Главная  /  Статьи  /  Не всякая госпрограмма хороша, как ее презентуют

Не всякая госпрограмма хороша, как ее презентуют

Оксана Давыдова
839
Не всякая госпрограмма хороша, как ее презентуют скачать фото
Цифровизация задумана, прежде всего, чтобы сделать жизнь простого гражданина проще, а услуги доступнее

О самой главной цели и задаче госпрограммы «Цифровой Казахстан» напомнили чиновникам депутаты-нуротановцы.
 

На заседании Совета по экономической политике при фракции партии «Нұр Отан» по контролю над исполнением этой госпрограммы, как и полагается, текущие итоги озвучили представители госорганов. Они рассказали о том, какие проекты внедряют, сколько их и в каких отраслях. Если верить их словам, то у нас все хорошо и замечательно! Но, когда дали слово заместителю председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олжасу Ордабаеву вдруг выяснилось, что не так уж все и прекрасно. Оказалось, что мало кто из казахстанских IT-компаний вовлечен в проекты «Цифрового Казахстана».
– Все-таки кто эту цифровизацию делает, какими компаниями это реализуется? У нас есть интерактивный чат, порядка 200 казахстанских IT-компаний там присутствуют. Мы их опросили, чтобы выяснить, кто все-таки задействован в реализации проектов «Цифрового Казахстана». Из 200 только шесть сказали: «Да, я принимаю участие в реализации проектов». Мало казахстанских компаний вовлечено в реализацию этих инициатив, – констатировал он.
При этом, по его словам, у отечественных IT-специалистов имеется достаточно большой потенциал. Доказательством этому служит хотя бы то, что многие айтишники из Казахстана работают в ведущих компаниях мира за границей. К слову, Олжас Ордабаев отметил, что отсутствие поддержки этому сектору внутри страны может привести к абсурдной ситуации. К примеру, может получиться так, что разработки казахстанцев могут выкупать соседние страны. К примеру, та же Россия. И потом Казахстан будет вынужден выкупать уже у России свое же казахстанское решение.
При обсуждении у депутатов возникло очень много вопросов и нареканий. В частности, мажилисмен Альберт Рау пытался выяснить, что означает формулировка «оцифровано 99 процентов сельхозземель», представленная Министерством сельского хозяйства, но получить ответ было не от кого – представители аграрного ведомства не явились на заседание. Также вопросы были и к Министерству труда и социальной защиты населения. Между прочим, это ведомство ответственно за перевод в электронный формат ряда очень важных для населения социальных госуслуг. Но увидеть кого-нибудь от них в этот день также не довелось.
Депутат Глеб Щегельский тем временем попросил чиновников не забывать, что главным объектом, для кого была задумана цифровизация, в первую очередь, является простой человек. Он указал, что до сих пор в налоговой и коммунальных предприятиях собираются очереди, тогда как это все должно было быть по идее давно переведено в электронный формат.
– Люди – бабушки, дедушки, где больше всего проблем испытывают? Зайдите в налоговую, посмотрите на эти очереди, зайдите в любое коммунальное предприятие, посмотрите на очереди: как они сейчас с платежками разбираются – в ручном режиме им эту платежку разжевывают. Вот где цифровизация должна быть! А не там, где легче всего горняков или нефтяников привлечь – эти сами к этому придут, еще и вам расскажут, как ее делать, – подчеркнул он.
Напомнил парламентарий и о проблеме с постоянными перебоями сотовой связи. Глеб Щегельский добавил, что близится Новый год и с 1 января 2019 года будут отключать незарегистрированных абонентов мобильной связи, кто не успел или не смог этого сделать. И тогда сеть «рухнет».
– Когда вы начнете отключать операторов, будет дикая истерика, это примерно как регистрация по месту жительства. Это просто для сведения, не забывайте про людей, – предупредил он.
Свои «пять копеек» по поводу качества связи и интернета и конечного потребителя – населения, добавил мажилисмен Сапар Ахметов.
– Да, мы здесь развиваем «Цифровой 
Казахстан» – это хорошо, привлекаем сюда бизнес, но мы должны понимать, кто конечный бенефициар – это население, которое должно потреблять эти услуги, оплачивать и создавать этот рынок. Получается, что у нас качество Интернета и скорость за последние пять лет не улучшились. Это нужно признать. Теперь для того, чтобы все эти мобильные приложения (медицинские, социальные) работали, должен быть доступ к Интернету, но даже в Астане есть такие моменты, когда бывает плохая связь и не везде ловит сеть, – сказал он.
Мажилисмен полагает, что для решения проблем следует в первую очередь заниматься развитием инфраструктуры. Представитель МИК Динара Щеглова согласилась, что такие проблемы существуют, но не стала вдаваться в подробности, пообещав предоставить ответ позже в письменном виде.
В завершение заседания депутаты-нуротановцы приняли рекомендации к ответственным госорганам. В их числе, например, была необходимость ускорения интеграции баз данных и информационных систем госорганов; возможность применения новых технологий, альтернативных широкополосному доступу в интернет в селах и в отдаленной местности от систем телекоммуникаций; расширение перечня госуслуг, оказываемых в цифровом формате.
 

Оксана ДАВЫДОВА,
фото Советбека МАГЗУМОВА,
Астана