Главная  /  Статьи  /  Феномен Алины Соловьевой

Феномен Алины Соловьевой

Ирина Абрамова
428
Феномен Алины Соловьевой скачать фото
Выбор стоял между профессиями педагога и журналиста. Но она решила сеять вечное, мудрое и разумное

Автор 12 учебников и пособий по биологии, отличник образования РК, лучший учитель 2011 года, методист и практик, подготовивший десятки победителей школьных олимпиад и выпускников, поступивших в лучшие вузы Казахстана и стран СНГ, участник проекта «100 новых лиц Казахстана». Все эти регалии преподавателя биологии школы-гимназии № 1 Шымкента Алины Робертовны Соловьевой, которая, оказывается, могла учителем и не стать. Выбор стоял между профессиями педагога и журналиста. Но она решила сеять вечное, мудрое и разумное.


Встретиться с самым известным преподавателем биологии Шымкента – Алиной Соловьевой – непросто. Уроки сменяются преподаванием на вечерних курсах для выпускников, мечтающих поступить в престижные вузы, и председательством над школьным профсоюзом. Алина Робертовна еще пишет учебники. С 2004 года написано, издано и опробовано 10 учебников. Еще три книги созданы уже в этом году. Это «Биология» для 9 класса и 10 класса гуманитарных школ по новой программе. Пробный вариант всегда под рукой, пестрит цветными закладками, значит, эти страницы надо доработать или уточнить детали, чтобы 9- и 10-классники в следующем учебном году наслаждались ее любимым предметом и не ругали автора и издателя. Как эту маленькую хрупкую женщину хватает на все, совершено непонятно. 


Секрет – в невероятной любви к своему делу


–Да, вообще я, наверное, очень счастливая, от всего стараюсь получить удовольствие. Не все уроки мне нравятся, не все они удачные. Иногда ты настолько уставшая, иногда дети не горят, бывает, когда ты не можешь переломить безразличие к предмету. Иногда 
зажжешь даже не самых сильных детей, а иногда – нет. Но и сами по себе уроки – огромное удовольствие. Это как мужчины за рулем, или пилоты самолета. Если давать деньги, а в небо не пускать, они станут счастливее? Нет. Все очень мне нравится: и писать, и олимпиадников готовить, и на курсах преподавать – признается биолог и добавляет, что, наверное, вариантов выбрать другую учительскую специальность и не было. 


Ее мама – по профессии селекционер-генетик по каракулю, а потому Алина с четырех лет проводила время у микроскопа. Сейчас Алина Робертовна сетует, что не хватило времени взяться и за учебник для 10 класса для школ естественно-научного профиля, в которых более углубленно изучают математику, химию, физику и ее любимую биологию. Пришлось поручить это дело другому изданию и другому автору. И это при том, что обычно автор работает над одним учебником целый год, а сейчас написано два! Уж очень интересные темы предусмотрело министерство образования в обновленной школьной программе.


 – А мне так хотелось его сделать. Потому что там настолько сложные темы, которые мы всегда прорабатывали только с олимпиадниками. А в школьном курсе они вообще никогда не фигурировали, ни в советское время, ни в любой стране мира. А тут настолько углубили биологию, дали вот такой современный ракурс молекулярной биологии, биохимии, биофизики. Это были мои темы, но просто я не успела. Я не читаю учебников других издательств, считаю это некорректным. Если они лучше, то мне нужно прекратить работу. Если они хуже, то говорить об этом – это черный пиар, а молчать об этом как-то некорректно,– считает биолог.


«Резиновая Зина» от Агнии Барто


Педагог признается, что прилагает максимум усилий, чтобы сделать обновленный курс биологии понятным не только ребенку, но и самим преподавателям. Отклики от учителей авторы учебников узнают из первых уст, объезжая регионы страны. Так, например, что в Кызылорде преподаватели просили ее убрать из учебника для 9 класса параграф о контрацептивах, а в другом городе, наоборот, добавить в него морально-этические выводы о вреде абортов. 


– Я эту тему писала три дня, пытаясь сделать параграф таким, чтобы он не был пошлым, чтобы он был в рамках разумного и в то же время научно все отразить. Он в программе есть, куда я его уберу?! А о моральной стороне – пусть об этом говорят в семье, психолог или классный руководитель, мама, папа, священник – кто угодно. Я не беру на себя такую ответственность, – разъясняет она.


Алина Соловьева призналась, что есть один учебник, которым она очень гордится – это «Зоология» для 7 класса. Жалко, что школьная программа меняется так часто, и по этой книге дети проучились всего один год. Педагог поделилась, что за этот учебник ей учителя говорили отдельное «спасибо». А вот к ошибкам и опечаткам в школьной литературе она относится очень серьезно, следит за откликами в интернете, но пока ни одной ошибки в ее книгах не было.


– Иногда бывает, что родители действительно делают ценные замечания. Но они, как правило, узкие специалисты в данной области. Например, по «Познанию мира» родитель- хирург обнаружил нестыковку в учебнике для 3 класса (автор не Соловьева). А бывает, что родители пишут, что им не нравится формулировка. Но это научный термин, что сделаешь?! Допустим, «влагалищные листья» вот раньше ни у кого не было ассоциаций, а теперь есть. Но мы не можем их переименовать, они так называются – это злаки, например, кукуруза или пшеница, и это совсем не пошло. Но сейчас лексикон меняется. Если раньше там: «резиновую Зину купили в магазине» это были стихи Барто, не вызывающие никаких ассоциаций, то теперь их нельзя читать в начальной школе,– пожимает плечами преподаватель.


Неординарный учитель биологии


Ученики Алины Соловьевой признались, что им ни разу не удавалось поставить ее в тупик своими вопросами, даже самыми каверзными. Любимая учительница никогда «за словом в карман не лезет», а оттого и после окончания школы остается их главным оппонентом в спорах и советчиком в принятии важных решений. Сама преподаватель биологии и председатель школьного профкома отмечает своевременность заявления президента о статусе педагога, хотя считает, что определить его будет крайне сложно. 


– Очень сложно оценить работу учителя и подобрать критерии под него почти невозможно. Это как работа полицейского: нет преступлений – хорошо? Да просто не будут принимать заявления. Высокая раскрываемость – просто будут раскрывать любой ценой, не задумываясь, реально  он виновен или нет. И так же работа учителя. Нет критериев однозначных, которые 100% показывали бы эффективность работы учителя. А что касается статуса педагога. Какие задачи ставит государство перед школой? Воспитать личность, которая может себя нормально чувствовать в этом мире или дать сумму знаний? 


Неординарный учитель биологии поделилась, что мечтает лишь об одном, чтобы ее хватало на все любимые дела – преподавание, написание книг и научную работу. 


Алина Соловьева награждена значком «Отличник образования РК», медалью «Ерен еңбегі үшін», удостоена звания «Лучший учитель 2011 года», «Ведущий к вершине Олимпа», отмечена нагрудным знаком МОН РК «Білім беру ісінің құрметті қызметкері». Начиная с 2004 года, когда она занималась подготовкой учащихся к сдаче ЕНТ, её выпускники дважды были удостоены звания отличников г. Шымкента и 6 раз показали 100% качество знаний. Ежегодно её ученики входят в рейтинг первых десяти школ города по результатам ЕНТ по предмету «биология». С 1998 по 2017 годы ее 127 воспитанников стали обладателями призовых мест. Среди них 109 – городского и областного уровней; 14 –республиканского и 4 – международного (биологическая олимпиада – IBO). В 2005-2008 годах, являясь автором более 20 научных статей, обобщив свои научно-практические труды, она успешно защитила кандидатскую диссертацию по педагогике в городе Астане на базе ЕАГИ по теме «Системный подход к интерактивному обучению предмету биологии в 8-11 классах». 


Ирина АБРАМОВА, Шымкент

Смотрите также: