Главная  /  Статьи  /  Поездка с препятствиями

Поездка с препятствиями

Айман ШАРИПХАНОВА
559
Поездка с препятствиями скачать фото
Путь к созданию безбарьерной среды для граждан с инвалидностью, простите за тавтологию, полон барьеров. В этом убедились члены региональных групп общественно-партийного мониторинга во время проведения рейдов по общественному транспорту Семея.

Проверочные мероприятия начались 8 января и завершатся 21 числа. В ходе рейдов партийцы намерены проверить 50% автобусов, курсирующих по городским маршрутам, на предмет соответствия доступности для инвалидов различных категорий. В том числе для колясочников, граждан с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и умственного развития.

 

Камни преткновения

 

Но уже в первые дни проверок стало ясно, что городской общественный транспорт абсолютно не приспособлен для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Они, можно сказать, лишены возможности пользоваться автобусами из-за отсутствия откидных механических или автоматических пандусов, пневматических подвесок для наклона транспортного средства, креплений для колясок в виде ремней, дополнительных поручней. В городе есть только несколько автобусов, курсирующих по маршруту No 1, в которых установлены механические пандусы.

 

Как показала практика, ежедневно городским транспортом пользуются инвалиды по зрению, которые имеют право на бесплатный проезд и ездят в сопровождении работника социальной службы. Они, как и инвалиды по другим заболеваниям, а также пожилые люди и матери с малолетними детьми, входят в так называемые маломобильные группы населения. Для этих категорий пассажиров в общественном транспорте должны быть предусмотрены специальные места, с указательными знаками. Как установили члены мониторинговой группы, это единственное условие, которое выполняется всеми восемью компаниями-перевозчиками.

 

Практически во всех автобусах отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии кнопки вызова водителя либо кондуктора, зоны для размещения колясочников, звуковые и светодиодные индикаторы для слабовидящих и слабослышащих пассажиров. Загвоздка в том, что все эти приспособления для инвалидов перевозчики выполнить не в силах, так как они требуют серьезного технического вмешательства и больших материальных затрат. И при этом не факт, что будут исправно функционировать. По признанию перевозчиков, легче купить новый автобус, чем переделывать старый.

 

Как сообщила Назым Жамболатова, заведующая сектором городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в 2018 году всем перевозчикам были направлены официальные письма с предложением методики по адаптации общественных автобусов для маломобильных групп населения. Но, по общему мнению, эти сложные технические условия могут качественно выполнить только заводы-изготовители.

 

Обещанного два года ждут?

 

Судя по всему, ситуация с адаптацией пассажирского транспорта для нужд инвалидов изменится только в ближайшие год-два.

 

Во-первых, этому будет способствовать новое требование, установленное местными исполнительными органами. Постановлением акимата в 2018 году утверждена новая маршрутная сеть, а в шкалу оценок внесен параграф «условия для перевозки маломобильных групп». Наличие в автобусах пандусов, ремней, специальных поручней и других необходимых для инвалидов средств, будет прибавлять баллы и, следовательно, повышать конкурентоспособность компаний-перевозчиков. Так что в интересах участников тендера пускать на маршрут автобусы, адаптированные для людей с особыми потребностями.

 

Во-вторых, большинству перевозчиков пора обновлять парк техники. По оценке специалистов уполномоченного органа, сегодня в Семее более 46% автобусов находятся в эксплуатации более 7 лет. По словам самих перевозчиков, оптимальный срок использования автомашины на маршруте 7-8 лет, максимальный – 10.

 

Но по этому показателю в условиях на участие в конкурсе регламента нет. В оценочной шкале учитывается качество производственной базы, опыт и репутация услугодателя, право собственности или аренды на единицы транспорта.

 

Но что более важно – срок эксплуатации автобуса. Чем новее автобус, тем лучше. Это подкрепляет надежду на то, что компании быстрее обновят свой парк техники. А сейчас заводы также переходят к новым стандартам, в том числе с учетом потребностей маломобильных групп.

 

Отдел акимата со своей стороны направил письма предприятиям-изготовителям с конкретными статьями закона, касающимися снабжения автобусов специальными приспособлениями.

 

Кроме того, в августе нынешнего года по проекту обновления общественного транспорта Семея, кредитуемому через АО «БРК-лизинг», в город пригонят 170 автобусов, что называется в масле и в целлофане. Все они также будут адаптированы под маломобильные группы.

 

Медленно, но верно

 

– Мы знаем реальное положение вещей – то, что общественный транспорт Семея, мягко говоря, не соответствует новым требованиям времени, – прокомментировала ситуацию первый заместитель председателя Семейского регионального филиала партии «Нұр Отан» Зульфия Жамалтдинова, – но мы обязаны начать добиваться создания условий для наших граждан. Когда мы выходили на выборы, разработали программу «Кедергісіз келешек», в которой учтены проблемы нескольких групп населения. Как бы это ни было трудно – мы добьемся нужного результата. 

 

– Вот лет 6-7 назад казалось, мы поставили перед собой нереальную для многих задачу – добиться, чтобы все публичные здания были оснащены пандусами, – вспоминает Зульфия Фазылжановна. – Постепенно люди пришли к пониманию, что это необходимо. Наши рейды, проверки, настойчивые объяснения и требования дали положительные результаты. Сегодня ни одно здание не принимается в эксплуатацию без соблюдения этих правил.

 

– Члены группы общественного контроля ездили по объектам, составляли паспорта, проверяли их наличие. С 2012 года 321 здание общественного пользования паспортизировали и адаптировали для нужд инвалидов. Мы эту работу продолжаем, – сообщил активист партии и тренер по пауэрлифтингу, тренирующий инвалидов, Андрей Алтайбаев.

 

– Похожая ситуация была со стоянками для транспорта инвалидов. Тоже было в диковинку. А сегодня это привычное дело. Действительно определены места для колясочников. Мы воспитываем общество своим вниманием к этой категории людей. Люди, нуждающиеся в такой помощи, уже тоже привыкли и понимают к кому можно обратиться. Все они слышали и знают, что здесь реализуется партийный проект «Будущее без барьеров». Этим самым мы убираем барьеры между нами и особенными людьми, проводя с ними совместные мероприятия, касающиеся социальных вопросов, культуры, досуга, спорта, – рассказала о значении проекта член социальной комиссии при маслихате Семея от депутатской фракции партии «Нұр Отан» Айнур Аргынбекова.

 

Зульфия Жамалтдинова подчеркнула, что все результаты достигнуты благодаря совместной работе исполнительной власти, депутатского корпуса, партии, победившей на выборах, и других общественных организаций.

 

По итогам рейдовой работы комиссии партийного контроля будет вынесено постановление с рядом рекомендаций. В том числе, впредь, при приобретении транспорта для пассажирских перевозок учитывать интересы маломобильных групп населения. А также при установке остановочных автобусных павильонов учитывать потребности инвалидов.

 

Следующий этап в работе по созданию безбарьерной среды – это адаптация санитарных комнат в общественных учреждениях.

 

Пристального внимания также требуют подземные переходы, которые, за исключением двух-трех, построены в советское время, когда про пандусы не принято было говорить.

 

Постепенно система пассажирского транспорта Семея претерпевает прогрессивные изменения. Горожане успешно пользуются плодами диспетчеризации – в 2016 году было внедрено мобильное приложение «Инфобус»; началось обновление автопарка города, идет подготовка к внедрению электронного билетирования; заменены павильоны на остановках; на конечных остановках построены пункты питания и санузлы для водителей; разработаны и внедрены новые графики маршрутов.

 

В рейдах также приняли участие член партийного контроля Кайрат Тастекеев, руководитель общественного объединения «Исток» Людмила Михайлова, линейный диспетчер Центра управления пассажирскими перевозками Георгий Смачный, член мониторинговой группы Общественного совета города Екатерина Гуляева.

 

Смотрите также: