Главная  /  Статьи  /  Финансовый штиль

Финансовый штиль

Андрей Королев
309
Финансовый штиль скачать фото
Аналитики Halyk Finance Research представили прогноз развития экономики на 2019 год.

В целом оценка стабильная, никаких резких скачков как положительного, так и отрицательного характера эксперты не ожидают. ЛИТЕР изучил выводы аналитиков.

 

Финансисты отмечают, что рост мировой экономики, по оценке МВФ, составит 3,7% в 2019 году, после замедления в 2015-2016 годах. Основной вклад по-прежнему будут обеспечивать развивающиеся страны Азии. Вместе с тем риски, в основном внешние, сохраняются. Среди ключевых можно отметить резкое замедление роста экономик США, Китая и Еврозоны с сопутствующим влиянием на сырьевые цены, введение жестких санкций Запада в отношении России.

 

Согласно оценке экспертов, вклад сырьевого сектора и смежных с ним секторов обрабатывающей промышленности, в том числе торговли и транспортировки продукции сырьевого сектора на фоне слабого развития несырьевого сектора и доминирования госкомпаний в экономике обеспечили более 50% роста ВВП Казахстана в 2018 году.

 

Экономический рост в Казахстане в среднесрочной перспективе ожидается умеренно положительным – на уровне 3,6%. Некоторое замедление экономического роста связано со снижением вклада сырьевого сектора, игравшего ключевую роль в восстановлении экономики в 2017- 2018 годах, когда рост ВВП слегка превышал 4%.

 

КАШАГАН ОБЕСПЕЧИТ РОСТ

 

Расширение добывающих мощностей на крупных нефтяных месторождениях Тенгиз и Кашаган будет способствовать экономическому росту как на этапе инвестирования, так и в последующем посредством роста производства. Прогнозные цены на нефть в 2019 году, исходя из ожиданий международных финансовых организаций, ожидаются на уровне 68 долларов за баррель.

 

По мнению официальных лиц МВФ, мировая экономика вместо усиления экономического роста вышла на плато, тогда как торговые войны, быстрый рост долга, как частного, так и государственного секторов, политика крупнейших центробанков будут негативно влиять на экономический рост и соответственно спрос на минеральное сырье.

 

В этих условиях координация действий нефтедобывающих стран имеет значение для ценообразования на рынке нефти. Отсутствие весомых изменений в несырьевой экономике и, в частности, низкая производительность труда выступают ограничителем трансформации экономического роста в повышение благосостояния населения.

 

ОГРАНИЧИТЬ БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ

 

Официальная безработица в стране составит порядка 4,8%. Самозанятое население в республике по состоянию на конец 3 квартала 2018 года составило 23% от рабочей силы. В условиях небольшого замедления экономики эта наиболее уязвимая часть населения может потенциально увеличить показатель официальной безработицы в стране. Однако сокращение притока рабочей силы молодого возраста изза спада рождаемости в 90-х – в настоящее время весомый фактор, который ограничивает предложение на рынке труда, соответственно скорее более вероятно стабильное положение на рынке труда в среднесрочном периоде, отмечают аналитики Halyk Finance Research.

 

В настоящее время правительство стремится ограничивать бюджетные расходы в связи с необходимостью балансирования консолидированного бюджета, снижения ненефтяного дефицита консолидированного бюджета, который составит порядка 7% от ВВП в 2019 году, после примерно 9% по итогам 2018 года.

 

Размер государственного долга в 2018 году составил 25,3% от ВВП, с потенциалом для снижения до 24,7% от ВВП в 2019 году. Рост цен на нефть почти на 30% в 2018 году сыграл важную роль в повышении доходов консолидированного бюджета. Уровень цен на нефть в 60-70 долларов за баррель обеспечивает приемлемое состояние госбюджета с учетом постепенного сокращения его расходов.

 

Инфляция в 2018 году была необычно сдержанной и игнорировала негативное влияние слабого тенге, рекордного уровня инфляционных ожиданий населения, реальных зарплат, выросших на 2%, оборота торговли более чем на 7%, двузначных темпов расширения инвестиций, формировавших сильный проинфляционный фон. Риски увеличения инфляции в 2019 году исходят из повышения акцизов на топливо, сохранения высоких инфляционных ожиданий, некоторого увеличения зарплат в первую очередь за счет повышения минимальной оплаты труда.

 

Расходы госбюджета сокращаются, трансферты Нацфонда замещаются средствами из внебюджетных фондов в том числе за счет расходов нацхолдингов. Как следствие, по мнению аналитиков Halyk Finance Research, уровень инфляции по итогам 2019 года составит 5,4%.

 

ОГРАНИЧЕННЫЙ ЭФФЕКТ ТРАНСМИССИИ

 

Последние три года денежно-кредитная политика характеризовалась стабилизацией условий на денежном и валютном рынках, а также снижением краткосрочных ставок вслед замедляющейся инфляции при сохранении регулятором денежно-кредитных условий на нейтральном уровне.

 

Регулятор поступательно снижал базовую ставку до 3 квартала 2018 года наряду с понижающейся инфляцией. Однако в четвертом квартале Нацбанк принял решение о повышении базовой ставки на фоне дальнейшего понижения инфляции, которая по результатам 2018 года составила 5,3%, что потенциально может расцениваться участниками рынка как начало ужесточения кредитно-денежных условий.

 

В 2018 году курс национальной валюты к доллару обесценился с 318 тенге до 384 тенге, при этом курс тенге к российскому рублю сохранялся на уровне 5,5-5,6. При среднегодовой стоимости нефти марки Brent на уровне 68 долларов за баррель и среднегодовом курсе российского рубля к доллару на уровне 67 рублей, курс национальной валюты сложится на уровне 375 тенге за доллар в среднем за год. Денежно-кредитная политика будет по-прежнему иметь ограниченное воздействие на инфляционные процессы в республике, так как они носят не монетарный характер, а эффект трансмиссии на инфляцию цен будет ограниченным, особенно через процентный канал.

 

СЛАБЫЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

 

В 2018 году отрицательное сальдо счета текущих операций существенно сократилось и составило порядка -0,8% от ВВП. Дальнейшему сокращению дефицита текущего счета в 2019 году будет препятствовать расширение объемов инвестиционного импорта в рамках крупных нефтегазовых проектов, а также расширение объемов выплат иностранным инвесторам по счету первичных доходов.

 

Прогнозируемый дефицит текущего счета сложится в 2019 году на уровне -0,9% от ВВП, подчеркнули эксперты. Продолжается снижение роли банковской системы в развитии экономики Казахстана. Доля ссудного портфеля банковского сектора к ВВП за 2018 год составляет 23%, последовательно снижаясь с 26% в 2017 году и с 33% в 2016 году. Данная ситуация складывается в результате сохранения доминирования сырьевого сектора при слабости сегмента МСБ, накопившихся внутренних проблем банковской системы. Несмотря на хороший рост экономики, наблюдается достаточно слабый прирост депозитов в банковском секторе.

 

Основным драйвером роста депозитов в 2018 году выступил прирост вкладов населения, при этом динамика роста вкладов корпоративного сектора демонстрирует стагнацию. Отсутствие роста корпоративных вкладов связано со значительным выводом и размещением на валютных счетах в иностранных банках валютной выручки экспортеров. Кредитный портфель банковской системы демонстрирует отсутствие значимого прироста. На данный результат оказал влияние уход из системы ряда банков. Также общая динамика ссудного портфеля содержит в себе осуществление значительных списаний ранее скрытых проблемных кредитов и их замещение новыми ссудами, в основном в сегменте корпоративного кредитования.

 

При этом сокращение корпоративного ссудного портфеля было замещено значительным приростом розничного кредитования, продемонстрировавшим увеличение с начала года более 15%. В 2018 году уровень NPL90+ в банковской системе составил 8%, что является довольно низким значением. Уровень провизирования ссудного портфеля составляет 13%, провизии полностью покрывают уровень официально отраженной проблемной задолженности. В целом развитие банковского сектора будет продолжать отставать от роста экономики в целом.

 

Переход к более активному кредитованию и рост доли банковского сектора в экономике возможны только после разрешения ряда структурных проблем в экономике и построения более эффективного рыночного механизма по предоставлению финансовых услуг, отметили аналитики.

 

Смотрите также: