условиях работы базового участка, который является одним из самых напряженных участков казахстанской сети. Реализация проекта позволила создать более 500 новых рабочих мест: на период строительства – 473 рабочих места, на период эксплуатации – 66.
Построена также новая автодорога Елтай-Мерей протяженностью 1,7 км и путепровод протяженностью 740 метров в поселке Елтай. Тем самым решены вопросы социального плана: жители поселков Береке, Екпенды, Жетысу Елтайского сельского округа и всего Карасайского района не испытывают неудобств при пересечении ж/д путей. Разгружены два железнодорожных переезда. Сейчас на этом участке интенсивность движения транспортных средств достигает 17 тыс. машин в сутки.
 

Восточные ворота страны
Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» создана Указом Главы государства от 29 ноября 2011 года в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Такая необходимость была продиктована созданием эффективного транспортно-логистического и индустриального центра, обеспечивающего интересы торгово-экспортной деятельности и реализации транзитного потенциала Казахстана, а также создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение отечественных и зарубежных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, ускоренное развитие региона, повышение занятости населения.
Проект реализуется в рамках программы «Нұрлы жол», который дает мощный импульс развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана и позволит в полной мере содействовать формированию экономического пояса Нового Шелкового пути.
Общая площадь территории СЭЗ «Хоргос–Восточные ворота» составляет 4591,5 га и состоит из сухого порта – 129,8 га; логистической зоны – 224,9 га; индустриальной зоны – 224,4 га и резервной территории – 4 012,4 га. В ноябре 2016 года был осуществлен ввод в эксплуатацию всех предусмотренных проектом 68 объектов инфраструктуры СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота». Одновременно со строительством объектов инфраструктуры СЭЗ, участником СЭЗ – ТОО «KTZE – Khorgos Gateway» был реализован проект «Строительство сухого порта», который был принят в эксплуатацию в июне 2015 года.
Так, за период 2016-2018 гг. обработано более 441,9 тыс. ДФЭ. 15 мая 2017 года в рамках прошедшего в Пекине Форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь» АО «НК »КТЖ» подписало с корпорацией COSCO Shipping и Порт Ляньюнган инвестиционное соглашение о совместном развитии СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и покупке компанией COSCO Shipping 49% доли в ТОО «KTZE – Khorgos Gateway».
 

Аэропорт столицы – на мировом уровне
Транзитный потенциал Казахстана реализуется и через авиаперевозки.
Динамика транзита через Казахстан в этой сфере демонстрирует устойчивый рост. Так, ожидается, что к 2022 году полеты через Казахстан увеличатся, как минимум, в 1,5 раза к уровню 2011 года.
Астана – крупнейший  деловой, культурный и научный хаб Евразии. Социально-экономическое развитие и продвижение Казахстана в число быстрорастущих экономик мира способствовало быстрому приросту населения и гостей столицы.
Учитывая, что пропускная способность существующего аэропорта составляет 3,6 млн. пассажиров, в будущем это могло бы стать сдерживающим фактором для роста трафика пассажиропотока.
В этой связи, для удовлетворения растущей потребности в авиасообщении столицы, учитывая также подготовку на тот момент к проведению международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», в рамках реализации государственной программы «Нұрлы  жол» был реализован проект по строительству нового терминала столичного аэропорта.
31 мая 2017 года с участием Главы государства состоялось открытие современного терминала международного аэропорта г. Астаны. Терминал, предназначенный для принятия международных рейсов, общей площадью 47 тыс. кв. метров, включает международный пассажирский и VIP терминалы, 6 новых стоянок воздушных судов с посадочными рукавами и 4 автобусных посадочных выхода.
В соответствии с международными стандартами на территории нового терминала установлена современная система безопасности.
Здесь внедрены высокие технологии и процессы, предназначенные для повышения качества обслуживания в аэропорту. В терминале установлена первая в Казахстане современная система обработки багажа, которая соответствует стандартам ЕС и может обрабатывать до 1200 единиц багажа в час. Функционируют 50 кабин паспортного контроля, 27 стоек регистрации и 4 стойки саморегистрации.
Общая пропускная способность терминала Т1 составляет 5,2 миллиона пассажиров в год.