Главная  /  Статьи  /  Свет музыки Саиды Калыковой

Свет музыки Саиды Калыковой

Оксана Дементиевская
2164
Свет музыки Саиды Калыковой скачать фото
Целеустремленная девушка движется к музыкальному Олимпу, игнорируя жизненные сложности

Академик музыки, солистка Государственной академической филармонии акимата г. Астаны, призер международного конкурса, активная участница различных концертов, автор собственных музыкальных произведений для фортепиано и флейты, победитель проекта «100 новых лиц Казахстана» – все это уроженка Приуралья Саида Калыкова. Возможно, кто-то скажет: «Ну и что? Мало ли таких музыкантов?». Ответим – в Казахстане, возможно, она такая единственная, так как девушка достигла всего этого, не видя нот. И не останавливается на достигнутом.
 

Три недели пробыла на малой родине Саида Калыкова. Два сольных концерта, участие в международном конкурсе в качестве жюри, масса творческих и дружеских встреч – график пребывания в Уральске был очень плотным. И все же нам удалось поговорить о том, как выросла Саида из увлеченной музыкой девочки в маститого профессионала и автора собственных произведений. Много лет назад «Литер» писал об этой удивительной целеустремленной девушке, тогда – студентке местного музыкального колледжа. Сейчас она – солистка столичной филармонии.
Недетские испытания
Саида росла очень активным ребенком и творческие занятия у нее начинались с семи утра. Помимо фортепиано, она осваивала домбру, вязание, танцы. Но все это закончилось, когда стало ухудшаться зрение, резко приблизившись к нулю. И все же любовь к музыке в итоге стала ее профессией.
– Говорят, что истинную профессию выбирают три раза, так у меня и получилось, – отмечает Саида Калыкова. – Мне было восемь лет в 1993-м году, когда я решила сама пойти в музыкальную школу и привела с собой 14 детей из нашего двора. Но проучилась совсем немного, всего до ноября: мне поставили тяжелый диагноз и после операции на год запретили учебу – везде, и в общеобразовательной и в музыкальной школе.
Начались долгие поездки в Москву на операцию, консультации, родителям пришлось сосредоточиться на заработке, чтобы обеспечить лечение. После операции Саида потеряла зрение.
Саиду отправили под присмотр к бабушке в дом дяди в Саратовскую область. После разрешения врачей девочка вернулась в Уральск, к учебе в школе и попыталась возобновить занятия музыкой. Но в родной музыкальной школе № 1 ее не приняли, испугались сложности занятий. На дом стала приходить преподаватель профильного колледжа, через какое-то время и она исчезла, Саида вновь осталась без уроков на год. Хотя именно с этим преподавателем колледжа девушка поставила личный рекорд – выучила 32 произведения за год. Следующий год она занималась самостоятельно, повторяя уже изученное.
В 1997-м году в конце сентября обратились в музыкальную школу № 3, директор школы Юлия Сергеевна Данилова поставила условие: «Сдашь академический экзамен в ноябре – примем». Девочка тщательно готовилась и очень волновалась, но и сдала и была зачислена ученицей третьего класса. А в марте 1999 года юная пианистка Саида Калыкова дала свой первый сольный концерт.
«Фортепиано – сложный инструмент»
Так говорили Саиде преподаватели колледжа, не желая принимать сложную, с их точки зрения, ученицу. Смотрели не на талант, успехи и не на желание учиться, а на внешний недуг. Но официально отказать в приеме документов не могли. Никаких послаблений во время поступления у Саиды не было, она сдала экзамены с самым лучшим результатом среди однокурсников – 26 баллов. Следующий результат был 21 балл.
А вот с поступлением в Национальный университет искусств в Астане проблем не было вообще.
– Боялась, что меня не примут. Но неожиданно в Астане я сдала документы за 20 минут, и там сразу определились, как я буду сдавать ЕНТ, – вспоминает пианистка.
На экзамене Саида набрала 116 баллов из 120 возможных.
Итальянские «каникулы»
– Когда я училась на втором курсе колледжа, дала два сольных концерта в Уральске и Астане. Меня заметили, и подали за меня заявку на конкурс в Италии. Непосредственное участие в этом принимала Ольга Васильевна Шаршавицкая, которая с тех пор стала моим ангелом-хранителем, – рассказывает девушка. – Нужны были деньги для участия, помогли родственники.
Так, Саида поехала в итальянский город Киоджи на севере Италии, неподалеку от Венеции. Италия порадовала мастер-классами от известных мировых пианистов, концерты, работа с утра до вечера в доме на берегу моря, в котором не удалось ни разу искупаться.
Конкурс проходил в Сан-Бартоломео. Международный конкурс превзошел все ожидания молодой казахстанской пианистки – она стала серебряным призером, обойдя восемнадцать более старших и опытных соперников. Первое место, к слову, присудили участнице–японке. От самой юной в этой номинации казахстанки никто не ожидал такого высокого результата. Член жюри профессор Кельнской консерватории  Вальтер Крафт пригласил солистку из Казахстана на закрытый конкурс пианистов-композиторов. Это был первый случай, когда на такие мероприятия пригласили ученицу казахстанского университета.
Саида очень общительная девушка и везде, где она бывает, у нее появляются новые друзья. В Италии она подружилась с заслуженной артисткой РФ Татьяной Павловной Левитиной, с которой общается до сих пор.
– После конкурса я выросла профессионально, и меня перестала удовлетворять моя игра. Началась странная депрессия. Мой наставник-педагог дала ценный совет: вообще забыть о музыке на неделю, заменив ее другими удовольствиями. Когда человек растет постепенно, это происходит по-другому, спокойно, а когда профессиональный рост происходит рывком – всегда через стресс, так говорят, – рассказывает Саида.
Девушка не любит подробно рассказывать о своих достижениях. Но уже общеизвестно, что она училась в магистратуре во Флоренции по программе «Болашак», где ее отметили особым знаком отличия. В итальянской магистратуре Саида получила самый высокий балл – 110 элодов. В министерстве образования Италии решили, что пианистка достойна не просто степени мастера Degree или доктора PhD, решили сразу присвоить ученую степень академика музыки.
Туған жерім и столичный «Мираж»
Саида давно уже пишет собственные произведения. Первую пьеску «После дождя» она написала в 15 лет.
– На два моих произведения делали аранжировку для казахских народных инструментов. У меня есть произведение «Асу әжем», посвященное моей бабушке, его исполняю как сольно, так и с казахскими народными инструментами. Есть вариации собственного сочинения, две пьесы с флейтой, прозвучавшие в Уральске. Одна из них – «Туған жерім» посвящена Уральску, вторая – «Мираж» – Астане. Название «Мираж» потому что столица появилась неожиданно как мираж, очень быстро построилась, разрослась, – рассказывает девушка. – Есть также произведение «Птица Самрук», написанное под впечатлением после посещения национального музея Первого Президента. В списке моих произведений: «Царство Нептуна», «Размышления», «Ностальгия», написанные в то время, когда я скучала по Уральску. Детский альбом – «Подражание великим» и другие.
Сейчас Саида задумывается о том, какие еще новые горизонты можно открыть и какие новые вершины покорить. Есть страны, в которых она хотела бы побывать с концертами: Англия, США, Германия, Сингапур. На момент разговора девушка выступала с концертами не только в Казахстане, но и в России, Румынии, Италии. Несмотря на безусловный высокий профессиональный уровень, она продолжает совершенствоваться в игре, занятия за инструментом по четыре часа в день по-прежнему обязательны в ее расписании. И наверняка мы услышим о новых достижениях Саиды Калыковой на музыкальном Олимпе.

 


 

Справка

Саида Калыкова – пианистка из Уральска, с отличием окончила КазНУИ, магистратуру в консерватории во Флоренции, получила ученую степень «академик музыки». Победитель проекта «100 новых лиц Казахстана».
Лауреат республиканских и международных конкурсов: 
Giovanni Talenti - Италия, 2008 г., «Шаг навстречу» – Россия, 2009 г.; Конкурс пианистов-композиторов им. К. Филча– Румыния, 2009 г.
Сольные концерты в Казахстане, России, Италии – 14.
Концерты с оркестрами: 
С симфоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова, Санкт-Петербург, 2009 г.
С симфоническим оркестром театра «Pergola», дирижер Алессандро Пинсаути, Флоренция (Италия), 2014 г.
С симфоническим оркестром Государственной филармонии, дирижер Ерлан Бактыгерей, Астана 2014 г.
С казахскими народными инструментами, дирижер Нурлан Хамзин, Астана 2016 г. 
У Саиды Калыковой около 20 авторских музыкальных работ.
Она владеет казахским, русским, английским, итальянским языками, со словарем – испанским и французским.

 


 

Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, 
фото автора, 
Уральск