Главная  /  Статьи  /  Идеи не на один миллион…

Идеи не на один миллион…

Ирина ВОЛКОВА
296
Идеи не на один миллион… скачать фото
Сельская общественность, работающая по четвертому уровню бюджета, недовольна существующей системой оценки недвижимости. Сельчане просят мажилисменов внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

Разговор о налогах зашел, конечно, не просто так. Как рассказала депутат Мажилиса Парламента, председатель Комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, народных избранников сегодня очень волнует вопрос укрупнения налоговой базы республики.

 

Программа партии «Нұр Отан» до 2030 года «Общество благополучия: 10 целей десятилетия» предполагает, среди прочего, переход к проактивной социальной политике, основанной на создании условий для достойной жизни всех казахстанцев.

 

Так, например, планируется увеличить поддержку семей с внедрением финансовых инструментов в пользу материнства, учитывающих то, сколько денег необходимо тратить на каждого ребенка для обеспечения его полноценного развития.

 

Также партия намерена взять на себя обязательства по широкомасштабному внедрению инклюзивного образования, по увеличению размеров базовых пенсий и пособий. Это все к тому, что усиление социальной составляющей для всех категорий граждан требует прочной финансовой подушки безопасности. Это один аспект.

 

Второй связан с противоречием между цифрами, которые дает Министерство труда и социальной защиты, говоря о снижении в стране безработицы, и реальными налоговыми поступлениями. – У нас всюду говорят о том, что открываются новые рабочие места, снижается количество безработных казахстанцев. Это значит, что и государственная казна должна увеличиваться соразмерно со снижением безработицы. Однако фактически этого не происходит. Поступления в бюджет практически остались на прежнем уровне, а если и увеличились, то совсем незначительно, – сообщила Гульжана Карагусова на встрече с активистами села Песчаное района Теренколь, говоря об эффективности внедрения четвертого уровня бюджета.

 

Осенью планируется корректировка Налогового кодекса. И перед внесением изменений народные избранники намерены выявить в существующей системе налогообложения «слабое звено», понять, на каком этапе идет недоработка, благодаря которой поступления в бюджет не увеличиваются, хотя, по логике вещей, должны бы. Тем временем, местное сообщество в селах и поселках, как никто другой, заинтересовано в увеличении налоговых поступлений, поскольку в рамках четвертого уровня бюджета сам актив решает, куда потратить доходную часть.

 

…В селе Песчаное района Теренколь в прошлом году собрали чуть более пяти миллионов тенге налогов. Из них 1 миллион 400 тысяч ушли на оплату уличного освещения. Оставшиеся 3,5 миллиона решением общего собрания распределили на благоустройство, озеленение.

 

– Безусловно, внедрение четвертого уровня бюджета, – отвечая на вопрос мажилисменов об эффективности этой меры, поделилась своим мнением аким Песчанского сельского округа Алтынай Дюсембаева, – незамедлительно сказывается на внешнем облике населенного пункта. Насущные проблемы села никто не знает лучше тех, кто в этом селе живет. К тому же, участвуя в процессе превращения доходной части бюджета в расходную, уже никто не будет задаваться подозрительным вопросом: куда уходят деньги? Они сами направляют эти деньги туда, где тонко.

 

Но, если саму идею четвертого уровня бюджета, который, напомним, был внедрен в стране с первого января прошлого года, на местах восприняли на «ура», то к существующей системе налогообложения у местной власти имеется ряд нареканий. Так, например, сельчане в лице местной исполнительной власти выступают за перенос сроков платежей налога на транспорт. Сейчас казахстанские автовладельцы могут оплатить налог на автотранспортное средство до 31 декабря. И многие, особенно на селе, оставляют выполнение этого обязательства на последний день. По закону они имеют на это право. Между тем платеж, оплаченный в конце одного месяца, проходит лишь в другом.

 

Таким образом, деньги на казенный счет падают в январе, когда довольно проблематично решать какие бы то ни было сельские проблемы: ни дорогу отремонтировать, ни саженцы деревьев высадить. А учитывая то, что основная доля всех налоговых поступлений на селе – это налог на транспорт, получается, что зимой в казне у сельского акимата густо, а в остальные сезоны, когда можно проводить большинство работ по благоустройству – пусто.

 

Если говорить об улучшении и о повышении эффективности системы налогообложения, то мы, и, я думаю, нас поддержат все сельские акимы, хотели бы предложить законодательно установить более ранний срок оплаты налога на транспорт, – высказала свои предложения Алтынай Дюсембаева.

 

– Оптимально было бы приравнять его по срокам к налогу имущественному, срок оплаты которого истекает 1 октября. Среди других предложений сельчан депутаты Мажилиса Гульжана Карагусова, Василий Олейник, Татьяна Яковлева, Сергей Симонов и Александр Суслов, выделили необходимость в переоценке недвижимости при расчете налога на имущество. – На мой взгляд, эта мера назрела уже давно. Я считаю неправильным, когда владелец хорошего, добротного двухэтажного дома платит за него налог по двести-триста тенге в год. И я нисколько не преуменьшаю эту цифру. Именно столько платят за имущественный налог большинство сельчан, – отметила аким Песчанского сельского округа. К слову, народные избранники очень удивились такой сумме в платежках налогоплательщиков. И не исключено, что дополнения и изменения в Налоговый кодекс, разрабатываемые сейчас и Министерством финансов, и мажилисменами, осенью всех нас удивят… И, может, не очень приятно…

 

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар