Главная  /  Статьи  /  Как решать конфликты на работе

Как решать конфликты на работе

Соб. инф
495
Как решать конфликты на работе скачать фото
Колонка Ербола Исмаилова.

Бешеная гонка, вечный стресс, переработки, пылающие ярким пламенем дедлайны. Источников для конфликтов в коллективах великое множество. 

 

Как вести себя в ссорах с коллегами, и о каких казахстанских реалиях нельзя забывать? Сделаем небольшую оговорку. Важно разделять трудовой конфликт – когда нарушаются права сотрудника, и конфликт на работе – когда коллеги не могут найти общий язык. Сейчас поговорим о случае № 2. 

 

Мне не раз приходилось сталкиваться с конфликтами на рабочем месте. Причем как участвовать, так и решать. Следует помнить, что сами по себе стычки неизбежны и естественны, но их форма и содержание – вот что заслуживает внимания. Хочется поделиться небольшими лайфхаками и некоторыми наблюдениями, с которыми приходилось сталкиваться на практике. 

 

СОВЕТ БЫВАЛОГО – УЧИТЫВАЕМ ОСОБЕННОСТИ «МЕСТНОЙ» КУХНИ 

 

Любопытно то, что в нашей стране характер ссор на работе имеет особый оттенок и привкус. Беспощадный понт имеет такого же яркого брата – беспощадные амбиции. Все с жадностью поглощают новости о кадровых перестановках и следующих за ними «командных» переездах (перемещениях). Путь каждого агашки отслеживается от пункта А в пункт В с маниакальным вниманием. Причем увлеченные зрители – не только обитатели столичных кабинетов, но и обыватели. Поэтому, говоря о нашей стране, надо всегда иметь в виду, что наш соотечественник дальновиден, он в курсе, что, ругаясь с этим коллегой, – он задевает протеже агашки N, а ругаясь с другим – рискует получить «люлей» от человека из другой команды. С другой стороны иногда даже самый уважаемый начальник бывает не в силах уволить «спущенного сверху» человека. 

 

КОНФЛИКТ – ПРОСТО ПОВОД? 

 

Другая излюбленная «перчинка» наших компаний – использовать конфликт как повод. Причем этот инструмент популярен как у работников, так и работодателей. Уволиться, честно признавшись в том, что появилась более «денежная» вакансия в другой компании, – довольно сложно. Порой легче устроить небольшую манипуляцию или скандальчик, а потом жаловаться на шефа-деспота. С другой стороны уволить сотрудника в нашей стране, в том числе и благодаря социально ориентированному законодательству, совсем не просто. 

 

Я был свидетелем случая, когда один очень «прошаренный» сотрудник несколько месяцев «таскал» по судам одну весьма известную казахстанскую компанию просто из-за того, что не был согласен с увольнением. Даже несмотря на то, что неделями не появлялся на работе. Так вот из-за боязни таких болезненных «расставаний» руководители тоже инициируют некоторые скандалы с участием своих сотрудников. Так сказать, собирают досье из «фейлов» неугодного. Смутьяна и скандалиста и увольнять не так стыдно, и повод веский имеется. 

 

ОДИН ЗА ВСЕХ. А ВСЕ ЗА ОДНОГО? 

 

Совет руководителям. При конфликте с начальством работник практически всегда остается один. Никто не хочет быть на стороне заведомо проигравшего, а в иерархии «босс-подчиненный» всегда понятно, кто будет аутсайдером. Поэтому, даже если коллеги считают, что сотрудник прав, их поддержка не будет открытой – кто захочет накликать гнев сверху? Начальникам важно помнить об этом, когда кажется, что волевые и непопулярные решения находят яркий отклик и поддержку среди коллектива. Возможно, вы просто потеряли связь с реальностью. Что может помочь? Эмпатия. Все ответы всегда в ней. Вникайте в проблемы и несогласие работника. 

 

ШЕФ – ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК 

 

Эмпатичными нужно быть и по отношению к шефу. Стратегия ссор с начальником проста. Едва ли вы сможете доказать свою правоту силой и упрямством. Тут обычно находит коса на камень, и только искры летят. В то же время иногда бывает и так, что даже будучи совершенством, самым идеальным из существующих в мире сотрудников, плохого настроя шефа по отношению к вам не смягчить. Прилежание эффективно в будни. 

 

В моменты стресса и авралов недостаточно хорошо делать свою работу, надо учитывать дополнительные факторы. Может, ваш руководитель находится под давлением своего начальства. Возможно, у него проблемы дома. Доверие – долгосрочный капитал, поэтому небольшое сверхусилие и сверхтерпение могут быть вознаграждены стократ. 

 

СКАЗАННОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО ПРОТИВ ВАС 

 

Будьте сдержанными в высказываниях и предельно корректными. В случае, если ваш оппонент ведет себя низко, есть лайфхак. Если коллега устно начинает переходить черту, просто продолжайте разговор по рабочей электронной почте. Это отрезвляет даже самых отъявленных манипуляторов и скандалистов. Особенно, если в копии стоят адреса начальства. Дальше диалог либо продолжается очень уважительно, либо вообще сходит на нет. И под конец, друзья, хочется сказать: не ругайтесь. Проблемы всегда переносятся домой, где от вашего стресса непременно страдают родные и любимые.