Главная  /  Статьи  /  Каспийский консенсус

Каспийский консенсус

Андрей Королев
732
Каспийский консенсус скачать фото
Подписание Конвенции о статусе Каспийского моря эксперты не раз называли историческим событием.

Оно и понятно, разрешить вопрос глобального уровня под силу далеко не каждой стране и ее лидеру. А то, что это глобальный вопрос, ни у кого не вызывает сомнения, так как интерес к Каспию проявляют игроки как на Западе и Ближнем Востоке, так и в ближайшем периметре Казахстана.

 

Поэтому перед Президентом Нурсултаном Назарбаевым, который стал вдохновителем каспийского прогресса, стояла непростая задача. Нужно было примерить интересы пяти совершенно разных стран, у которых были свои резоны по разделу, и они никак не совпадали. Известно, что по инициативе Нурсултана Назарбаева на протяжении более одного десятилетия казахстанские дипломаты вырабатывали общие пути решения вопроса.


Во имя мира


Президент не раз подчеркивал, что Казахстан – мирное государство, выстраивающее взаимовыгодные отношения со всеми странами. Поэтому и в каспийском вопросе нельзя было отходить от этого постулата.


Нурсултан Назарбаев отмечал: задача не только в том, чтобы поделить море, но и в том, чтобы защитить его уникальную экосистему.


Уже сформирована серьезная договорно-правовая база в сфере обеспечения экологической безопасности. Заключен ряд протоколов к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспия. В развитие этого процесса необходимо разработать механизм контроля за соблюдением запрета на вылов осетровых пород рыб. Особое значение Казахстан придает выработке «каспийской пятеркой» совместных мер по борьбе с браконьерством и другими угрозами.


Прошедшая 12 августа 2018 года в Актау встреча глав пяти прикаспийских государств изначально позиционировалась как историческая. Впервые за более чем 20 лет сторонам удалось согласовать позиции и принять Конвенцию о статусе моря. Среди главных достижений эксперты называют заявление сторон о невозможности размещения на Каспии вооруженных сил и баз иностранных государств. Таким образом, пятерка очертила архитектуру безо-
пасности в этом регионе, определив, что только прибрежные страны имеют право использовать свои ВС на Каспии.


Твердая позиция Президента


Особую роль в этом сыграла твердая и четкая позиция Нурсултана Назарбаева, который сразу заявил, что недолжно рассматриваться присутствие посторонних стран в разрешении каспийской дилеммы. Поэтому любые инсинуации по вопросу присутствия иностранных государств на территории Каспия отпали сами собой.


«Конвенция является своего рода «Конституцией Каспийского моря». Она призвана урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных государств, а также стать гарантом безопасности, стабильности и процветания в регионе», – сказал по итогам встречи в Актау Президент РК Нурсултан Назарбаев.

 

Налаживание взаимовыгодного сотрудничества


Как известно, благодаря твердой позиции Президента Казахстана были установлены территориальные воды шириной 15 морских миль, при этом их внешние границы обрели статус государственных.


К территориальным водам примыкают десятимильные рыболовные зоны, где каждое государство обладает исключительными правами на промысел. За пределами рыболовных зон сохраняется общее водное пространство. Вне морских госграниц действует свобода мореплавания для судов под флагами прибрежных стран.
«На сегодняшний день прикаспийские страны обладают огромным потенциалом и динамично развиваются. Совокупная численность населения наших государств составляет около 240 млн человек. Близость Каспийского моря к зонам политической нестабильности требует от прикаспийских государств налаживания взаимовыгодного и действенного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.


Нет серьезных разногласий


Заместитель директора российского Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко заметил, что главные интересы Нурсултана Назарбаева на Каспии – это стабильность, безопасность и эффективное использование его ресурсов.


«Плюсом для Казахстана здесь, безусловно, идет и то, что, во-первых, по Каспию у него нет серьезных разногласий с соседями, каких-то особых территориально-имущественных споров. А во-вторых, еще в начале 2000-х годов Астана, Баку и Москва не только сумели договориться о разделе дна в целях недропользования, но и уже достаточно успешно сотрудничают в вопросах совместной разведки и добычи минеральных ресурсов», – сказал г-н Панкратенко.

 

Политолог Ровшан Ибрагимов заметил, что среди комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности Каспийского моря, следует выделить такие аспекты, как межгосударственные переговоры, меры по укреплению доверия в регионе и разоружению, разработка механизма безопасности на региональном уровне.

 

Собрался блок единомышленников

 

Вопросы безопасности были, есть и будут в числе приоритетных для стран Каспия. Именно Актауский саммит и подписанная в ходе него Конвенция заложили основу архитектуры безопасности в регионе.


Президентская стратегия строительства архитектуры каспийского региона находит общемировое признание, эксперты из США, ЕС, России обозначили ее как дипломатическую победу Нурсултана Назарбаева.


Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев так оценил усилия Казахстана по разрешению каспийских споров.


«Каспийское море закрыто для внешних, нерегиональных сил, создание здесь баз невозможно по соглашению. Это позволяет нам в меньшей степени тратить ресурсы на прикрытие южных рубежей, ориентируясь на то, что здесь в общем-то собрался блок единомышленников. Это практически революция и огромный вклад Казахстана в международное право. Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, назначает пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами», – сказал он.


Новые логистические возможности


Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов заметил, что разграничение шельфа и территорий помогает успешно использовать энергетический потенциал региона. Плюс ко всему шельф здесь неглубоководный, добыча на Каспии сопряжена с меньшими рисками.
«Через регион проходит несколько маршрутов китайского «Экономического пояса Шелкового пути», целый ряд игроков собирается использовать этот регион для альтернативных проектов. Это, например, так называемый Южный коридор, который предполагает поставку энергоносителей в Европейский союз через территорию Казахстана или Ирана», – напомнил Абзалов.


Главный поставщик энергоресурсов


Как отмечают эксперты, Каспийский регион в XXI веке обещает стать главным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок. Запасы имеющихся здесь углеводородных ресурсов оцениваются по-разному, но все эксперты сходятся во мнении, что этот регион может выйти на 3-е место в мире по добыче энергоресурсов после Ближнего Востока и Сибири.


Крупнейшие прогнозные региональные запасы нефти и газа сосредоточены на территории Туркменистана (6,5 млрд тонн нефти и 5,5 трлн куб. м газа, 4-е место в мире по разведанным газовым запасам), Казахстана (6 млрд тонн нефти и 2 трлн куб. м газа) и Азербайджана (3,5-5 млрд тонн нефти и 600 млрд куб. м газа).
Российские запасы нефти на Каспии до открытия в январе 1998 года потенциально нефтеносных структур в северном секторе моря оценивались в 1 млрд тонн. Иранские запасы еще меньше. По самому шельфу Каспия разведанные запасы составляют 12 млрд тонн условного топлива.


Все эти богатства ничего бы не значили, если бы на Каспии не царил мир, если бы страны региона продолжали споры, и росло взаимное недоверие. Поэтому главным достижением Казахстана по Каспию стоит считать именно то, что путем невероятных дипломатических усилий Астане удалось примирить все стороны и обеспечить надежное будущее каспийского региона.


 

 

Смотрите также: