Не всякая госпрограмма хороша, как ее презентуют

О самой главной цели и задаче госпрограммы «Цифровой Казахстан» напомнили чиновникам депутаты-нуротановцы.
На заседании Совета по экономической политике при фракции партии «Нұр Отан» по контролю над исполнением этой госпрограммы, как и полагается, текущие итоги озвучили представители госорганов. Они рассказали о том, какие проекты внедряют, сколько их и в каких отраслях. Если верить их словам, то у нас все хорошо и замечательно! Но, когда дали слово заместителю председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олжасу Ордабаеву вдруг выяснилось, что не так уж все и прекрасно. Оказалось, что мало кто из казахстанских IT-компаний вовлечен в проекты «Цифрового Казахстана».
– Все-таки кто эту цифровизацию делает, какими компаниями это реализуется? У нас есть интерактивный чат, порядка 200 казахстанских IT-компаний там присутствуют. Мы их опросили, чтобы выяснить, кто все-таки задействован в реализации проектов «Цифрового Казахстана». Из 200 только шесть сказали: «Да, я принимаю участие в реализации проектов». Мало казахстанских компаний вовлечено в реализацию этих инициатив, – констатировал он.
При этом, по его словам, у отечественных IT-специалистов имеется достаточно большой потенциал. Доказательством этому служит хотя бы то, что многие айтишники из Казахстана работают в ведущих компаниях мира за границей. К слову, Олжас Ордабаев отметил, что отсутствие поддержки этому сектору внутри страны может привести к абсурдной ситуации. К примеру, может получиться так, что разработки казахстанцев могут выкупать соседние страны. К примеру, та же Россия. И потом Казахстан будет вынужден выкупать уже у России свое же казахстанское решение.
При обсуждении у депутатов возникло очень много вопросов и нареканий. В частности, мажилисмен Альберт Рау пытался выяснить, что означает формулировка «оцифровано 99 процентов сельхозземель», представленная Министерством сельского хозяйства, но получить ответ было не от кого – представители аграрного ведомства не явились на заседание. Также вопросы были и к Министерству труда и социальной защиты населения. Между прочим, это ведомство ответственно за перевод в электронный формат ряда очень важных для населения социальных госуслуг. Но увидеть кого-нибудь от них в этот день также не довелось.
Депутат Глеб Щегельский тем временем попросил чиновников не забывать, что главным объектом, для кого была задумана цифровизация, в первую очередь, является простой человек. Он указал, что до сих пор в налоговой и коммунальных предприятиях собираются очереди, тогда как это все должно было быть по идее давно переведено в электронный формат.
– Люди – бабушки, дедушки, где больше всего проблем испытывают? Зайдите в налоговую, посмотрите на эти очереди, зайдите в любое коммунальное предприятие, посмотрите на очереди: как они сейчас с платежками разбираются – в ручном режиме им эту платежку разжевывают. Вот где цифровизация должна быть! А не там, где легче всего горняков или нефтяников привлечь – эти сами к этому придут, еще и вам расскажут, как ее делать, – подчеркнул он.
Напомнил парламентарий и о проблеме с постоянными перебоями сотовой связи. Глеб Щегельский добавил, что близится Новый год и с 1 января 2019 года будут отключать незарегистрированных абонентов мобильной связи, кто не успел или не смог этого сделать. И тогда сеть «рухнет».
– Когда вы начнете отключать операторов, будет дикая истерика, это примерно как регистрация по месту жительства. Это просто для сведения, не забывайте про людей, – предупредил он.
Свои «пять копеек» по поводу качества связи и интернета и конечного потребителя – населения, добавил мажилисмен Сапар Ахметов.
– Да, мы здесь развиваем «Цифровой
Казахстан» – это хорошо, привлекаем сюда бизнес, но мы должны понимать, кто конечный бенефициар – это население, которое должно потреблять эти услуги, оплачивать и создавать этот рынок. Получается, что у нас качество Интернета и скорость за последние пять лет не улучшились. Это нужно признать. Теперь для того, чтобы все эти мобильные приложения (медицинские, социальные) работали, должен быть доступ к Интернету, но даже в Астане есть такие моменты, когда бывает плохая связь и не везде ловит сеть, – сказал он.
Мажилисмен полагает, что для решения проблем следует в первую очередь заниматься развитием инфраструктуры. Представитель МИК Динара Щеглова согласилась, что такие проблемы существуют, но не стала вдаваться в подробности, пообещав предоставить ответ позже в письменном виде.
В завершение заседания депутаты-нуротановцы приняли рекомендации к ответственным госорганам. В их числе, например, была необходимость ускорения интеграции баз данных и информационных систем госорганов; возможность применения новых технологий, альтернативных широкополосному доступу в интернет в селах и в отдаленной местности от систем телекоммуникаций; расширение перечня госуслуг, оказываемых в цифровом формате.
Оксана ДАВЫДОВА,
фото Советбека МАГЗУМОВА,
Астана
Мы в соцсетях